Когда Актюбинская школа юных лётчиков имени В.И.Пацаева только создавалась, эта идея казалась совершенной авантюрой. Сегодня, во многом благодаря ей, Актобе снискал славу города, подарившего миру замечательных лётчиков и космонавтов, публикует газета Эврика.
Тогда, когда школа только начинала работать, занятия вели ветераны войны. М. А. Бабич преподавал авиатехнику, Г. Ф. Соболев – аэродинамику, Д. И. Иванов и И. А. Евдокимов занимались военно-патриотическим воспитанием, а Н. Г. Соколов учил ребят воздушной навигации. Сегодня их уже не стало, но имена до сих пор надёжно хранятся в памяти.
– Раньше ведь занятия вели ветераны, – вспоминает директор школы юных лётчиков Александр Курбанов. – Помню, Гордей Фёдорович Соболев тогда работал в авиапредприятии. Мне посоветовали к нему обратиться. Он мне сказал: «Я такую авантюру не поддерживаю, но занятия по аэродинамике вести буду».
Сегодня со школьниками, мечтающими о небе, занимаются преподаватели военного института Сил воздушной обороны. За их спинами тридцатилетний опыт и твёрдая уверенность, что тяга к неизведанному до сих пор жива.
Увлечь школьников авиацией – задача непростая, но нужная. Много лет назад мечты о полётах занимали умы мальчишек. О пилотах слагали песни, снимали кинофильмы. Сегодня общая картина, несомненно, изменилась. Как правило, в почёте иные специальности.
Последние несколько лет интерес к небу и космосу снова возрождается. В кинотеатрах снова крутят фильмы о далёких планетах, персонажи популярных книг вновь рассекают среди облаков. Однако желающих поступить в школу юных лётчиков всё равно относительно немного.
– Авторитет авиации 30 лет назад был неизмеримо выше, чем сейчас, – замечает доцент кафедры аэронавигации и управления полётами Виктор Сляктин. – Изменилось мировоззрение населения, а оттуда уменьшилось количество школьников, которые интересуются авиацией. Это выбрало ряд трудностей при отборе. Мало желать, нужно ещё быть достойным обучаться в столь престижном заведении, как Школа юных лётчиков. 30 лет назад, когда мы только начинали тут работать, был огромный конкурс. Сейчас он уменьшился примерно до двух к одному.
Ни в коем случае нельзя говорить, что дети стали хуже. Мальчишки остались теми же мальчишками, изменился сам образ мыслей, а под него подстроился и человек. И дети уже мечтают совсем о другом будущем.
– Интерес уменьшился, и этому есть объективные причины, – считает старший преподаватель кафедры аэродинамики и динамики полёта Василий Удод. – Первая состоит в том, что сегодня у нас в стране только одно специализированное учебное заведение. Частные компании готовят сотрудников в Штатах, во Франции.
Когда-то желающих учиться не останавливал даже возраст. 27-летний курсант, отец двоих детей, казался на тот момент молодому 23-летнему преподавателю слишком взрослым и даже старым. Сегодня же и юные ребята хорошо подумают, прежде чем соглашаться идти в лётчики.
Оставляют желать лучшего и знания, с которыми приходят учиться мальчишки. Количество школьников с тройками в табелях, к сожалению, увеличилось.
– Если 30 лет назад из 10 школьников, поступавших к нам, было два курсанта, которые начинали обучение с удовлетворительным уровнем знаний, то сейчас их примерно шесть, – рассуждает Виктор Сляктин. – Они значительно слабее тех школьников. Из шести человек только двое вызывают удовлетворение в плане общения, быстроты реакции, знаний, умения применять школьные формулы для наших расчётов. Да и кругозор важен.
Отметим, что нашим курсантам повезло куда больше остальных: у них, по крайней мере, есть возможность проходить нормальную практику.
– Сейчас к нам в институт приехали два курсанта из Турции, – рассказывает Василий Удод. – Пять лет они учились на турецком языке, но к самолётам близко не подходили. Денег выкинули немеренное количество. Теперь думаем, как бы их переучить. Они хотели летать на истребителях, а переучиваются на вертолёт.
В то же время сегодня возможностей летать гораздо больше, чем когда-либо. Хочешь самолёт – собирай деньги да покупай. Раньше о таком точно мечтать не могли. Сегодня личные крылья – это вопрос возможностей. Но необходимости учиться никто не отменял.
– Мы стремимся оторвать ребят от улицы, – утверждает Александр Курбанов. – Если получится, то хорошо. Но дети физически слабы. Мы с Алексеем Васильевичем Лычаком, занимающимся с ребятами физической культурой, ворчим друг на друга, не можем научить их нормально в баскетбол или волейбол играть. К концу обучения они выравниваются, но первокурсники всё равно спорт не любят. А возможность заниматься есть – лётное училище предоставляет спортзал, все тренажёры, все подсобные помещения. Только бы занимались.
Конечно, случается всякое. Был случай, когда мальчик пришёл вслед за друзьями просто из любопытства, а в итоге остался, успешно выучился, стал настоящим офицером.
– У нас и целые династии бывают, – рассказывает старший преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации ВС и АД Олег КОЖЕНКОВ. – На юбилей школы мы даже перекличку устраивали,
вставали отцы, уже давно закончившие школу, и наши молодые ребята-курсанты. Было интересно посмотреть.
Большое влияние на молодёжь оказывают родители, желающие определённой судьбы для своего ребёнка. А когда-то собственное желание летать считалось важнее всего. Это и есть настоящая романтика – тяга к неизведанному и новому, несмотря на условия.
– Когда-то студент-геолог, мечтая бродить по тайге, не обращал внимания на материальное обеспечение своей деятельности, – говорит Виктор Васильевич. – В наше время меркантильная составляющая значительно больше. Стремление познать новое осталось, но в меньшей степени. Почти все курсанты имеют это чувство в душе. Есть неофициальная побасенка, что офицер должен мужественно переносить все тяготы и лишения, но за достойную плату. Вот такое сочетание и есть современное представление о романтике.