Инициированная КНР программа «Новый Шелковый путь» несет экологические и социальные риски для Центрально-Азиатского региона, считает координатор международной коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов, передает КазТАГ.
«Программа «Новый шелковый путь» не просто строительство дорог - ее реализация может обернуться интеграцией по китайским правилам и некоей зависимостью стран-участниц от КНР», - сказал Е. Симонов в ходе экспертного обсуждения «Экологические аспекты в контексте развития Нового Шелкового пути» в четверг.
По мнению эксперта, экологические риски являются высокими, потому что в рамках «Нового шелкового пути» Китай приступил к реализации плана 13-й пятилетки, который предусматривает максимальную экологизацию экономики.
«Согласно ему, Китай предусматривает не просто вывоз «грязных» технологий в сопредельные страны, но и истощительное использование арендованных в других странах территорий. Примером такого истощительного использования могут служить китайские тепличные хозяйства на территории России: они используют не сертифицированные технологии, в результате чего содержание химикатов в готовой продукции очень высоко, сама продукция невкусная, но в то же время дешевая, потому что обслуживают теплицы, как правило, нелегалы. После того как производство сворачивается, встает вопрос о восстановлении почвы на территории, где находились теплицы», - пояснил Е. Симонов.
Между тем импорт производств с «грязными» технологиями на территории сопредельных стран, по мнению эксперта, грозит развитием в странах Центральной Азии «вчерашней» ресурсной экономики и отставанием их от КНР в технологическом развитии.
Однако Е. Симонов считает, что вместе с рисками реализация «Нового Шелкового пути» может принести и новые возможности для стран Центрально-Азиатского региона.
«КНР может стать донором и «зеленых» энергетических технологий, и источником сотен миллионов туристов в регион (а интерес у них есть). Мы в рамках коалиции начали сейчас работу по формированию инициативы «Зеленого шелкового пути» - как попытки создания общих требований к приоритетам «зеленого» развития во всех странах-участницах «Нового шелкового пути», - заключил он.