Как нарисованная жизнь меняет жизнь настоящую
"Город наш не может не понравиться!..", - поет в своей задорной песне казахстанский певец Нариман СУЛТАНБЕКОВ. А я ему всегда подпеваю, ибо это чистая правда.
И муралы, и всевозможные граффити играют непоследнюю роль в том впечатлении, который город оказывает на приезжих. И, конечно же, они радуют горожан. Или не радуют – муралы тоже бывают разными. Как и люди.
Сейчас в Алматы появилось много всяких-разных элементов городского дизайна. В том числе и граффити и муралов. Есть совершенно потрясающие работы, которые горожане любят тепло и нежно, восхищаясь мастерством художников и самой идеей "картины".
А начиналось такое искусство с обычных надписей на стенах и простых картинок в стиле "ручка-ножка-огуречик". И еще 10 лет назад за такие "художества" могли и штраф выписать, поскольку "рисовать на стенах" было неприличным и считалось чуть ли вандализмом.
А потом вдруг у нас стали проводиться фестивали городского искусства – Mural Fest Arbat fest– и город преобразился, стал настоящей галереей стрит-арта. Восхищенные горожане специально стали прокладывать свои маршруты так, чтобы обойти бОльшее количество муралов по дороге от дома на работу, к примеру. Появились "муральные" хештеги в соцсетях – чтобы было легко и просто каждому ценителю найти мурал или граффити.
В соцсетях разворачивались целые баталии при обсуждении достоинств того или иного арт-объекта. К тому ж частенько изображали алматинские художники стрит-арта важные для горожан объекты прошлого, навевая воспоминания об уже утраченном и вызывая ностальгические чувства. Трамвай на первом фото – из реальной, но уже ушедшей жизни. Когда-то по улице Шевченко проходил трамвайный маршрут номер 4. Потом трамвая не стало. А художники из алматинской команды Repas увековечили память о нем на перекрестке Шевченко - Тулебаева.
А еще работы стрит-арта дали нам, горожанам, шанс увидеть Алматы другими глазами, глазами художников!
Один из первых алматинских муралов - "Отец яблок" - меня лично потряс до глубины души. Он появился на тогда еще улице Фурманова в 2013 году. Участникам фестиваля Artbat Fest была поставлена задача – сделать работу на тему "Город как холст". И творческая группа "310" из России изобразила "Отца яблок" этаким местным агентом 007 или бандитом (что ближе к истине) – нагловатый взгляд, дорогой костюм и наверняка мешок, ой… чемодан денег рядом… Работа выполнена в технике поп-арт, что делает "отца яблок" еще и героем комиксов… Стильный, ироничный мурал… Побольше бы таких неоднозначных.
Ну, а самый любимый мурал, конечно - "Котенок по имени Гав", и любим он не только мною. Алматинцы просто обожают этого милого и доброго котеночка. Мультяшный герой со стены призывает: "Давайте бояться вместе!", намекая, что ВМЕСТЕ даже бояться не страшно. Автор – известный казахстанский художник стрит-арта Паша КАС. Одно время я даже пристально следила за его творческими достижениями. Он же изображал в своих работах не только котят, он – художник-провокатор, который использует очень действенные художественные приемы для привлечения внимания к социальным проблемам. Кстати, котенок – это ж тоже про очень важную и серьезную проблему - проблему одиночества.
А самая выразительная работа Паши Каса (для меня – у других могут быть и другие мнения) – граффити в Темиртау. Рисунок высотой в 15 метров художественно-социальная "копия" "Танца" Анри МАТИССА. Только матиссовские танцоры обнажены и танцуют на зеленой лужайке, а темиртауские водят хороводы в белых рубашках и галстуках вокруг дымящей трубы. Намек: чиновники водят хороводы, а Темиртау по-прежнему остается самым грязным городом Казахстана.
Читала, что в 2020 году Паша Кас был включен в список молодых лидеров "30 Under 30", составленный в Гонконге Forbes Asia. В этом списке предприниматели и люди искусства моложе 30 лет, которые являются самыми яркими лидерами общества, деятельность которых меняет мир.
То есть привлечение внимания общества к социальным проблемам – одна из важнейших задач стрит-арта. Да-да. Мурал не только для красоты, не только "дырку на стене закрывает", но и будоражит общественность и даже толкает эту самую общественность на социальные подвиги.
Яркий пример – мурал с апашкой художников Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ и Куаныша БАЗАРГАЛИЕВА. Я – не скрываю! – являюсь фанатом (в хорошем смысле этого слова!) творчества Сауле, оно мне близко, а его посылы понятны. Во время наших экскурсий по этому району (а мурал находится на одном из домов на улице Сейфуллина) я всегда стараюсь эту работу гостям показать. Мурал был создан в 2019 году в рамках работы Международного фестиваля монументального искусства MURAL FEST. А в 2022 году во время проведения ремонтных работ в жилом доме, на фасаде которого он находился, мурал попросту закрасили. Причем сама Сауле узнала об этом варварстве только из постов в соцсетях, ибо ее никто даже не предупредил о планах ремонтников. Но жители района заметили, что любимого мурала больше нет, и возмутились! Возмутились тааак сильно, что акимат района немедленно принял это возмущение к сведению, поняв, что так с объектами народной любви поступать нельзя. И мурал был восстановлен. То есть создан заново.
Очень радует, что рисунки на зданиях появляются не только на главных улицах города, но и в тихих кварталах, в подворотнях, в маленьких переулочках, где нет большой проходимости, где не гуляют туристы и акимы.
Видимо, сами местные жители проявили такую инициативу. И это действительно отличная идея – вот таким красочным образом украсить серое, невзрачное зданьице! Очень много в спальных районах города гаражей, заборов, трансформаторных будок стали из "устрашения" района его украшением.
Вот эта будка стоит у ворот Казанского собора в Малой станице. Но не у центрального входа, а в переулочке. Я там бываю редко, потому и не заметила, в какой момент страшная будка стала яркой картиной. Но увидев, порадовалась – эта сочная работа буквально преобразила пространство, придав ему новые краски и новые смыслы. Имени автора я не знаю, но спасибо ему за это. Малая станица (как и другие старые малоэтажные районы города, такие как Татарка, Компот, частично Тастак, Большая станица и прочие) не избалованы вниманием городских художников.
Есть, конечно, и не столь замечательные работы. Идейные, но без идеи. Пример: появившиеся во время ковидного карантина два мурала "Стоп ковид". Даже не буду описывать эти "картины", они говорят сами за себя. И даже благородная идея – сказать "спасибо" медикам, полицейским и спасателям всего мира, которые несли на себе тяжесть борьбы с ковидной заразой, не смогла исправить негативные впечатления от ее реализации, возникающие у людей от созерцания муралов. Один из рисунков – тот, где три человека в спецодеждах разного цвета держат на плечах земной шар – художникам даже пришлось несколько раз переделывать. Местные жители сфотографировали шедевр, выставили в соцсетях, а там уже поднялась волна праведного гнева: а что собственно тут изображено? Мурал же выполнен на деньги акимата, и потому горожане посчитали себя вправе задать этот вопрос. Изначально авторы изобразили медика, полицейского и военного, которые на плечах держат огромный шар в виде коронавируса. "Коронавирус" в виде нарядного круглого шарика вызвал шквал смешков и даже мемов. Сейчас эти муралы – уже история, напоминающая нам об ужасах карантинного периода.
Я не помню точной даты, когда в наш город пришли муралы. И не зафиксировался в моей памяти момент, когда картины на фасадах домов стали визитной карточкой Алматы. Но я вижу, как город изменился благодаря им. И постоянно меняется. К тому ж по изображениям на фасадах домов можно понять, чем живет город, что его волнует, что радует, а что не очень.
Тематика "муралья" очень разная - социально-бытовые проблемы, музыка, творчество, искусство, поэзия, наука, история, символы города. А то и просто – красочные яркие фигуры, цель которых – скрыть серую штукатурку или привлечь внимание.
Пусть и дальше будут, мы их любим… И пусть будут свободными, яркими, а не заказной штамповкой. Не хочется показывать пальцем, но такое у нас тоже есть, увы…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!