Кто нас травит. Часть 2. Рекордное враньё

5944 просмотров
0
Вадим БОРЕЙКО
Вторник, 03 Апр 2018, 11:00

«Гражданский активист поневоле» Павел Александров рассказал, почему данным Алматинского городского акимата о причинах смога верить нельзя...

На снимке: ТЭЦ-2 - как «Титаник», плывущий в океане смога...

Продолжение. См. начало: «Беспредел допустимой концентрации».

Читайте также
Что грозит журналистам Ratel.kz

Кто главный враг воздуха?

- Поговорим об основных источниках загрязнения. Предлагаю вам развеять устойчивые мифы и рассказать, как дело обстоит в действительности. Городской акимат называет такие цифры: 89% выбросов приходится на транспорт, 4% - на энергетику (то есть на ТЭЦ-2), еще 4% - на жилой фонд (люди в частном секторе печки чем попало топят) и 3% - на прочее.

- Вопрос, кто главный враг воздуха – ТЭЦ-2 как основной потребитель грязного угля или автомобили, - он у нас корневой. И обсуждается весь год, что я веду сайт airkaz.org. Моя позиция такая: одного главного врага нет. Того, которого мы заборем, – и станет чисто в городе.

- Но вы можете дать свою процентную раскладку?

- Это будет дилетантская точка зрения. Чтобы оценить степень влияния загрязнителей, надо брать каждый из них, проводить химический анализ, выяснять, что это – бензол или толуол, чтобы понять, это автомобильный выхлоп или угольный… Единственное, что я могу сказать, - уровень загрязнения катастрофически возрастает в отопительный сезон.

- Это видно по вашему графику.

Читайте также
Главный редактор Forbes Kazakhstan: как проходил обыск в редакции

«Наконец-то накопилось достаточно данных, чтобы сделать длинный график загрязнения воздуха в городе Алматы, - пишет Павел Александров в комментарии к графику на фейсбуке.  - Рыжая линия на графике - это усредненные среднесуточные значения со всех датчиков города. Зеленая линия - среднесуточная норма по нормативам ВОЗ (25 мкг). Как видите, уровень загрязнения зимой и летом отличается многократно. Хотелось бы теперь послушать тех, что будет рассказывать про «80% загрязнения от автомобилей». Ну, и в остальном картинка очень любопытная...»

- Да, рост загрязнения очевиден с середины октября по середину апреля. А машины ездят регулярно зимой и летом. Хотя здесь есть такой нюанс. Алматы – регион атмосферной аномалии, которая называется «тепловой инверсией». Это когда воздух в верхних слоях атмосферы теплее, чем внизу. Обычно так не бывает. И этот теплый воздух запирает смог в городе.

Я публиковал видео, снятое с дрона: смог лежит очень ровной пеленой. Это типичная картина для Алматы, когда можно провести четкую границу: внизу – всё грязное, вверху – всё чистое. Эти температурные явления наверняка оказывают влияние на то, что выбросы накапливаются.

«Снял новое видео, где дрон вылетает из пелены смога, - пишет Павел Александров в фейсбуке 18 марта. - Хорошо видно резкую границу. И чернильную кляксу от ТЭЦ 2. Сегодня пелена лежит очень высоко».

Но однозначно, что один из главных источников загрязнения – это сжигание угля, судя по той информации, которую я собрал. Лично моя оценка – не меньше половины всех выбросов приходится на ТЭЦ-2 и частный сектор. Соответственно, заборов ТЭЦ-2 – и это нужно сделать один раз! – мы значительно улучшим ситуацию с воздухом в городе. Почему я на электростанцию бочку качу? Они сжигают каждый год больше двух миллионов тонн грязного угля.

Читайте также
Почему не возбуждались дела по кражам золота

Цифры акимата взялись неизвестно откуда

- Я читал, этот уголь имеет 40% зольности (доля несгораемых остатков).

- Совершенно верно. И они (ТЭЦ-2) генерируют в год миллион тонн золы. Это реально настоящая гора! Да, на ТЭЦ стоят электромагнитные фильтры, которые улавливают летучие фракции. Но парадокс в том, что пылевые частицы настолько мелкие и их нужно так мало, что достаточно ровным слоем распылить три 50-килограммовых мешка, чтобы загрязнить атмосферу всего города на высоту до 500 метров.

- Так эти наночастицы проникают через фильтры?

- Получается, что проникают. Потому что мы видим: когда ТЭЦ включают, дым черный, и загрязнение резко возрастает. И, что главное, пылевые частицы очень летучие. Это не песок: его подбросил, он упал. Они могут неделями находиться во взвешенном состоянии. Поэтому то, что вышло из трубы сегодня, мы будем вдыхать еще значительный промежуток времени. Поэтому вопрос не в том, чтобы очистить дым, а в том, чтобы перестать загрязнять воздух.

- По-вашему, нам врут, когда возлагают основную вину за смог (свыше 80%) на автомобили?

- Думаю, да. Мои данные это не подтверждают. Я замерял уровень загрязнения в 18 точках в городе в течение года, провел очень аккуратную работу с цифрами, и выводы хорошо видны на графике.

Читайте также
Кто нас травит. Часть 1. Беспредел допустимой концентрации

- С какой целью нас вводят в заблуждение?

- Проблема в том, что в этой теме отсутствуют объективные научные данные. Я не встречал ни одной исследовательской работы, сделанной профессионалом. Сам я дилетант, сфера моей компетенции в другом, и стал в этом разбираться ради себя и своей семьи. А цифры, о которых нам рассказывают, - они взялись неизвестно откуда. Но, как известно, глупость, повторенная несколько сотен раз, становится истиной.

- Процитирую ваш пост на фейсбуке: «…автомобили дают 89% загрязнения воздуха - рекордное враньё, раньше больше 80% не рисовали».

- Люди не погружаются в детали, что это за цифры. Им говорят про 80% из каждого утюга, и они это запоминают. И создается информационный фон, что 80% - всем известный показатель. Хотя откуда он взялся – никто не знает. Я год этим занимаюсь и не нашел ни одного источника. Он либо не существует, либо недоступен. А повторяют эту цифру, так как надо что-что говорить.

Продолжение следует. В третьей части расследования Павел Александров, чем угрожает все алматинцам ТЭЦ-2.

Фото: Максим ЗОЛОТУХИН.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером