Когда-то незабвенный алматинский градоначальник Виктор Вячеславович ХРАПУНОВ прославился тем, что совершенно бескорыстно раздавал направо и налево городские земли. Так нараздавал, что ему до сих пор э
Когда-то незабвенный алматинский градоначальник Виктор Вячеславович ХРАПУНОВ прославился тем, что совершенно бескорыстно раздавал направо и налево городские земли. Так нараздавал, что ему до сих пор это припоминают. Нынешний аким Алматы Ахметжан Смагулович ЕСИМОВ делает все с точностью до наоборот – он не раздает, а отнимает у горожан землю. Чем тоже рискует навсегда остаться в памяти народной.
Как и Виктор Вячеславович, Ахметжан Смагулович действует вроде бы исключительно на законных основаниях. Земли изымаются у горожан для государственных нужд. Преимущественно - для прокладывания новых городских автотрасс и строительства дорожных развязок. Дело, безусловно, благое, но весь вопрос в том, как это делается…
Вот, к примеру, решили городские власти протянуть улицу Момыш-улы дальше. Все вроде бы честь по чести – утвержденный правительством план развития города, решение акимата об изъятии для государственных нужд необходимого земельного участка. Но… как-то так вышло, что дорогу уже проложили, она с лета 2013 года официально функционирует, а с владельцами земельного участка – крестьянским хозяйством ТОО «КокОзек Агро», годами использовавшим эти участки как пахотные угодья и пастбища - вопрос об отчуждении земли не решили. Более того, даже поставить в известность об изъятии земли владельцев не удосужились. И переоформлением прав собственности тоже решили не заморачиваться. Не говоря уже о положенной в таких случаях выплате компенсации, возмещении убытков и утраченной выгоды, предоставления альтернативных сельхозугодий… Налицо - самозахват земли. Только осуществило его в отношении своих же граждан государство.
Самое парадоксальное, что уже после того, как дорога была построена и сдана в эксплуатацию, владельцы земли так и не смогли толком выяснить, кому предъявлять претензии. В управлении земельных отношений отсылали в городской акимат. В акимате кивали на застройщиков. Застройщики - на заказчиков в лице акимата и Министерства транспорта и коммуникаций. Получился замкнутый круг. Разбираться взялась прокуратура и выяснила: генеральный подрядчик без выкупа земли и оформления всех положенных документов на земле, находящейся в частной собственности у крестьянского хозяйства, построил дорогу. А заказчик в лице городских властей не стал утруждать себя хлопотами по государственному контролю за строительными работами. В общем, все вместе прошляпили…
По этому факту даже уголовное дело возбудили - за самоуправство. Как утверждается в официальных документах, была обеспечена всесторонность и полнота его расследования, но при этом установить виновных в совершении преступления не представилось возможным. Потом начались судебные разбирательства, которые тоже зашли в тупик. Потому как суду ни один из ответчиков – а среди них были такие акиматовские структуры, как ТОО «Алматыкалажер» и управление автомобильных дорог Алматы, а также компания-застройщик - не смог предъявить ни одного договора. Сложилось такое впечатление, что дорогу построили не по заказу государства и не на бюджетные деньги, а как в сказке – по щучьему велению.
Было бы смешно, если бы такой анекдот случился единожды. Ан нет – подобный бардак и неразбериха у нас в порядке вещей. Буквально на днях к нам на сайт обратился возмущенный житель Алматы Евгений ФРИДМАН. Ситуация – как под копирку с предыдущей. В начале февраля этого года он получил уведомление об изъятии земли для госнужд и сносе его дома. Пенсионер подошел к вопросу с пониманием и стал готовиться к проведению полагающихся по закону в таких случаях процедур: проверке документов удостоверяющих права на землю, оценку недвижимости. Однако неожиданно для себя узнал, что все давно проверено и подсчитано без его участия. И даже есть заранее составленный еще в 2013 году договор, который ему осталось только подписать, где указана сумма компенсации за изъятие его имущества – 19 миллионов 378 тысяч 674 тенге. А если он этой бумаги не подпишет и не согласен с оценкой – все изымут по решению суда. Повод тот же – строительство дороги. Он начинает выяснять, кто является выкупающей стороной по этому договору? Оказывается, это тайна покрытая мраком. Госкомпредприятие ТОО «Алматыкалажер» даже не упомянуто в акиматовском постановлении. Но при этом фигурирует в договоре и выступает в роли посредника. Управление автодорог Алматы, которое вроде должно заниматься выплатами компенсаций собственникам изымаемых участков земли, почему-то заказало оценку недвижимости Фридмана частной фирме, даже не дождавшись постановления акимата об изъятии земли под госнужды. И сделано все без предоставления собственником каких-либо правоустанавливающих документов. Как они там считали, что от чего отнимали и к чему прибавляли – большая загадка. Поскольку расчетов никто собственнику предоставлять не собирается. Зато пугают судом. При этом никто не может внятно определить статус ТОО «Алматыкалажер» и объяснить, зачем нужен этот посредник между владельцем земли и государством? А ведь есть еще масса структур, которые тоже завязаны во все эти земельно-имущественные отношения: Государственное коммунальное предприятие «Алматыжер», управление земельных отношений акимата, РГКП «Центр по недвижимости»… Только успевай загибать пальцы!
Между прочим, таких возмущенных Фридманов – полАлматы. Их тысячи. А вся система устроена так, чтобы максимально запудрить им мозги.
Посудите сами: ну кому придет в голову, что КГП «Алматыжер» и ТОО «Алматыкалажер» - это одна и та же структура? А ведь так оно и есть. Даже руководитель один – Сергей ЧАЙКИН. Но при этом на их собственном сайте в интернете – путаница: то так называют, то этак. Но ведь формы собственности разные. В одном случае это государственная организация, в другом - частная. Для чего, спрашивается? Все достаточно просто - чтобы не с кого было спрашивать, если разразится скандал. А он не за горами. Потому что на кону большие деньги.
Возьмем того же Евгения Фридмана. Помните: его имущество посчитали в тенге по ценам 2013 года? А ведь после февральской девальвации разница составила 20 %, для него это 20 тысяч долларов. Если перемножить на всех, у кого в Алматы отбирают землю под государственные нужды, получится умопомрачительная сумма. А в масштабах республики? Ведь изъятия происходят и в Астане, и в Южно-Казахстанской области, и в Кызылорде, и в Атырау…
Самое интересное, что на все эти казусы отечественного землеустройства давно обратили внимание и Генеральная прокуратура, и Министерство регионального развития, и Министерство транспорта и коммуникаций, и экспертный совет Республиканской палаты оценщиков. По их данным, выплаты собственникам за изъятую для госнужд землю за последние четыре года, по меньшей мере, на четверть превысили все расчеты. Но при этом люди своего не получают. Где оседает остаток? Догадаться не трудно. Для определенной части чиновничества это превратилось в очень доходный и совсем не пыльный бизнес.
Схемы распила бюджетных средств используются самые разные. Например, строительство дорог изначально проектируется так, что после изъятия остаются значительные площади, так сказать, «у дороги». Или в пределах так называемой «красной линии», где предполагалось разместить зеленые насаждения. Если поменять целевое назначение этих участков - а акиматовские чины имеют такие возможности - эту землю можно запросто предоставить под различные коммерческие проекты. Придорожные магазины, рестораны, гостиницы, автомойки, заправочные станции. Не бесплатно, конечно. Размах – умопомрачительный. Клондайк отдыхает! Но изначальные собственники этой земли - чужие на этом празднике жизни и к этой коммерческой выгоде никакого отношения не имеют.
Есть варианты совсем простые и безопасные. Например, в принятом в 2011 году «Законе о госимуществе» есть две взаимоисключающие статьи: 67 и 208. В зависимости от того, какую применить, возникает приличный финансовый люфт, иной раз достигающий нескольких десятков тысяч долларов.
Идем дальше. Можно вступить в сговор с собственником, договориться с частными оценщиками о методах расчета и получить за землю и стоящую на ней недвижимость втрое ее реальной стоимости. А на тех собственниках, с которыми трудно или даже совсем бесполезно договариваться, можно, наоборот, сэкономить. В ряде случаев изъятая у собственников земля вообще не проходит регистрацию в госорганах. Примерно так, как произошло в приведенном в этой статье случае с сельхозугодиями. Ведь далеко не каждый фермер рискнет ссориться с властью и ходить по инстанциям, добиваясь правды…
Разборки будут неизбежны, когда государство начнет считать потраченные деньги. Как говорят бухгалтера, «сводить дебет с кредитом». Вот тогда, как нельзя кстати, пригодится и чехарда госструктур, и неразбериха с тем, кто за что отвечает. В крайнем случае, под удар всегда можно подставить какого-нибудь никчемного дурочка, на которого спишут все грехи. Как показывает практика, и отечественное законодательство, и наша так называемая правоохранительная система, и наш самый справедливый и независимый суд в мире вполне допускают подобные чиновничьи выходки.