Страховые компании мешают госорганам обеспечивать безопасность движения
Расследование деятельности страховых компаний привело к неожиданным результатам.
Все началось с истории о том, как мне пришлось год судиться со страховой компанией (СК) "Евразия" - "Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний".
Напомню, что страховая компания пыталась на треть занизить ущерб, полученный в результате ДТП, и пришлось пройти две судебные инстанции, потратить много месяцев и денег, чтобы доказать несправедливость оценки ущерба.
Во время подготовки публикации выяснилось, что лидеры страхового рынка, продающие наибольшее количество полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, скрывают реальные данные о том, как часто гражданам приходится судиться со страховыми компаниями, добиваясь справедливых выплат. Только три компании из топовой шестерки, занимающей доминирующее положение на рынке, согласились раскрыть данные о том, как часто пострадавшие в ДТП казахстанцы оспаривают размеры страхового возмещения.
Сразу же после публикации в редакцию позвонил Олег МАЛЬЦЕВ, основатель компании "Кузовная мастерская "Формула цвета" из Усть-Каменогорска. Он объяснил, почему страховщикам крайне невыгодно показывать судебную статистику, потому что выплаты за ущерб в ДТП занижаются вдвое.
Это СТО занимается восстановлением автомобилей после ДТП, получая в качестве оплаты страховое возмещение по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
По словам Мальцева, начиная с 2016 года фирме приходится все чаще и чаще судиться со страховыми компаниями, иногда вдвое занижающими страховые выплат, отстаивать права автовладельцев в суде. Чаще всего приходится судиться со страховой компанией "Евразия".
Сразу после выхода интервью с Олегом Мальцевым с нами связался юрист, учредитель ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП" Сергей СТАВИЦКИЙ, который уже более 10 лет занимаетсяподобными вопросами, в том числе и спорами со страховыми компаниями.
Он рассказал о том, как страховые компании решают вопросы с регрессными требованиями.
Оказалось, что страховщики каким-то образом заставили судебную систему штамповать заочные решения и взыскивать с виновников ДТП огромные суммы, включающие сотни тысяч тенге на оплату сторонних юристов. Конвейер регрессных исков работает без перебоев, даже несмотря на то, что в ряде случаев основания для таких исков признаются незаконными в вышестоящей судебной инстанции.
Вслед за г-ном Ставицким о проблемах клиентов страховых компаний рассказала руководитель Национальной лиги потребителей и Директор общественного фонда “Муқтаж Адамдарға Қамқорлык” Светлана РОМАНОВСКАЯ. По ее словам, Фонд часто сталкивается с проблемами страхования.
"Страховые компании выдают страховые полисы водителям, которые имеют водительское удостоверение, но не имеют соответствующей категории управления определенным транспортным средством. Например, водитель, имеющий водительское удостоверение на управление легковым автомобилем, может получить страховой полис на грузовой автомобиль", - рассказала руководитель фонда.
"Есть и другая сторона, которая неблагоприятным образом затрагивает застрахованных лиц", - говорит Светлана Романовская.
Возможность получить полис страхования водителем, не имеющим соответствующей категории, позволяет страховой компании в случае совершения данным водителем (застрахованным лицом) дорожно-транспортного происшествия вернуть в регрессном порядке страховую выплату, осуществленную в пользу пострадавших. То есть по факту гражданско-правовая ответственность водителя, имеющего страховой полис, но не имеющего соответствующей категории управления, признается не застрахованной. Выплата будет осуществлена, но всё, что страховая компания выплатит пострадавшим, будет взыскано с застрахованного лица.
В итоге создается ситуация что на дорогах появляются опасные водители, которые при отсутствии навыков управления несут риск окружающим. При этом полис страхования, который они заключили и за который уплатили страховую премию, по факту не страхует ответственность водителя, так как изначально предусматривает право страховой компании вернуть все то, что будет выплачено в случае возникновения страхового случая.
Светлана Романовская предложила лишать лицензий страховые компании, которые злоупотребляют правом и пользуются “пробелами” в законодательстве.
После интервью с Романовской, редакция Ratel.kz обратилась в департамент полиции Алматы с просьбой разъяснить, насколько опасна эта ситуация.
Департамент полиции Алматы подтвердил, что страхование ГПО водителей, не имеющих права управления определенными категориями автотранспорта, прямо противоречит закону "О дорожном движении".
"Данными действиями страховые компании нарушают системный подход государственных органов, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения. Нами ведется работа, направленная на выявление водителей, не имеющих обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, к примеру, с помощью мобильного приложения "Коргау". В нем интегрированы возможности камер системы "Сергек", Центров оперативного управления и мобильных приложений МВД, откуда сведения поступают на планшеты сотрудников. Данное приложение настроено на определение в реальном времени автомобилей с:
- с подложными государственными регистрационными номерами;
- не прошедшие технический осмотр;
- используемые без страхового полиса;
- разыскиваемые по ориентировке, в том числе злостных нарушителей правил дорожного движения с задолженностями по штрафам;
- совершивших более двух нарушений в течение 10 минут, где сотрудник полиции, получив информацию об "опасном водителе", сможет принять предупредительные меры до совершения непоправимого.
Мы не можем однозначно ответить о правомерности страховых организаций в рамках закона РК "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", так как данный закон подведомствен "Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка". Из общего понимания закона РК "Об обязательно страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", "страхователь" - это лицо, заключившее договор страхования со страховщиком, "застрахованный" - это лицо, в отношении которого осуществляется страхование. При этом в указанном вами п. 3 ст. 10 закона ОГПО говорится лишь о страхователе".
Таким образом, наше расследование причин, по которым страховые компании не хотят раскрывать статистику своих отношений с клиентами, уже показало, каким серьезным рискам подвергаются граждане страны.
Но и это еще не все.
Судя по всему, некоторые страховщики идут даже на фальсификацию отчетности.
Но об этом в следующей публикации.
Читайте также:
"Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний".
Nomad Insurance обнародовал сведения о спорах с клиентами
Как страховые компании зарабатывают на занижении страховых выплат
Как страховая компания "Евразия" разбирается с виновниками ДТП
Страховые компании возвращают выплаченные деньги при ДТП, пользуясь пробелом в законе.
Иллюстративное фото: "Костанайские новости".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!