Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний

27567 просмотров
1
Анна КАЛАШНИКОВА
Вторник, 13 Дек 2022, 14:15

Гранды страхового рынка скрывают реальную статистику

Писать о своих личных склоках с магазинами и общепитом – удел блогеров. Я до последнего сомневалась, стоит ли знакомить читателей со своей частной проблемой, но, оказалось, что в такой же ситуации оказываются тысячи казахстанцев, а размеры потерянных ими денег могут исчисляться миллиардами тенге.

Читайте также
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100

Итак, в 2020 году в конце ноября я купила в автосалоне новый автомобиль Hyundai Cretа. Через год на одном из перекрестков Mitsubishi ASX помял дверь багажника моего автомобиля.

Как и полагается, на место ДТП я вызвала сотрудников дорожной полиции и представителей страховой компании.

Оба автомобиля были застрахованы в страховой компании (СК) "Евразия". Кроме того, мой автомобиль был застрахован еще и по добровольной страховке КАСКО.

Автомобиль находился на гарантийном обслуживании в фирменном автосалоне. В автосалоне предложили заменить дверь багажника, и вместе с ремонтом мне нужно было выложить около 900 000 тенге. Ремонтировать машину на стороннем СТО означало бы, что при продаже пришлось бы каждому покупателю рассказывать про ДТП и делать скидку.

Страховая компания "Евразия" оценила ущерб в размере 635 225 тенге.

После моей претензии размер ущерба вырос до 719 198 тенге.

Но и эта сумма меня не устроила.

Пришлось потратить год жизни на доказательство моих претензий – привлечение независимых оценщиков, переписку с "Евразией" и две судебных инстанции.

Независимые оценщики дали заключение, что ущерб, нанесенный моему автомобилю, составляет: 867 529 тенге. Затем я сделала еще одну экспертизу по оценке утраты товарной стоимости автомобиля – она составила 128 340 тенге.

Читайте также
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы

С заключениями оценщиков я пошла в суд Бостандыкского района Алматы.

Требования были простые: признать результат оценки в отчете АО страховая компания "Евразия" недействительным и взыскать 867 529 тенге.

Во-вторых, взыскать с виновника ДТП стоимость утраты товарной стоимости автомобиля Hyundai Creta в сумме 128 340 тенге.

В-третьих, возместить расходы, связанные с делом.

К иску были приложены 13 документов, в том числе переписка со страховщиками и результаты всех экспертиз.

Суд я выиграла, 26 июля 2022 года, спустя девять месяцев после ДТП, было вынесено решение в мою пользу.

По решению суда страховщики должны были выплатить мне сумму в размере 955 566 тенге, а виновник ДТП - 312 765 тенге.

Кстати, суд назначил еще одну экспертизу, стоимость которой была сопоставима с проведенной ранее независимой экспертизой.

СК "Евразия" подала апелляцию, и осенью 2022 года в городском суде Алматы подтвердили решение первой инстанции.

Читайте также
Насколько безопасно будет детям в образовательном центре Prometheus School

Получается, что легко было только заплатить страховой компании за полис, а вот чтобы добиться от страховой компании исполнения своих обязательств, мне потребовалось больше года. Конечно, я могла бы взять деньги, предложенные страховой, но мне не хотелось дарить почти 300 тысяч тенге. Нормальную выплату от страховой компании я получила первого декабря, то есть через 412 дней после ДТП.

Еще предстоит взыскать более 300 000 тенге с виновника ДТП, но это уже другая история.

Мы решили выяснить, как часто страховые компании судятся с клиентами и какое количество процессов они проигрывают.

Мы отправили запросы в шесть самых крупных страховых компаний Казахстана – "Евразия", Amanat, Freedom Finance Insurance, СК Nomad Insurance, СК "НСК" и страховую компанию Halyk.

Мы попросили предоставить редакции ответы на следующие вопросы:

  1. Сколько было продано полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев транспортных средств в 2021 и 2022 годах?
  2. Сколько было продано полисов автострахования КАСКО в 2021 и 2022 годах?
  3. Сколько человек получили страховые вознаграждения по полисам ГПО?
  4. Сколько человек получили страховые вознаграждения по полисам КАСКО?
  5. Сколько человек оспаривали сумму вознаграждения в судах по полисам ГПО?
  6. Сколько человек оспаривали сумму вознаграждения в судах по полисам КАСКО?
  7. Сколько судебных решений было принято в пользу клиентов?

Полноценную информацию мы получили только от СК Amanat и СК Freedom Insurance.

"НСК" и "Евразия" отказались предоставлять такую информацию, сославшись на коммерческую тайну.

СК "Халык" и Nomad Insurance проигнорировали наши запросы.

Тогда мы обратились в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, которое предоставило нам полную информацию по этим компаниям.

Через судебный кабинет, насколько это возможно, изучили количество судебных дел.

И у нас вышла такая таблица:

Как мы и говорили, полную информацию предоставили только две компании.

И вот какая картина у нас получилась.

Читайте также
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”

В 2021 году к СК Amanat было подано 11 исков по СГПО, то есть на каждые 16 324 проданных полисов только один клиент не был удовлетворен выплатой. Из каждых 9361 обладателей полиса АВТОКАСКО размером выплаты был недоволен только один застрахованный.

В 2022 году СК Amanat судилась с клиентами 34 раза – один иск на каждые 5 889 проданных полисов. Из-за разногласий по сумме возмещения, предусмотренной полисом АВТОКАСКО, в 2022 году клиенты Amanat судились пять раз, или по одному иску на каждый 1 872 полис.

У Freedom Finance Insurance по авто КАСКО ни в 2021 году, ни в 2022 не было ни одного иска.

Сумма возмещения по полисам ОГПО оспаривалась клиентами Freedom Finance Insurance 20 раз в 2021-м, что составляет один иск на каждые 20 376 полисов. В 2022 году было подано 65 исков или по одному судебному разбирательству на 5 054 проданных полисов.

Компании "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk скрывают и от СМИ, и от клиентов аналогичную статистику по судебным спорам с обладателями страховых полисов.

Мы смогли посмотреть только общее количество судебных дел этих компаний в судебном кабинете в категории "споры, связанные с заключением, изменением, расторжением договора (сделки) и исполнением договорных обязательств по договору страхования в т.ч. взыскание страховых выплат".

Возможности судебного кабинета в Казахстане существенно ограничены. Нет возможности автоматизировать выборку дел по параметрам, в частности, нужно вручную скачивать дела, плюс к этому есть ограничения по количеству скачанных дел. К примеру, чтобы исследовать судебные дела страховой компании "Евразия" за 2022 год, потребуется много недель. Чтобы было понятно: нужно просматривать по каждой страховой компании пару сотен районных судов, делать запросы на двух языках, плюс к тому – база не позволяет скачать больше 10 дел за раз, а следующий запрос возможен только через определенное время. В конечном итоге есть риск, что ваши запросы воспримут как кибератаку со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

Между тем, это весьма важная информация для потребителя.

Когда человек приходит в страховую, он может оценить, какова вероятность получить вместо достойного полиса возмещения необходимость год судиться со страховой компанией, доказывая несправедливость размера выплаты.

Либо он будет одним из 16 или 20 тысяч клиентов, либо одним из каждых пяти тысяч.

Читайте также
Власти Казахстана не могут разобраться даже с базарами

Видимо, в "Евразии" и других безответных компаниях оценили, что будут выглядеть не очень презентабельно по коэффициенту "склочности", по которому вероятность обращения в суд намного выше, чем у других.

Поэтому клиентам приходится довольствоваться только общими суммами, которые "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk предпочитают выставлять в публичный доступ – продали полисов на миллиарды, выплатили сотни миллионов застрахованным.

Но даже по имеющимся данным, больше всех со своими клиентами спорит именно "Евразия".

Ежедневно в судах Казахстана "Евразия" судится со своими клиентами. Не исключено, что среди судебных дел этой компании есть и регрессные иски, но, судя по тому, что они скрывают реальную информацию, остается только гадать, сколько людей каждый день обивают судебные пороги, добиваясь справедливой выплаты.

Впрочем, я готова опубликовать данные "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk, если они раскроют запрошенную информацию.

В Казахстане ежедневно случаются десятки, если не сотни дорожно-транспортных происшествий. Если на каждом ДТП страховые экономят деньги на выплатах, то в масштабах страны речь может идти о суммах со множеством нолей. Понятно, при небольшой разнице в стоимости ремонта и страхового возмещения вряд ли кто будет тратить время на суды и подготовку к ним. В суд идут, если речь идет о занижении ущерба на сотни тысяч тенге, спорить из-за пары десятков тысяч никто не будет – слишком затратно по времени и предварительным вложениям в экспертизы. При этом результат судебных спросов никому не известен заранее.

Единственный способ избежать нервотрепки - страховаться в компаниях, готовых предоставлять максимум информации о себе. По крайней мере, вы примерно будет знать, какова вероятность судебных споров с ними из-за выплат страхового возмещения и как добросовестно они выполняют взятые на себя обязательства.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Андрей 2022-12-14 11:32:36
1
Задняя дверь стоит 350 000(оригинал)+работа+расходники. Ну никак 900 000 не выходит...Может были еще повреждения? Одни и те же детали на гарантийные машины и на "послегарантийные", дилер отпускает совершенно по разным ценам и пугают клиентов потерей гарантии, если ремонт, даже самый мелкий, будет производиться на стороне. Перепуганный клиент с грабительским прайс-листом дилерского центра вынужден доказывать свою правоту в судах, а дилер тихонько зарабатывает...)
журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz
Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Заподозренному в коррупции экс-акиму Багдату Карасаеву нашли-таки замену
Новым акимом Илийского района стал Каиржан Жаксымбетов
Казахстанка не может получить наследство отца и опасается, что проиграет очередной суд из-за “телефонного права”
Горсуд отказал ей в проведении экспертизы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.