Страховщики штампуют регрессные иски в промышленных масштабах
Заметка "Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний", в которой я рассказала о том, как год судилась со страховой компанией (СК) "Евразия", чтобы получить адекватную компенсацию после дорожно-транспортного происшествия (ДТП), открыла целые пласты информации о другой стороне деятельности страховщиков, о которой не сообщается в рекламных буклетах.
Сначала в редакцию позвонил Олег МАЛЬЦЕВ, основатель компании "Кузовная мастерская "Формула цвета" из Усть-Каменогорска.
Это СТО занимается восстановлением автомобилей после ДТП, получая в качестве оплаты страховое возмещение по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
По словам Мальцева, начиная с 2016 года фирме приходится все чаще и чаще судиться со страховыми компаниями, иногда вдвое занижающими страховые выплат, отстаивать права автовладельцев в суде. Чаще всего приходится судиться со страховой компанией "Евразия".
Сразу после выхода интервью с Олегом Мальцевым с нами связался юрист, учредитель ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП" Сергей СТАВИЦКИЙ, который уже более 10 лет подобными вопросами, в том числе и спорами со страховыми компаниями.
Он рассказал о том, как страховые компании решают вопросы с регрессными требованиями.
- Возникла очень серьезная проблема – это незаконные регрессные требования к своим же страхователям, застрахованным, - говорит Сергей Ставицкий. - Когда происходит дорожно-транспортное происшествие, страховая компания оплачивает пострадавшей стороне страховую выплату и через некоторое время - от полугода до двух лет - обращается в суд с регрессным иском к виновнику ДТП. Есть пять оснований, по которым страховые компании совершенно справедливо выставляют регресс: первое - умышленные действия страхователя, второе – алкогольное или наркотическое опьянение виновника ДТП, третье - неисправное транспортное средство, четвертое - отсутствие водительского удостоверения и пятое – если виновник скрылся с места происшествия.
- В чем тогда подвох? Почему вы считаете регрессные требования незаконными?
- Действительно, когда доказано любое из этих пяти оснований для регрессного иска, никаких возражений быть не может. На мой взгляд, страховые компании нашли для себя незаконный способ легкого взыскания денег с виновника ДТП: они начали выставлять регрессные иски пачками и по шаблонному варианту, например, за неисправное техническое состояние автомобиля. Отмечу, что это сложный момент для страховщика - неисправное техническое состояние автомобиля должно быть доказано на стадии следствия либо в суде, необходимо установить, что автомобиль находился в неисправном состоянии и водитель, зная об этом, тем не менее продолжил эксплуатацию транспортного средства. Второй момент – отъезд с места происшествия. Например, автомобили "шоркнулись" друг об друга, но в момент удара не остановились, а проехали какое-то расстояние. В протоколе указывается, что после удара автомобиль виновника проехал такое-то расстояние, но страховщики трактуют так: виновник уехал с места ДТП. И хотя в исках от страховых компаний отсутствуют доказательства данных обстоятельств, суды, не разбираясь в обстоятельствах дела, удовлетворяют исковые требования страховщиков, указывающих на данные обстоятельства. Одним из таких примеров является дело, рассмотренное Кентауским городским судом Туркестанской области, где судом не были изучены все обстоятельства происшествия и было вынесено необоснованное решение об удовлетворении исковых требований страховой компании. По счастью, ответчик успел обратиться в мою юридическую компанию, и в последующем в апелляционной инстанции было вынесено решение отказать в удовлетворении иска страховой компании "Евразия".
Только за последний месяц нами опротестованы три регрессных иска. Все три иска были от страховой компании "СК "Евразия". По моим данным, уже складывается судебная практика: восемь регрессных требований признаны незаконными. Виновникам ДТП пытались вменить умышленные действия, оставление места происшествия и ответственность за технически неисправное транспортное средство. В одном случае из-за поломки шаровой опоры произошло опрокидывание машины, что привело к гибели двух человек. Страховая компания выплатила пострадавшим восемь миллионов и выставила регрессный иск к виновнику ДТП. Но не было установлено, что водитель транспортного средства знал или мог знать о данной неисправности. Мы оспорили этот иск по совершенно очевидным основаниям. Кстати, в регрессный иск страховщики включают еще и услуги наемных юристов.
- Зачем они так делают?
- В нашей практике мы сталкивались с выставленными регрессными требованиями, где к требованию о возврате страховой выплаты дополнительно выставлялись требования по оплате услуг представителя в размере 300 – 400 тысяч тенге. Законодательством это не запрещено, но дополнительная финансовая нагрузка ложится на клиентов страховой компании. По сути, каждый рядовой юрист страховой компании может справиться с реализацией регрессного требования. Надо отметить, что страховщики очень хорошо устроились. Значительная часть водителей не имеет даже самых простых представлений о юридической казуистике и действительно верят, что должны вернуть эти суммы, хотя страховщикам надо еще доказать обоснованность регрессных требований. К тому же, страховщики подают регрессные иски минимум через полгода-год после ДТП, когда человек уже и не вспомнит всех деталей.
Чтобы оспорить этот иск необходимо собрать доказательную базу и подготовить обоснованное возражение, а это не всегда просто.
Я заметил, что даже несмотря на то, что они проигрывают определенные иски, они все равно выставляют регрессные требования на тех же основаниях.
- Как много исков им удается выиграть?
- В бесспорных случаях, по двум из пяти оснований, которые я перечислил ранее, оспорить иск невозможно. Например, ваш случай, который вы описали в своем материале: виновник ДТП управлял транспортным средством с просроченным водительским удостоверением, регрессный иск к нему имеет абсолютно законные основания. К тому же, этому человеку присудили штраф за правонарушение, поэтому нет никаких шансов его оспорить. Но есть масса других случаев, в которых можно оспаривать регрессные иски. Например, водитель припарковал автомобиль на склоне, покинул салон машины, а та покатилась и снесла три других авто. Ущерб оценили в сумму 3,3 млн тенге, при этом сотрудники полиции, в отличие от страховщиков, не усмотрели злого умысла в действиях водителя машины, нанесшей ущерб другим автомобилям. И поскольку владелец транспортного средства был привлечен только за ДТП, доказать умышленные действия с его стороны страховщикам не удалось. Мы выиграли это дело в апелляционной инстанции, причем бесплатно.
- То есть - есть на то основания или нет, регрессный иск прилетит все равно?
- Допустим, виновник ДТП, чтобы не создавать пробку, отъезжает с места ДТП, не имея при этом умысла покидать место ДТП. Тем не менее страховщики видят в этом основания для регрессного требования, указывая на то, что водитель скрылся с места ДТП.
- Как можно обезопасить себя от незаконного регрессного иска, что нужно делать водителю, допустившему ДТП?
- Надо быть внимательным при оформлении документов сотрудниками дорожной полиции и сохранить для себя копии документов по ДТП. Если у вас есть сомнения в правильности их оформления, то лучшее, что я могу посоветовать - обратиться к специалистам. Сейчас очень много специализированных частных структур.
Ну, и, конечно, даже если речь идет об обоснованном регрессном иске, компания не должна включать сверху суммы фактического возмещения ущерба еще и 300-400 тысяч за услуги юристов. Люди покупают страховку – юридические издержки уже включены в оплату страхового полиса, все дополнительные выплаты надо оспаривать.
- У вас есть статистика по регрессным искам?
- За 2021 и 2022 годы мы только в Туркестанской области и в городе Шымкенте обнаружили 136 исков от страховой компании "Евразия". Девяносто процентов из них были рассмотрены в упрощенном порядке и вынесены решения об удовлетворении исковых требований. Я не видел исковых заявлений, но могу предположить, что истец прямо просит суд рассмотреть дело в упрощенном порядке, без участия сторон, так как, по их мнению, повода для спора нет и нет необходимости обсуждать основания регресса и его размера. И судами такие иски удовлетворяются.
- Зачем это делается?
- Как я уже говорил, это целая технология. Во-первых, расчет на низкий уровень юридической грамотности. Во-вторых, есть проблема с коммуникацией – не всегда человек вовремя узнает, что такое решение вынесено. Чаще всего это происходит после того, как выясняется, что у него арестованы счета. Поскольку наше население сильно закредитовано, аресты на счета могут наложить и по другим основаниям, люди могут жить с этим годами и на очередную санкцию могут просто не обратить внимания. Уходит время, а спустя долгое время люди попросту не знают, что могут отстоять свои права и позицию, поскольку суд рассмотрел дело и решение вынесено.
- Страховщики отправляют досудебные претензии к виновникам ДТП?
- Не во всех кейсах, с которыми мы работали, ответчикам пришли досудебные претензии. Поэтому с уверенностью могу сказать, что не всегда ответчики получают досудебные претензии. Могу предположить, что и в других случаях их не было.
- Вы сказали, что далеко не все успевают оспорить иски по причине низкой юридической грамотности и слабой информированности. То есть речь идет о социально уязвимых людях. Если я правильно понимаю, вероятность взыскать деньги по выигранному регрессному иску не очень высока. Какая от этого выгода для страховой компании?
- Мое предположение: наличие регрессных требований отражается в отчете дебиторской задолженности как будущий доход, и соответственно финансовое положение страховой компании выглядит вполне прилично.Вместе с тем, это попытка снизить убыточность за счет возврата страховых выплат.
Что касается расходов на привлеченных юристов, то это тоже можно отнести к снижению административного расхода по содержанию штата страховой компании.
- Кто из казахстанских страховщиков добился решений в упрощенному порядке по 121 иску по возврату выплаченных сумм в южных регионах, о которых вы говорили?
- Страховая компания "Евразия".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!