Как водители общественного транспорта улицу переименовали
"Еду в автобусе, объявляют остановки. Не водитель, а запись дикторским голосом, как сейчас во всем общественном транспорте. И вдруг слышу: "Остановка Арыкова". Но это же неправильно, не Арыкова, а Арыковой!" - возмущается Ольга, хорошая знакомая.
И действительно, ошибка грубейшая.
Ибо улица эта названа в честь Нагимы Идрисовны АРЫКОВОЙ, советского партийного деятеля, казахстанского государственного деятеля, одной из организаторов женского движения в Казахстане. И первой казашки-наркома республики. Согласитесь, есть повод гордиться такой казахстанкой?
Родилась Нагима в городе Верном в 1902 году, умерла в 1956 году в городе Алма-Ате. А улица ее имени находится сейчас уже в Алматы. Все этапы истории современного города - в одном имени.
Кстати, улица Арыковой находится в "старом городе" - в Большой станице. И эта улица своей историей и даже своими названиями похожа на учебник истории. До 1860 года она называлась Гасфортская – была названа так в 1858 году в связи с приездом в город Верный губернатора Западной Сибири Густава Христиановича ГАСФОРТА.
Видимо, для маленького городка, каким тогда был Верный, приезд такой значительной особы был очень важным событием… Но в 1860-м улицу переименовали в Константиновскую, а потом Караванную. Это было правильное название, отражающее ее суть – по ней вечно шли караваны верблюдов в город. А в 1977 году улица Караванная стала носить имя Нагимы Арыковой.
Улица и сейчас – тихая и спокойная, одноэтажная, с резными ставенками и местами покосившимися заборами. Скромная, уютная – как из прошлого века.
Кстати, удивительный факт. Хоть и родилась Нагима в Верном, но жительницей города стала гораздо позже. Как так получилось? Неслучайная случайность. Отец ее отправился по делам в Верный и взял с собой беременную супругу. И где-то на подъезде к городу жена его родила дочку...
Родители хоть и были простыми людьми (папа - пастух, мама – домохозяйка), но важность образования для дочери понимали. Потому девочку отправили в школу – сначала русско-туземную, а потом в церковно-приходскую.
Если с церковно-приходской мне все было понятно, я про такие школы в наших краях много читала и понимала, что они хоть и находились при церквях, но учиться могли в них дети разных религий, то про русско-туземные школы пришлось спрашивать в интернете.
"Эти школы являлись первыми школами европейского типа, в которых получали светское образование представители местного населения в Туркестане. Целью этих школ являлось обучение детей местного населения русскому языку и приобщение к ценностям европейской и русской культуры, имея в виду подготовку из них в последующем чиновников низового звена администрации края... В школе работали русские преподаватели, как правило, это были выпускники Ташкентской учительской семинарии, которые преподавали в школе русский язык и арифметику, и учителя местной национальности, — как правило, мулла, который обучал местному языку, арабскому языку и письменности и преподавал основы мусульманского вероучения", - вот что ответил мне интернет, а точнее сайт "Казахстанской энциклопедии".
И статистика подходящая нашлась: всего в Туркестанском крае в 1901 году было 45 таких школ, в 1905 году - 82, в 1912 году - 89. Нагима училась, кстати, в Пржевальске, сейчас это Каракол (Кыргызстан). Алматинцы знают Каракол как горнолыжный курорт, а сто с лишним лет назад это был хоть и небольшой, но весьма интересный в плане общества город. Можно даже сказать – город высокой культуры и образования: отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в свои центральноазиатские этнографические, географические и ботанические путешествия. На стыке 19 и 20 веков через Каракол проезжали известные учёные и путешественники, некоторые сотрудники экспедиций оставались тут на сезон-два, и благодаря такой научной экспансии в городе были открыты учебные заведения, публичная библиотека и даже метеостанция.
Нагима училась в Караколе четыре года. А потом опять отправилась учиться – но уже на годичные учительские курсы в Ташкенте. Окончила их в 1918 году. И стала работать учительницей в Верном.
А время было неспокойное, страна переживала Гражданскую войну, революцию, голод, разруху. Но учителя были нужны! Процент грамотного населения тогда составлял в городе меньше половины, а в селах – 10-12%. И большинство из этих грамотных умели только читать по слогам и писать печатными буквами.
20 февраля 1920 года Совнарком принимает Чрезвычайный декрет о ликвидации неграмотности. И учителей – церковно-приходских школ, училищ, а также так называемых киргизских низших сельскохозяйственных школ привлекают, как бы сейчас сказали, "к реализации проекта". По стране создаются кружки по борьбе с неграмотностью, вечерние курсы и избы-читальни.
Нагима, молодой педагог, тоже занималась борьбой с неграмотностью – учила читать и писать и детей, и их родителей. И сама училась – очередные учительские курсы у нее были в Семипалатинске, после них она уже могла готовить учительские кадры для сельской местности.
Была она, видимо, человеком активным и неравнодушным. И наверняка наблюдала, а то и на себе испытывала пренебрежительное отношение представителей "сильного" пола к полу "слабому". Хотя равенство прав мужчин и женщин было официально установлено большевиками почти сразу после их прихода к власти и закреплено на Первом всероссийском съезде работниц еще в 1918 году.
Советский Казахстан тогда же примерно примкнул к движению по освобождению женщин Востока. Чуть позже вышли два декрета Совнаркома – 9 ноября 1921 года о наказуемости многоженства и 17 января 1922 года о брачном праве казахов. Но от декрета до реального его исполнения работы было много. И Нагима в 1923 году стала инструктором отдела по работе среди женщин Семипалатинской губсовпартшколы. А через год – инструктором отдела по работе среди женщин Семипалатинского губкома РКП(б). В 1925 году стала членом компартии.
Партбилет дал ей огромные возможности в деле помощи женщинам: как партийную ее направляют заведующей отделом по работе среди женщин Казкрайкома, избирают кандидатом в члены бюро, а потом членом КазЦИК и ЦИКа СССР, делегатом XV и XVI конференций ВКП(б), XV съезда ВКП(б). Это стремительнейшая карьера, огромные высоты!
В 1929 году она стала председателем казахского отделения Верховного суда РСФСР.
В 1932-м, закончив курсы марксизма-ленинизма, уехала из столицы в Западно-Казахстанский Губобком КП(б).
Там познакомилась с будущим мужем, он был председателем Губоблисполкома в Уральске. Поженились. Но фамилию мужа Нагима решила не брать. И это решение позже спасло жизнь и ей, и ее единственной дочери: в 1937 году ее супруга, к тому времени уже наркома легкой промышленности Хасена КОШАНБАЕВА расстреляли как врага народа. В 1958 реабилитировали, конечно. Посмертно.
А Арыкову в июне 1937 года в Алма-Ате, уже ставшей столицей, назначают наркомом социального обеспечения Казахской ССР.
Первая женщина-казашка – нарком республики!
Народный комиссариат в Советском государстве- это как министерство сейчас: центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства. А во главе народного комиссариата стоял народный комиссар (нарком), входящий в правительство - Совет народных комиссаров соответствующего уровня. Существовали наркоматы с 1917 (в Казахстане с1920) по 1946-й годы. В 1946 их переименовали в министерства, а наркомов – в министров.
Посмотрела я список наркомов соцобеспечения. Их было 12 за всю историю существования наркомата в нашей стране:
АРГАНЧЕЕВ, Сахипгерей Джармаевич (октябрь 1920 г. — июнь 1921 г.)
ДЖАНГИЛЬДИН, Алиби Тогжанович (июль 1921 г. — май 1925 г.)
ХАНГИРЕЕВ, Дарибай Хангиреевич (май 1925 г. — октябрь 1925 г.)
ДЖАНГИЛЬДИН, Алиби Тогжанович (октябрь 1925 г. — сентябрь 1928 г.)
ХЛЫНОВСКАЯ, Евдокия Степановна (сентябрь 1928 г. — март 1931 г.)
ВОРОЖЕЕВА, Анна Ивановна (июнь 1931 г. — июль 1932 г.)
КУРМАНГАЛИЕВ, Рамазан Курмангалиевич (июль 1932 г. — июль 1933 г.)
АБДРАХМАНОВ, Бисенгалий (ноябрь 1933 г. — май 1937 г.)
АСЫЛБЕКОВ, Абдулла Абдрахманович (май 1937 г. — июнь 1937 г.)
АРЫКОВА, Нагима Идрисовна (июнь 1937 г. — июль 1938 г.)
ИКТИСАМОВА, Сарби Рамазановна (июль 1938 г. — апрель 1943 г.)
ЕЛЮБАЕВ, Оспанбай (апрель 1943 г. — март 1946 г.)
Нагима Арыкова с головой окунулась в работу наркомата – а там дел много, там огромный объем проблем. Но через год ушла с должности – по собственному желанию. Есть версия, что по состоянию здоровья. А я думаю, что не только здоровье виновато. Видимо, припомнили ей мужа -"врага народа".
Затем работала в государственных издательствах, была редактором журнала "Сталин жолы" (в хрущевские годы переименован в "Казахстан Айелдери"). Является автором книг "Чем должна заниматься женщина-уполномоченная?" (Кызылорда, 1927), "Свобода трудящихся женщин в Казахстане" (Кызылорда, 1930) и ряда других.
В 1956-м Нагимы Идрисовны не стало.
"Внесла значительный вклад в защиту прав казахских женщин, привлечение их к культуре и образованию", - вот так пишут про нее на официальных сайтах.
И это правда. Внесла.
И самое малое, что мы можем сделать в благодарность ей за этот вклад – это правильно произносить ее фамилию в автобусах. Не "улица Арыкова". А "улица АрыковОЙ". Казалось бы, мелочь. Но исправлять ее никто не собирается. Хотя Ольга, та самая неравнодушная алматинка, с подачи которой и родился этот материал, пыталась объяснить сотрудникам автопарка, что это ошибка, что ее надо исправить, но реакция их была примерно следующая: "Вам-то какая разница?".
Видимо, не видят разницы и те люди, кто составлял список остановок, те, кто его проверял (проверял же его кто-то?), те, кто озвучивал названия остановок дикторским голосом. И те, кто все это контролировал. Если контролировал.
Но разница есть.
Я уверена, есть и достойные мужчины с такой фамилией, но улица названа не в честь них, а в честь достойной женщины.
Фото Ольги Мартыновой и из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!