Страховые компании возвращают выплаченные деньги при ДТП, пользуясь пробелом в законе

12530 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Воскресенье, 12 Мар 2023, 10:00

Фонд "Муқтаж адамдарға қамқорлык” предлагает лишать такие компании лицензии

Об этом корреспонденту Ratel.kz сообщила руководитель Национальной лиги потребителей и директор общественного фонда “Муқтаж адамдарға қамқорлык” Светлана РОМАНОВСКАЯ.

Читайте также
Конфетный спрей: почему наши дети получают отёк Квинке и другие опасные болезни

- Фонд существует уже пять лет. Его работа направлена на помощь детям, потерявшим своих кормильцев в дорожно-транспортных происшествиях в условиях отсутствия у виновного лица страхового полиса. В ходе работы мы сталкивались с женщинами, мужчинами, которые потеряли в ДТП мужа либо жену и остались одни с тремя-пятью детьми. Многие из них живут в отдаленных регионах и не знают о своих правах. Так или иначе работа Фонда сталкивается с проблемами страхования.

На страховом рынке имеется весьма существенная проблема, которая заключается в следующем. Страховые компании выдают страховые полисы водителям, которые имеют водительское удостоверение, но не имеют соответствующей категории управления определенным транспортным средством. Например, водитель, имеющий водительское удостоверение на управление легковым автомобилем, может получить страховой полис на грузовой автомобиль.

Причем оформить подобный полис казахстанцы могут как через страхового агента, так и через интернет-ресурсы (сайты) страховых компаний, где вообще не требуется представлять водительское удостоверение, поскольку программное обеспечение, используемое на сайтах, имеет прямой обмен данных с базой МВД.  

И в данном случае выявлен существенный пробел в страховом законодательстве и работе программного обеспечения, где не учитывается необходимая категория допуска водительского удостоверения. Водитель, не имеющий опыт вождения определенным транспортным средством, может получить страховой полис в отношении его эксплуатации, - рассказала Светлана Романовская.

Тем самым, по ее словам, страховыми компаниями создается опасная ситуация на дорогах, когда казахстанцы подвергаются дополнительному риску со стороны присутствия на дорогах водителей, не обладающих особыми навыками управления определенными транспортными средствами.

- Есть и другая сторона, которая неблагоприятным образом затрагивает застрахованных лиц, - говорит Светлана Романовская. - Возможность получить полис страхования водителем, не имеющим соответствующей категории, позволяет страховой компании в случае совершения данным водителем (застрахованным лицом) дорожно-транспортного происшествия, вернуть в регрессном порядке страховую выплату, осуществленную в пользу пострадавших. То есть по факту гражданско-правовая ответственность водителя, имеющего страховой полис, но не имеющего соответствующей категории управления, признается незастрахованной. Выплата будет осуществлена, но всё, что страховая компания выплатит пострадавшим, будет взыскано с застрахованного лица.

Читайте также
Как страховая компания "Евразия" разбирается с виновниками ДТП

В итоге создается ситуация что на дорогах появляются опасные водители, которые при отсутствии навыков управления несут риск окружающим. При этом полис страхования, который они заключили и за который уплатили страховую премию, по факту не страхует ответственность водителя, так как изначально предусматривает право страховой компании вернуть все то, что будет выплачено в случае возникновения страхового случая.

Полагаю, что подобная ситуация устраивает страховые компании, которые, получая страховые премии, снижают риски убыточности, так как по подобным страховым полисам обязательства по осуществлению страховых выплат компенсируются правом обратного требования к застрахованному лицу. Только так можно объяснить отсутствие предложений со стороны страховых компаний по устранению упущений в законодательстве и работе программного обеспечения".

Светлана Романовская предлагает лишать лицензий страховые компании, которые злоупотребляют правом и пользуются “лазейками” пробелами  в законодательстве.

Вместе с тем, будучи руководителем РОО "Национальная лига потребителей" Светлана Романовская поведала о случае, произошедшем с застрахованным лицом РАЗИЕВЫМ Р.А., который при оформлении страхового полиса через страхового агента предоставил свое водительское удостоверение с правом управления транспортными средствами с категорией допуска "ВС", технические паспорта на транспортное средство марки "MAN 26422" (категория допуска "С")  и автоприцеп марки "Koegel Sn 18" (категория допуска "Е").

В итоге получил страховые полисы как в отношении транспортного средства марки "MAN 26422", так и в отношении автоприцепа марки "Koegel Sn 18".

При этом, со слов самого застрахованного, страховой агент не объяснил условия страхования, тем самым нарушил законодательство о страховой деятельности, а именно - не объяснил, что, поскольку у Разиева Р.А. отсутствует категория допуска к управлению автоприцепом марки "Koegel Sn 18", при возникновении страхового случая всё, что будет выплачено, будет взыскано с него.  

В результате при дорожно-транспортном происшествии с участием Разиева Р.А. страховая компания признала происшествие страховым случаем и осуществила выплату в пользу потерпевших, однако в последующем предъявило застрахованному судебный иск о взыскании осуществленной страховой выплаты.  

Читайте также
Департамент полиции Алматы обвинил страховщиков в подрывной деятельности

В ходе проверки обстоятельств заключения страховых полисов были установлены и другие нарушения законодательства, допущенные страховым агентом, и по данному факту РОО "Национальная лига потребителей" направило письмо в РГУ "Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка" (далее – Агентство) с требованием привлечь АО "СК "Евразия" к административной ответственности по факту нарушения процедуры расторжения и заключения договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и неисполнения обязательств по ознакомлению с условиями обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

При подготовке материала стало известно, что юридическая компания ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП", которая не первый год занимается урегулированием споров, связанных с обязательствами по договорам страхования, обратилось в Агентство с просьбой рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в страховое законодательство и работу программного обеспечения с целью исключить пробелы, позволяющие застраховать ответственность водителей транспортных средств, не имеющих соответствующей категории допуска к управлению транспортными средствами.

Однако какого-либо ответа от этого государственного органа пока не поступало.

Фото: открытые источники.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента