Актобе снискал славу города, подарившего миру замечательных лётчиков и космонавтов

607 просмотров
0
Четверг, 07 Апр 2016, 19:30

Когда Актюбинская школа юных лётчиков имени В.И.Пацаева только создавалась, эта идея казалась совершенной авантюрой. Сегодня, во многом благодаря ей, Актобе снискал славу города, подарившего миру замечательных лётчиков и космонавтов, публикует газета Эврика.

Тогда, когда школа только начинала работать, занятия вели ветераны войны. М. А. Бабич преподавал авиатехнику, Г. Ф. Соболев – аэродинамику, Д. И. Иванов и И. А. Евдокимов занимались военно-патриотическим воспитанием, а Н. Г. Соколов учил ребят воздушной навигации. Сегодня их уже не стало, но имена до сих пор надёжно хранятся в памяти.

– Раньше ведь занятия вели ветераны, – вспоминает директор школы юных лётчиков Александр Курбанов. – Помню, Гордей Фёдорович Соболев тогда работал в авиапредприятии. Мне посоветовали к нему обратиться. Он мне сказал: «Я такую авантюру не поддерживаю, но занятия по аэродинамике вести буду».

Сегодня со школьниками, мечтающими о небе, занимаются преподаватели военного института Сил воздушной обороны. За их спинами тридцатилетний опыт и твёрдая уверенность, что тяга к неизведанному до сих пор жива.

Увлечь школьников авиацией – задача непростая, но нужная. Много лет назад мечты о полётах занимали умы мальчишек. О пилотах слагали песни, снимали кинофильмы. Сегодня общая картина, несомненно, изменилась. Как правило, в почёте иные специальности.

Последние несколько лет интерес к небу и космосу снова возрождается. В кинотеатрах снова крутят фильмы о далёких планетах, персонажи популярных книг вновь рассекают среди облаков. Однако желающих поступить в школу юных лётчиков всё равно относительно немного.

 – Авторитет авиации 30 лет назад был неизмеримо выше, чем сейчас, – замечает доцент кафедры аэронавигации и управления полётами Виктор Сляктин. – Изменилось мировоззрение населения, а оттуда уменьшилось количество школьников, которые интересуются авиацией. Это выбрало ряд трудностей при отборе. Мало желать, нужно ещё быть достойным обучаться в столь престижном заведении, как Школа юных лётчиков. 30 лет назад, когда мы только начинали тут работать, был огромный конкурс. Сейчас он уменьшился примерно до двух к одному.

Ни в коем случае нельзя говорить, что дети стали хуже. Мальчишки остались теми же мальчишками, изменился сам образ мыслей, а под него подстроился и человек. И дети уже мечтают совсем о другом будущем.

– Интерес уменьшился, и этому есть объективные причины, – считает старший преподаватель кафедры аэродинамики и динамики полёта Василий Удод. – Первая состоит в том, что сегодня у нас в стране только одно специализированное учебное заведение. Частные компании готовят сотрудников в Штатах, во Франции.

Когда-то желающих учиться не останавливал даже возраст. 27-летний курсант, отец двоих детей, казался на тот момент молодому 23-летнему преподавателю слишком взрослым и даже старым. Сегодня же и юные ребята хорошо подумают, прежде чем соглашаться идти в лётчики.

Оставляют желать лучшего и знания, с которыми приходят учиться мальчишки. Количество школьников с тройками в табелях, к сожалению, увеличилось.

– Если 30 лет назад из 10 школьников, поступавших к нам, было два курсанта, которые начинали обучение с удовлетворительным уровнем знаний, то сейчас их примерно шесть, – рассуждает Виктор Сляктин. – Они значительно слабее тех школьников. Из шести человек только двое вызывают удовлетворение в плане общения, быстроты реакции, знаний, умения применять школьные формулы для наших расчётов. Да и кругозор важен.

Отметим, что нашим курсантам повезло куда больше остальных: у них, по крайней мере, есть возможность проходить нормальную практику.

– Сейчас к нам в институт приехали два курсанта из Турции, – рассказывает Василий Удод.  – Пять лет они учились на турецком языке, но к самолётам близко не подходили. Денег выкинули немеренное количество. Теперь думаем, как бы их переучить. Они хотели летать на истребителях, а переучиваются на вертолёт.

В то же время сегодня возможностей летать гораздо больше, чем когда-либо. Хочешь самолёт – собирай деньги да покупай. Раньше о таком точно мечтать не могли. Сегодня личные крылья – это вопрос возможностей. Но необходимости учиться никто не отменял.

– Мы стремимся оторвать ребят от улицы, – утверждает Александр Курбанов. – Если получится, то хорошо. Но дети физически слабы. Мы с Алексеем Васильевичем Лычаком, занимающимся с ребятами физической культурой, ворчим друг на друга, не можем научить их нормально в баскетбол или волейбол играть. К концу обучения они выравниваются, но первокурсники всё равно спорт не любят. А возможность заниматься есть – лётное училище предоставляет спортзал, все тренажёры, все подсобные помещения. Только бы занимались.

Конечно, случается всякое. Был случай, когда мальчик пришёл вслед за друзьями просто из любопытства, а в итоге остался, успешно выучился, стал настоящим офицером.

– У нас и целые династии бывают, – рассказывает старший преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации ВС и АД Олег КОЖЕНКОВ. – На юбилей школы мы даже перекличку устраивали,

вставали отцы, уже давно закончившие школу, и наши молодые ребята-курсанты. Было интересно посмотреть.

Большое влияние на молодёжь оказывают родители, желающие определённой судьбы для своего ребёнка. А когда-то собственное желание летать считалось важнее всего. Это и есть настоящая романтика – тяга к неизведанному и новому, несмотря на условия.

– Когда-то студент-геолог, мечтая бродить по тайге, не обращал внимания на материальное обеспечение своей деятельности, – говорит Виктор Васильевич. – В наше время меркантильная составляющая значительно больше. Стремление познать новое осталось, но в меньшей степени. Почти все курсанты имеют это чувство в душе. Есть неофициальная побасенка, что офицер должен мужественно переносить все тяготы и лишения, но за достойную плату. Вот такое сочетание и есть современное представление о романтике.

саясаттанушы
Біз қарап жатамыз ба? Жоңғар Алатауын “Қазақ Алатауы” деп өзгертейік.
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как начальник колонии купил криминальный автомобиль за миллион тенге через банковский перевод
И почему избавился от него через пару месяцев после покупки
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Решение Трампа о выходе из Парижского соглашения на руку Казахстану
Для развивающихся стран механизм Парижского соглашения выглядят не чем иным, как дополнительным налогом
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Нефтегазовые ресурсы Америки способны убить даже трёх зайцев
В России хорошо понимают потенциал возможного давления со стороны США – с таким не шутят
Академик Скрябин: как неистовый борец с казахстанскими паразитами получил "ключ от Чимкента"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
В Астане поссорились оперативники с сотрудниками СОБР?
21 января группа из пяти человек напала на сотрудников СОБР и скрылась на машинах родителей членов ОПГ и полицейского
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
В Актобе народный целитель оформлял кредиты на своих посетителей
Полиция возбудила уголовное дело
Курорт опального олигарха никак не может найти хозяина в ВКО
“Рахмановские ключи” вновь выставили на торги
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
В СКО не осталось судей для рассмотрения громкого дела бизнесмена Долгалева
После отмены оправдательного вердикта его будут рассматривать в Павлодаре
Блогера, мечтавшего развлекать детей в парке, задержали полицейские
Его подозревают в вымогательстве
Экс-главный архитектор Алматы попросил суд изменить меру пресечения
Защита ходатайствовала о домашнем аресте или подписке о невыезде
Контрактник-пограничник пропускал колонну автомобилей с контрабандой
Задержать удалось только последний грузовой “КамАЗ” с коробками сигарет на общую сумму более чем 120 миллионов тенге
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.