Реальное количество требований к бизнесу никто не может определить, но мы насчитали более 13 тысяч
Принял участие в работе коллегии Агентства РК по противодействию коррупции.
Прежде хочу отметить, что НПП "Атамекен" принимает активное участие в работе проектных офисов Protecting business and investments. Так в 2020 году подписано более 200 соглашений на антикоррупционное сопровождение бизнеса. По состоянию на 15 декабря 2020 г. общее количество проектов составило 613, на общую сумму заявленных инвестиций более 16,1 трлн тенге.
Необходимо подчеркнуть, что для минимизации коррупционных рисков в сфере закупок широко используются возможности портала НПП "Атамекен" - "Единое окно закупок".
22 января т.г. на площадке Агентства была презентована рейтинговая система госзакупок – "Регион ГЗ", действующая при данном портале с начала 2020 года. За время ее действия выявлены закупки с необоснованно завышенными ценами на общую сумму более 22,8 млрд тенге.
В периметре 9 закупочных площадок в 2020 году действовало более 1 млн 420 тыс. договоров на общую сумму более 6,4 трлн тг. При этом, по оценкам экспертов, ежегодные потери бюджета в закупках составляют как минимум 100 млрд тенге. Это огромное "коррупционное поле". Стоить также отметить, что одним из факторов, приводящих к росту теневого оборота и коррупции, является деятельность обнальных компаний.
Исходя из этого, мы предлагаем отсекать риски на самом начальном этапе – в ходе планирования бюджета. Для этого на базе портала ЕОЗ необходимо применить ценовой комплаенс с автоматизацией бюджетных заявок и установлением реальных рыночных цен.
Мы также считаем, что необходимо и дальше развивать систему закупок, системно снижая коррупциогенные факторы. Этому способствуют цифровизация и внедрение искусственного интеллекта. К примеру, такой проект мы успешно запустили совместно с Верховным Судом.
Международный опыт показывает, что качественный скачок в снижении коррупционных факторов возможен только при вовлечении в процесс самого предпринимателя. Если он будет четко знать своего контрагента и его риски, то воздержится от сотрудничества с ним.
В этом поможет Бизнес-реестр – цифровая платформа, которая будет интегрирована с различными государственными базами данных. Это будет сервис, предоставляющий полную информацию о предпринимателях, позволяющий видеть надежность потенциальных контрагентов, оценивать их риски, который может составлять различные индексы – деловой репутации, платежной и кредитной дисциплины, финансовой устойчивости, должной осмотрительности и др. Запуск данной системы планируется с 1 июля текущего года.
В целом надо отметить, что в стране предпринимаются активные шаги по развитию предпринимательства. Но остаются проблемы избыточного госрегулирования, огромного массива излишних требований, чрезмерной контрольной нагрузки, неразвитости сферы саморегулирования.
Конечно, реальное количество требований к бизнесу никто не может определить, но мы насчитали более 13 тысяч. Зачастую они морально устаревшие, абсурдные или дублируются. При этом зачастую система управления рисками не работает.
В этой связи инициирован вопрос о модели регулирования бизнеса "с чистого листа". 31 декабря 2020 года Главой государства подписан Указ по данному вопросу. Также до 1 апреля текущего года на заседании Высшего совета по реформам будут подготовлены и вынесены на рассмотрение базовые принципы и подходы к новой регуляторной политике.
Сейчас идет проработка подходов и соответствующего законопроекта. Планируется, что все регуляторные требования и инструменты будут пересмотрены до 1 января 2024 года.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстрация: kuzbass.aif.ru