Эксперт: Казахские девушки никогда не носили хиджаб, исторически женский костюм сформирован под влиянием климата и кочевого образа жизни

752 просмотров
0
Понедельник, 11 Апр 2016, 14:50

Казахские девушки и женщины никогда не носили хиджаб. Более того, в силу различных факторов, они не носили одежду, стесняющую движения, говорят эксперты. Об этом сообщает  агенство Казинформ.

Как известно, о казахском национальном костюме сказано и написано немало. Долгие годы исследователи, историки, археологи, искусствоведы изучают историю казахского национального костюма. Особо актуальной данная тематика стала в последние годы, когда в обществе появились разные мнения о том, как же все-таки одевалась и должна одеваться казахская женщина.

Краеугольным камнем в этом вопросе выступает и современная тенденция ношения хиджаба среди молодых девушек. Выяснить историю и особенности казахского национального женского костюма корреспонденту агенства помогли специалисты Центрального государственного музея РК в городе Алматы.

Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV - начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана.

 «Вообще, костюм - это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность.

Казахский женский костюм - это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами. В формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам. Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран. Одеяния женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены», - отмечает первый заместитель директора Центрального государственного музея РК Бейбиткали Какабаев.

Он также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.

Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.

«Девочки и мальчики до определенного возраста не сильно отличаются, а уже с 5-6 лет девочки одевали уже более женственные наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся. Молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку - такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха. Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор - саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», - рассказывает Б. Какабаев.

По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.

«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову - шолпы, шашбау. В ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек. До присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем уже стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых», - заключил первый заместитель директора ЦГМ РК.

Президент Республики Казахстана
- Работая в Швейцарии, я проводил встречи с очень крупными и известными предпринимателями, их рачительное отношение к расходованию личных средств и желание не выделяться из общей массы людей просто изумляли. Владельцы многомиллиардных состояний жили в однокомнатных номерах гостиниц и не позволяли себе летать в первом классе, не говоря уже о частных самолетах. Но это наработанный веками код поведения.
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Правильно Казахстан выбрал тактику переговоров с Трампом во время встречи 5+1 в прошлом году
О начале 2026 года и итогах 2025 года рассказал политолог Марат Шибутов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером