Гранды страхового рынка скрывают реальную статистику
Писать о своих личных склоках с магазинами и общепитом – удел блогеров. Я до последнего сомневалась, стоит ли знакомить читателей со своей частной проблемой, но, оказалось, что в такой же ситуации оказываются тысячи казахстанцев, а размеры потерянных ими денег могут исчисляться миллиардами тенге.
Итак, в 2020 году в конце ноября я купила в автосалоне новый автомобиль Hyundai Cretа. Через год на одном из перекрестков Mitsubishi ASX помял дверь багажника моего автомобиля.
Как и полагается, на место ДТП я вызвала сотрудников дорожной полиции и представителей страховой компании.
Оба автомобиля были застрахованы в страховой компании (СК) "Евразия". Кроме того, мой автомобиль был застрахован еще и по добровольной страховке КАСКО.
Автомобиль находился на гарантийном обслуживании в фирменном автосалоне. В автосалоне предложили заменить дверь багажника, и вместе с ремонтом мне нужно было выложить около 900 000 тенге. Ремонтировать машину на стороннем СТО означало бы, что при продаже пришлось бы каждому покупателю рассказывать про ДТП и делать скидку.
Страховая компания "Евразия" оценила ущерб в размере 635 225 тенге.
После моей претензии размер ущерба вырос до 719 198 тенге.
Но и эта сумма меня не устроила.
Пришлось потратить год жизни на доказательство моих претензий – привлечение независимых оценщиков, переписку с "Евразией" и две судебных инстанции.
Независимые оценщики дали заключение, что ущерб, нанесенный моему автомобилю, составляет: 867 529 тенге. Затем я сделала еще одну экспертизу по оценке утраты товарной стоимости автомобиля – она составила 128 340 тенге.
С заключениями оценщиков я пошла в суд Бостандыкского района Алматы.
Требования были простые: признать результат оценки в отчете АО страховая компания "Евразия" недействительным и взыскать 867 529 тенге.
Во-вторых, взыскать с виновника ДТП стоимость утраты товарной стоимости автомобиля Hyundai Creta в сумме 128 340 тенге.
В-третьих, возместить расходы, связанные с делом.
К иску были приложены 13 документов, в том числе переписка со страховщиками и результаты всех экспертиз.
Суд я выиграла, 26 июля 2022 года, спустя девять месяцев после ДТП, было вынесено решение в мою пользу.
По решению суда страховщики должны были выплатить мне сумму в размере 955 566 тенге, а виновник ДТП - 312 765 тенге.
Кстати, суд назначил еще одну экспертизу, стоимость которой была сопоставима с проведенной ранее независимой экспертизой.
СК "Евразия" подала апелляцию, и осенью 2022 года в городском суде Алматы подтвердили решение первой инстанции.
Получается, что легко было только заплатить страховой компании за полис, а вот чтобы добиться от страховой компании исполнения своих обязательств, мне потребовалось больше года. Конечно, я могла бы взять деньги, предложенные страховой, но мне не хотелось дарить почти 300 тысяч тенге. Нормальную выплату от страховой компании я получила первого декабря, то есть через 412 дней после ДТП.
Еще предстоит взыскать более 300 000 тенге с виновника ДТП, но это уже другая история.
Мы решили выяснить, как часто страховые компании судятся с клиентами и какое количество процессов они проигрывают.
Мы отправили запросы в шесть самых крупных страховых компаний Казахстана – "Евразия", Amanat, Freedom Finance Insurance, СК Nomad Insurance, СК "НСК" и страховую компанию Halyk.
Мы попросили предоставить редакции ответы на следующие вопросы:
- Сколько было продано полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев транспортных средств в 2021 и 2022 годах?
- Сколько было продано полисов автострахования КАСКО в 2021 и 2022 годах?
- Сколько человек получили страховые вознаграждения по полисам ГПО?
- Сколько человек получили страховые вознаграждения по полисам КАСКО?
- Сколько человек оспаривали сумму вознаграждения в судах по полисам ГПО?
- Сколько человек оспаривали сумму вознаграждения в судах по полисам КАСКО?
- Сколько судебных решений было принято в пользу клиентов?
Полноценную информацию мы получили только от СК Amanat и СК Freedom Insurance.
"НСК" и "Евразия" отказались предоставлять такую информацию, сославшись на коммерческую тайну.
СК "Халык" и Nomad Insurance проигнорировали наши запросы.
Тогда мы обратились в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, которое предоставило нам полную информацию по этим компаниям.
Через судебный кабинет, насколько это возможно, изучили количество судебных дел.
И у нас вышла такая таблица:
Как мы и говорили, полную информацию предоставили только две компании.
И вот какая картина у нас получилась.
В 2021 году к СК Amanat было подано 11 исков по СГПО, то есть на каждые 16 324 проданных полисов только один клиент не был удовлетворен выплатой. Из каждых 9361 обладателей полиса АВТОКАСКО размером выплаты был недоволен только один застрахованный.
В 2022 году СК Amanat судилась с клиентами 34 раза – один иск на каждые 5 889 проданных полисов. Из-за разногласий по сумме возмещения, предусмотренной полисом АВТОКАСКО, в 2022 году клиенты Amanat судились пять раз, или по одному иску на каждый 1 872 полис.
У Freedom Finance Insurance по авто КАСКО ни в 2021 году, ни в 2022 не было ни одного иска.
Сумма возмещения по полисам ОГПО оспаривалась клиентами Freedom Finance Insurance 20 раз в 2021-м, что составляет один иск на каждые 20 376 полисов. В 2022 году было подано 65 исков или по одному судебному разбирательству на 5 054 проданных полисов.
Компании "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk скрывают и от СМИ, и от клиентов аналогичную статистику по судебным спорам с обладателями страховых полисов.
Мы смогли посмотреть только общее количество судебных дел этих компаний в судебном кабинете в категории "споры, связанные с заключением, изменением, расторжением договора (сделки) и исполнением договорных обязательств по договору страхования в т.ч. взыскание страховых выплат".
Возможности судебного кабинета в Казахстане существенно ограничены. Нет возможности автоматизировать выборку дел по параметрам, в частности, нужно вручную скачивать дела, плюс к этому есть ограничения по количеству скачанных дел. К примеру, чтобы исследовать судебные дела страховой компании "Евразия" за 2022 год, потребуется много недель. Чтобы было понятно: нужно просматривать по каждой страховой компании пару сотен районных судов, делать запросы на двух языках, плюс к тому – база не позволяет скачать больше 10 дел за раз, а следующий запрос возможен только через определенное время. В конечном итоге есть риск, что ваши запросы воспримут как кибератаку со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
Между тем, это весьма важная информация для потребителя.
Когда человек приходит в страховую, он может оценить, какова вероятность получить вместо достойного полиса возмещения необходимость год судиться со страховой компанией, доказывая несправедливость размера выплаты.
Либо он будет одним из 16 или 20 тысяч клиентов, либо одним из каждых пяти тысяч.
Видимо, в "Евразии" и других безответных компаниях оценили, что будут выглядеть не очень презентабельно по коэффициенту "склочности", по которому вероятность обращения в суд намного выше, чем у других.
Поэтому клиентам приходится довольствоваться только общими суммами, которые "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk предпочитают выставлять в публичный доступ – продали полисов на миллиарды, выплатили сотни миллионов застрахованным.
Но даже по имеющимся данным, больше всех со своими клиентами спорит именно "Евразия".
Ежедневно в судах Казахстана "Евразия" судится со своими клиентами. Не исключено, что среди судебных дел этой компании есть и регрессные иски, но, судя по тому, что они скрывают реальную информацию, остается только гадать, сколько людей каждый день обивают судебные пороги, добиваясь справедливой выплаты.
Впрочем, я готова опубликовать данные "Евразия", Nomad Insurance, "НСК" и Halyk, если они раскроют запрошенную информацию.
В Казахстане ежедневно случаются десятки, если не сотни дорожно-транспортных происшествий. Если на каждом ДТП страховые экономят деньги на выплатах, то в масштабах страны речь может идти о суммах со множеством нолей. Понятно, при небольшой разнице в стоимости ремонта и страхового возмещения вряд ли кто будет тратить время на суды и подготовку к ним. В суд идут, если речь идет о занижении ущерба на сотни тысяч тенге, спорить из-за пары десятков тысяч никто не будет – слишком затратно по времени и предварительным вложениям в экспертизы. При этом результат судебных спросов никому не известен заранее.
Единственный способ избежать нервотрепки - страховаться в компаниях, готовых предоставлять максимум информации о себе. По крайней мере, вы примерно будет знать, какова вероятность судебных споров с ними из-за выплат страхового возмещения и как добросовестно они выполняют взятые на себя обязательства.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!