В ЕАЭС, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, отсутствуют объективные экономические предпосылки для введения единой валюты, сообщает КазТАГ, цитируя газету «Известия».
«На территории ЕАЭС сейчас нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций. В частности, по итогам 2014 года доля взаимной торговли стран ЕАЭС в общем объеме внешнеторгового оборота составляет 11,7%. Для сравнения: в Евросоюзе объем взаимной торговли товарами, услуг, взаимных инвестиций - 60%. То есть между странами ЕАЭС пока недостаточным является уровень экономического взаимодействия», - говорится в аналитической записке ЕЭК, опубликованной газетой в среду.
Кроме того, по данным ЕЭК, важнейшей проблемой экономического развития стран ЕАЭС является недостаточно высокий уровень их конкурентоспособности.
Так, в товарной структуре экспорта государств союза в третьи страны преобладают минеральные продукты (по итогам 2014 года - 73,3% от общего объема их экспорта в третьи страны). Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (в 2014 году - 45,5% совокупного импорта), продукция химической промышленности (16,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%).
«Анализ внешней торговли государств ЕАЭС, структуры их экспорта и импорта свидетельствует о сохранении пока сырьевой направленности экономического развития стран Союза», - отмечает комиссия.
В таких условиях, подчеркивают в ЕЭК, введение единой валюты на территории ЕАЭС не представляется возможным.
«В противном случае сохранится высокий уровень волатильности такой валюты от состояния мировых сырьевых рынков, а экономические шоки будут распространяться на весь экономический союз», - сказано в отчете ЕЭК.
Также в комиссии отметили, что для внедрения единой валюты необходимо проделать большой путь в сфере валютной координации, углубления сотрудничества в финансовом секторе, координации промышленной политики, программных ключевых компонентов экономической политики стран.
«Естественно, все это пока находится на начальной стадии, но только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне валютной интеграции наших стран - создании валютного союза. Об этом же свидетельствует опыт европейской интеграции. Как известно, государства ЕС не один десяток лет шли к единой валюте. Объективно ни одна из сторон не готова отказаться от возможности проведения собственной денежно-кредитной политики», - отмечает ЕЭК.
Также о нецелесообразности создания единого валютного рынка сказал и бывший зампред ЦБ Константин Корищенко.
«Единый наднациональный финансовый банковский регулятор в ЕАЭС появится не ранее 2025 года. Таким образом, раньше этого срока нецелесообразно ставить вопрос о введении единой валюты на территории союза. А сейчас невозможно ввести единую валюту и потому, что у стран-участниц союза разная цикличность экономики: Россия и Белоруссия явно входят в полосу экономического спада, тогда как экономика Казахстана сохраняет устойчивый умеренный рост; разрыв в текущих страновых инфляционных показателях также весьма существенен», - сказал К.Корищенко.
Как напоминается в газете, Центробанку России поручено проработать вопрос создания валютного союза до 1 сентября 2015 года.