Актобе снискал славу города, подарившего миру замечательных лётчиков и космонавтов

760 просмотров
0
Четверг, 07 Апр 2016, 19:30

Когда Актюбинская школа юных лётчиков имени В.И.Пацаева только создавалась, эта идея казалась совершенной авантюрой. Сегодня, во многом благодаря ей, Актобе снискал славу города, подарившего миру замечательных лётчиков и космонавтов, публикует газета Эврика.

Тогда, когда школа только начинала работать, занятия вели ветераны войны. М. А. Бабич преподавал авиатехнику, Г. Ф. Соболев – аэродинамику, Д. И. Иванов и И. А. Евдокимов занимались военно-патриотическим воспитанием, а Н. Г. Соколов учил ребят воздушной навигации. Сегодня их уже не стало, но имена до сих пор надёжно хранятся в памяти.

– Раньше ведь занятия вели ветераны, – вспоминает директор школы юных лётчиков Александр Курбанов. – Помню, Гордей Фёдорович Соболев тогда работал в авиапредприятии. Мне посоветовали к нему обратиться. Он мне сказал: «Я такую авантюру не поддерживаю, но занятия по аэродинамике вести буду».

Сегодня со школьниками, мечтающими о небе, занимаются преподаватели военного института Сил воздушной обороны. За их спинами тридцатилетний опыт и твёрдая уверенность, что тяга к неизведанному до сих пор жива.

Увлечь школьников авиацией – задача непростая, но нужная. Много лет назад мечты о полётах занимали умы мальчишек. О пилотах слагали песни, снимали кинофильмы. Сегодня общая картина, несомненно, изменилась. Как правило, в почёте иные специальности.

Последние несколько лет интерес к небу и космосу снова возрождается. В кинотеатрах снова крутят фильмы о далёких планетах, персонажи популярных книг вновь рассекают среди облаков. Однако желающих поступить в школу юных лётчиков всё равно относительно немного.

 – Авторитет авиации 30 лет назад был неизмеримо выше, чем сейчас, – замечает доцент кафедры аэронавигации и управления полётами Виктор Сляктин. – Изменилось мировоззрение населения, а оттуда уменьшилось количество школьников, которые интересуются авиацией. Это выбрало ряд трудностей при отборе. Мало желать, нужно ещё быть достойным обучаться в столь престижном заведении, как Школа юных лётчиков. 30 лет назад, когда мы только начинали тут работать, был огромный конкурс. Сейчас он уменьшился примерно до двух к одному.

Ни в коем случае нельзя говорить, что дети стали хуже. Мальчишки остались теми же мальчишками, изменился сам образ мыслей, а под него подстроился и человек. И дети уже мечтают совсем о другом будущем.

– Интерес уменьшился, и этому есть объективные причины, – считает старший преподаватель кафедры аэродинамики и динамики полёта Василий Удод. – Первая состоит в том, что сегодня у нас в стране только одно специализированное учебное заведение. Частные компании готовят сотрудников в Штатах, во Франции.

Когда-то желающих учиться не останавливал даже возраст. 27-летний курсант, отец двоих детей, казался на тот момент молодому 23-летнему преподавателю слишком взрослым и даже старым. Сегодня же и юные ребята хорошо подумают, прежде чем соглашаться идти в лётчики.

Оставляют желать лучшего и знания, с которыми приходят учиться мальчишки. Количество школьников с тройками в табелях, к сожалению, увеличилось.

– Если 30 лет назад из 10 школьников, поступавших к нам, было два курсанта, которые начинали обучение с удовлетворительным уровнем знаний, то сейчас их примерно шесть, – рассуждает Виктор Сляктин. – Они значительно слабее тех школьников. Из шести человек только двое вызывают удовлетворение в плане общения, быстроты реакции, знаний, умения применять школьные формулы для наших расчётов. Да и кругозор важен.

Отметим, что нашим курсантам повезло куда больше остальных: у них, по крайней мере, есть возможность проходить нормальную практику.

– Сейчас к нам в институт приехали два курсанта из Турции, – рассказывает Василий Удод.  – Пять лет они учились на турецком языке, но к самолётам близко не подходили. Денег выкинули немеренное количество. Теперь думаем, как бы их переучить. Они хотели летать на истребителях, а переучиваются на вертолёт.

В то же время сегодня возможностей летать гораздо больше, чем когда-либо. Хочешь самолёт – собирай деньги да покупай. Раньше о таком точно мечтать не могли. Сегодня личные крылья – это вопрос возможностей. Но необходимости учиться никто не отменял.

– Мы стремимся оторвать ребят от улицы, – утверждает Александр Курбанов. – Если получится, то хорошо. Но дети физически слабы. Мы с Алексеем Васильевичем Лычаком, занимающимся с ребятами физической культурой, ворчим друг на друга, не можем научить их нормально в баскетбол или волейбол играть. К концу обучения они выравниваются, но первокурсники всё равно спорт не любят. А возможность заниматься есть – лётное училище предоставляет спортзал, все тренажёры, все подсобные помещения. Только бы занимались.

Конечно, случается всякое. Был случай, когда мальчик пришёл вслед за друзьями просто из любопытства, а в итоге остался, успешно выучился, стал настоящим офицером.

– У нас и целые династии бывают, – рассказывает старший преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации ВС и АД Олег КОЖЕНКОВ. – На юбилей школы мы даже перекличку устраивали,

вставали отцы, уже давно закончившие школу, и наши молодые ребята-курсанты. Было интересно посмотреть.

Большое влияние на молодёжь оказывают родители, желающие определённой судьбы для своего ребёнка. А когда-то собственное желание летать считалось важнее всего. Это и есть настоящая романтика – тяга к неизведанному и новому, несмотря на условия.

– Когда-то студент-геолог, мечтая бродить по тайге, не обращал внимания на материальное обеспечение своей деятельности, – говорит Виктор Васильевич. – В наше время меркантильная составляющая значительно больше. Стремление познать новое осталось, но в меньшей степени. Почти все курсанты имеют это чувство в душе. Есть неофициальная побасенка, что офицер должен мужественно переносить все тяготы и лишения, но за достойную плату. Вот такое сочетание и есть современное представление о романтике.

Президент Республики Казахстана
- Работая в Швейцарии, я проводил встречи с очень крупными и известными предпринимателями, их рачительное отношение к расходованию личных средств и желание не выделяться из общей массы людей просто изумляли. Владельцы многомиллиардных состояний жили в однокомнатных номерах гостиниц и не позволяли себе летать в первом классе, не говоря уже о частных самолетах. Но это наработанный веками код поведения.
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Правильно Казахстан выбрал тактику переговоров с Трампом во время встречи 5+1 в прошлом году
О начале 2026 года и итогах 2025 года рассказал политолог Марат Шибутов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером