В Казахстане износ парка пассажирских вагонов, используемых на более чем 60 важных маршрутах, составляет порядка 70%, сообщил первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, передает КазТАГ.
«На сегодня износ парка пассажирских вагонов, используемых на социально значимых перевозках, таких перевозок более 60 маршрутов, составляет порядка 70%. Общий износ парка пассажирских вагонов в целом, с учетом несубсидируемых (это «Тальго», новые маршруты, коммерческие, окупаемые маршруты) - примерно 55-56%. Дефицит вагонов составляет примерно 6 тыс. посадочных мест. Мы ожидаем, что в случае планового убытия и необновления парка к 2020 году дефицит может возрасти до 10 тыс. посадочных мест», - сказал Ж. Касымбек на презентации проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам железнодорожного пассажирского транспорта» в сенате парламента в понедельник.
По его словам, законопроект содержит 3 основные задачи. Первая – повышение эффективности государственного субсидирования пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям.
«Вы все знаете, что сегодня пассажирские перевозки субсидируются за счет республиканского бюджета – это порядка 30% убытков, и 65-70% субсидируются за счет грузовых перевозок через механизм предоставления понижающих коэффициентов или скидок на услуги локомотивной тяги, услуги магистральной железнодорожной сети», - отметил первый вице-министр.
В частности, законопроектом предлагается уйти от механизма субсидирования убытков и перейти к механизмам субсидирования конкретных расходов. По его данным, в настоящее время субсидируется «порядка 30 статей, вплоть до стирки белья», а предлагается субсидировать всего 5 статей.
«Мы предлагаем субсидировать конкретно пять видов расходов, это: услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивной тяги, аренду, содержание и приобретение пассажирских вагонов. Это повысит прозрачность процесса субсидирования путем сокращения статей расходов. (…) Стимулировать позволит данная мера перевозчику и повышать свои доходы от перевозок, и оптимизировать расходы», - пояснил Ж. Касымбек.
Второй задачей законопроекта является внедрение законодательных условий для привлечения инвестиций в железнодорожные пассажирские перевозки. Говоря же об основной причине большой изношенности парка пассажирских вагонов в Казахстане, он назвал «убыточность самих перевозок».
«Мы держим стоимость на социально доступном уровне. В принципе, такой механизм, как у нас, он у всех соседей, но наша стоимость билетов ниже. Основная причина, почему такой уровень тарифов, - наиболее социально удобный вариант перемещения граждан. Также в настоящее время обновление парка пассажирских вагонов осуществляется только через механизм субсидирования строительства порядка 50 вагонов в год, однако этого объема недостаточно. В этой связи предлагается на законодательной основе закрепить основные условия, такие как долгосрочность обслуживания маршрутов», - подчеркнул первый вице-министр.
«Сегодня семь маршрутов обслуживаются частными перевозчиками, они имеют контракт на год с возможностью продлить еще на год. Мы предлагаем заключать долгосрочный контракт - для того чтобы инвестор мог знать, что он еще будет работать не один год, а пять, десять лет и мог бы кредитоваться, то есть мог планировать свой бизнес на долгосрочный период», - добавил Ж. Касымбек.
Третьей задачей, которую преследует новый законопроект, является повышение эффективности государственного регулирования цен на перевозки пассажиров по социально значимым сообщениям.
«В целях обеспечения согласованности государственного регулирования цен на перевозки пассажиров проектом закона предусматривается определение одного государственного органа, который будет регулировать цены на перевозки пассажиров. То есть сегодня антимонопольный комитет минэкономики определяет стоимость проезда, при этом за полгода до этого на РБК (республиканской бюджетной комиссии - КазТАГ), в августе, когда мы определяем уровень субсидий, мы определяем размеры скидок на услуги магистральной сети и локомотива. Когда приходим в антимонопольный (комитет - КазТАГ) в ноябре-декабре, фактически эти скидки не получают перевозчики, и таким образом перевозчик постоянно в убытках работает. И мы вынуждены потом кросс-субсидировать за счет грузовых перевозок, что, опять же, влияет на конкурентоспособность», - заключил Ж. Касымбек.