Директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин убежден, что разговоры о необходимости сдерживания китайской экономической экспансии на территории Казахстана не имеют оснований, передает ИА Новости-Казахстан. Хотя бы в силу того, что восточный сосед республики, вопреки расхожему мнению, не занимает в настоящее время доминирующих позиций среди стран происхождения иностранных инвестиций в экономику Казахстана.
В ходе 14-й ежегодной конференции Казахстанского института стратегических исследований по безопасности в центрально-азиатском регионе, прошедшей в понедельник, директор КИСИ высказал мнение, что обывательские опасения на уровне "китайцы придут – и все скупят на корню" не подтверждаются практикой. Более того, китайское присутствие на внутреннем рынке Казахстана, если считать по количеству зарегистрированных в РК субъектов бизнеса по их страновой принадлежности, ограничивается только пятым местом. И с этой точки зрения опасения по выкупу всего и вся логичнее было бы высказывать скорее по поводу первой четверки инвесторов – России, Турции, Голландии и Германии.
Однако ж то обстоятельство, что суммарно первая четверка развернула на территории Казахстана группировку из аж девяти тысяч предприятий против 2,5 тысячи предприятий с китайским участием, любителей стереотипов не смущает. Лидера этой четверки — Россию, скажем, в качестве источника экономической экспансии никто не воспринимает, отводя ей роль времен самодержавия – этакого регионального жандарма. Между тем, эти стереотипы, по мнению директора КИСИ, не соответствуют реалиям уже достаточно продолжительное время, как в отношении Российской Федерации, так и в отношении КНР.
"Меняется Китай, меняется его политика, а незнание этого процесса и порождает определенного рода стереотипы, — заметил Карин. — Многие эксперты, говоря о роли Китая в Центральной Азии, считают, что происходит усиление его экономических позиций за счет привлечения новых активов, реализации больших проектов в энергетических отраслях. Мы обозначили этот процесс как "Сценарий разделения труда в Центральной Азии", когда Россия берет на себя преимущественно роль по обеспечению безопасности, а Китай выступает в роли финансового донора и инвестора. Но это несколько упрощенное понимание геополитических трендов в регионе", — подчеркнул он.
Тем не менее, признал эксперт, казахстанские власти придают большое значение экономическим отношениям с Китаем. "В прошлом году во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в КНР был подписан пакет документов на общую сумму более 23 миллиардов долларов", — напомнил Карин. И тут же напомнил, что речь идет о качественно новых договоренностей Астаны и Пекина. Ведь если раньше страны осуществляли сотрудничество в основном энергетических и ресурсодобывающих отраслях, то сейчас в рамках программы по перенесу китайских предприятий на территорию Казахстана планируется реализовать 51 проект преимущественно в обрабатывающих отраслях экономики.
"Сама формулировка – "перенос" — не совсем правильно характеризирует эти проекты, поскольку по большей части это новые проекты, которые будут реализовываться с нуля", — отмечает Карин. И напомнил, что в текущем году запланировано начало реализации шести таких проектов на общую сумму четыре миллиарда долларов. "Китайский бизнес увеличивает присутствие на территории нашей республики, но масштабы китайского присутствия не столь значительны, чтобы вызывать опасения или говорить о так называемой экспансии", — подытожил директор КИСИ.
В свою очередь помощник президента Казахстана — секретарь Совета Безопасности РК Нурлан Ермекбаев четко дал понять: и экономическое, и политическое влияние китайского дракона на весь мир настолько велико, что пытаться избежать его, находясь в его подбрюшье – это утопия. Зато можно извлечь из этого положения максимальную пользу, прежде всего – в решении проблем с глобальными вызовами современности, в том числе – и в борьбе с терроризмом.
"Китай, США, Россия имеют возможности опосредовано повлиять на состояние безопасности во всем регионе, — отметил Ермекбаев. — Особую актуальность имеют слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которые он высказал на генеральной ассамблее ООН о том, что мировому сообществу необходимо выработать единый подход к борьбе с терроризмом и экстремизмом. Необходимо выработать общий перечень террористических организаций, действующих сегодня в мире", — добавил он.
При этом, по его сведениям, на уровне экспертов и аналитиков из разных стран, в том числе – Казахстана и Китая, уже предпринимаются попытки сформировать такой перечень.
"Хорошим потенциалом в общих международных усилиях обладают многосторонние форматы и способности таких организаций как Шанхайская Организация Сотрудничества, ОДКБ, — продолжил секретарь казахстанского совбеза. — Сегодня мы видим, как Китай оказывает поддержку странам Центральной Азии в усилении их потенциала по противодействию современным вызовам и угрозам, в частности по борьбе с наркобизнесом и нелегальной миграцией. В рамках ШОС осуществляется борьба с терроризмом, ведется сотрудничество в транспортной и инфраструктурных сферах", — плавно перешел он к экономической составляющей такого сотрудничества.
По его словам, казахстанская сторона видит большие перспективы во взаимодействии Китая с Евразийским Экономическим Союзом, которое в результате "последовательного и разнонаправленного сотрудничества" должно в идеале привести к созданию условий "для свободного передвижения товаров, работ, услуг, совместной реализации крупных, инфраструктурных, транспортно-логистических проектов". "Можно создать условия для превращения нашего региона в емкий и привлекательный для инвестиций рынок, — подытожил Ермекбаев. — Мы открыты для сотрудничества и в других сферах, ведь Китай — это не только источник инвестиций, но и источник передовых знаний и технологий, это огромный рынок. В сотрудничестве мы будем делать упор на научный подход и объективный анализ, а не на какие-то популистские лозунги или стереотипы", — заключил он.