Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров попросил министра образования и науки Аслана Саринжипова взять под личный контроль обеспечение прав детей в школе, включая их права на неприкосновенность и защиту от насилия, передает КазТАГ.
«Прошу вас обратить внимание на необходимость решения вопроса обеспечения прав детей в школе, прежде всего их права на неприкосновенность и защиту от насилия, и взять под личный контроль деятельность в данной сфере центральных и местных органов образования», - написал А. Шакиров в открытом письме на имя главы МОН в четверг.
По его информации, отсутствие должного внимания к предыдущим рекомендациям и обращениям с изложением конкретных проблем в сфере защиты детей вынудило национальное правозащитное учреждение обратиться к А. Саринжипову с данным открытым письмом.
«Наши исследования выявили, что 66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% - вымогательства среди детей, 27% - телесного наказания со стороны учителей. Недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных школ к телесным наказаниям (40% среди персонала интернатных учреждений поддерживают применение данных мер воздействия)», - отмечается в открытом письме.
По мнению А. Шакирова, факты насилия между детьми вне школы в известной степени можно рассматривать как «отложенное насилие», то есть агрессию, зародившуюся в школе и неизбежно вышедшую за ее стены, что указывает на недостаток работы по предотвращению конфликтов в указанных учреждениях.
«Широкий резонанс вызвала трагедия, случившаяся на уроке истории 16 сентября 2014 года в школе-лицее №76 города Астаны, закончившаяся гибелью 13-летнего ученика восьмого класса от рук своего одноклассника. Допуская возможность трагического стечения обстоятельств, произошедшее вызывает ряд вопросов относительно действий школьного психолога, педагогов и должностных лиц, допустивших обучение предположительно страдавшего психическим расстройством ребенка в общеобразовательной школе», - отметил он.
«К сожалению, данный шокирующий случай отражает повсеместное распространение складывающейся тенденции, о чем свидетельствуют другие подобные факты», - сообщил А. Шакиров, напомнив в письме о целом ряде других случаев.
Он также отметил, что распространение в Интернете и соцсетях видеозаписей драк и избиений казахстанских школьников становится «обыденным явлением».
«Широкий географический и временной охват таких фактов не позволяет говорить об их единичности, позволяя констатировать наличие системной проблемы и отсутствие эффективной деятельности по ее решению», - считает А. Шакиров.
По его мнению, тесную взаимосвязь с данной тематикой имеет проблема высокого уровня самоубийств среди подростков, по которым Казахстан занимает не последние позиции в соответствующих мировых рейтингах.
«По нашим исследованиям, 27,4% детей когда-либо занимались самоповреждением и пытались совершить попытку самоубийства. Уровень рецидива попыток членовредительства составляет 75,3%», - утверждает он.
При этом А. Шакиров напомнил, что определенную часть самоубийств можно предотвратить.
«Согласно выводам международного эксперта в области суицидологии профессора М. Саркьяпоне, минимум 24,3% случаев завершенного суицида среди детей сопровождались суицидальными посланиями, которые не подверглись вдумчивому анализу со стороны уполномоченных органов, педагогов и психологов. Невнимание к качественному и действенному обеспечению прав детей и защите их интересов, формализм, переходящий в халатность, негативно отражается и в других областях деятельности учреждений образования», - отметил он.
В связи с этим, считает А. Шакиров, следует уделять большее внимание инициативам, разрабатываемым с использованием потенциала международных организаций, гражданского сектора, зарубежного опыта.
«Представляется, что решение затронутых в настоящем письме проблем возможно при усилении сотрудничества между всеми заинтересованными государственными органами и институтам гражданского общества при консолидирующей роли Министерства образования и науки», - заключил он.