Чего испугался министр Исекешев

18599 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 04 Мар 2015, 13:14

Ветеран авиации отказался подписывать отчет о причинах катастрофы самолета CRJ-200

И снова в расследовании крушения двухлетней давности под Алматы пассажирского самолета CRJ-200 авиакомпании «Скат» авиационные власти Казахстана вместо того, чтобы дать простой и внятный ответ, сделали хитрый «ход конем». На прошлой неделе Ratel.kz уже сообщал, что готов так называемый «окончательный отчет» государственной комиссии, который от Казахстана должны были подписать ее председатель Азат БЕКТУРОВ, заместитель председателя Нурлан АККУЛОВ, члены комиссии Олег АВДЕЕВ, Шалкар АМАНОВ и Амантай ЖОЛДЫБАЕВ, а от имени Межгосударственного авиационного комитета (МАК) российские специалисты Алексей МОРОЗОВ и Борис ГОРЮНОВ. После чего документ должен был попасть на утверждение министру по инвестициям и развитию РК Асету ИСЕКЕШЕВУ.

Однако отчет оказался настолько скандальным, что министр Исекешев его не утвердил. Произошло это из-за того, что один из членов комиссии Амантай Жолдыбаев подписывать документ наотрез отказался, выступив аж с четырьмя особыми мнениями, в которых высказал кардинальное несогласие с выводами, сделанными в ходе расследования авиакатастрофы. Каждое из этих особых мнений Жолдыбаева содержит такие неопровержимые факты, что просто разносит в клочья все выводы отчета, над которым госкомиссия корпела целых два года. Именно поэтому вопреки ожиданиям два дня назад были озвучены не выводы казахстанской госкомиссии, а лишь заключение Межгосударственного авиационного комитета, базирующегося в Москве. Другими словами, авиационные власти Казахстана не посмели сами озвучивать результаты расследования авиакатастрофы казахстанского CRJ-200, а спрятались за спины своих коллег из России, которые с учетом всех скандальных обстоятельств этой истории сами оказались серьезно скомпрометированы.

Итак, по порядку.

Для начала надо понимать, кто такой Амантай Жолдыбаев, и почему он может себе позволить выступить против мнения всей госкомиссии. Во-первых, он оказался чуть ли не единственным в комиссии, кто многие годы провел за штурвалом пассажирских самолетов. Ветеран воздушной авиации Казахстана, инженер-пилот 1 класса, командир воздушных судов Boeing 757 и 767, профессор, академик Санкт-Петербургской международной академии транспорта. Во-вторых, в середине 2000 он был председателем Комитета гражданской авиации, возглавлял инспекцию по безопасности полетов и Госавианадзор. Короче, проигнорировать его мнение, причем подкрепленное вескими аргументами и доказательствами, было бы крайне необдуманным шагом со стороны остальных членов комиссии и представителей МАК.

А теперь по существу его возражений на результаты расследования и его версия причин авиакатастрофы. В своих выводах ветеран авиации главный упор сделал на том, что к гибели пассажирского самолета CRJ-200 привели не один, два или три каких-то отдельных фактора, а целый их комплекс. Включая, конечно, и ошибки пилотов тоже… И метеоусловия… Но еще и конструктивные недостатки самолетов типа CRJ-200. И техническую неисправность некоторых жизненно важных в тот момент систем воздушного судна. И многое другое, что не нашло никакого отражения в так называемом «окончательном отчете».

В особом мнении №1 Амантай Жолдыбаев обращает внимание на то, что в день крушения самолета в Алматы были не просто сложные метеорологические условия для самолетов подобного типа, а откровенно опасные. С учетом этих условий при заходе на посадку элементы конструкции самолета за два часа полета на высоте в несколько тысяч метров приобрели температуру окружающей среды - минус 50 С. Фактические данные по погоде аэродрома в тот момент гласили: «Переохлажденный туман, температура минус 1 С, влажность 100%, температура точки росы минус 1 С.». По мнению Жолдыбаева, «указанная погода создавала идеальные условия для явления сублимации водяного пара на переохлажденной поверхности самолета, превращая мельчайшие капли в твердое состояние, в форме ледяных отложений на поверхности самолета». То есть обледенение. В любом учебнике по метеорологии летательных аппаратов сказано, что при обледенении крыльев и "хвостового оперения" велика вероятность приближения самолета к так называемому «срывному режиму», что приводит к снижению подъемной силы, ухудшает аэродинамические и летные свойства самолета. Амантай Жолдыбаев акцентирует внимание на зафиксированных бортовыми самописцами словах командира CRJ-200 Владимира ЕВДОКИМОВА, сказанных после выпуска закрылков на 45 градусов при заходе на посадку: «Опять начинаешь, милый!» - что говорит о том, что самолет находился в режиме «срыва». Причем нельзя не обратить внимание на то, что с подобным поведением самолета командир экипажа, судя по его реакции, видимо, встречался и раньше в предыдущих полетах, но тогда все заканчивалось благополучно – возможно, погодные условия были лучше, чем в том, последнем полете. Кстати, об этом же говорил и приглашенный из Грузии в качестве независимого эксперта пилот CRJ-200 Зураб ШУБИТИДЗЕ – он даже обратил внимание на слышимый на записи бортовых самописцев специфический треск при выпуске закрылков (так ломается сковавшая элементы корпуса ледяная корка) и звуки вибрации. Наш сайт Ratel.kz писал об этих наблюдениях грузинского пилота еще год назад. Но в Комитете гражданской авиации РК и в госкомиссии по расследованию предпочли этого не заметить. Вот и сейчас пытаются проигнорировать особое мнение Амантая Жолдыбаева. Как говорится, в который раз на те же грабли…

Теперь что касается конструктивных недостатков самолетов типа CRJ-200 – они выделены Амантаем Жолдыбаевым в отдельный пункт. Он их насчитал аж восемь штук. Назовем основные: отсутствие предкрылков на крыле самолета; отсутствие антиобледенительной системы на хвостовом стабилизаторе самолета; потребность запуска в воздухе вспомогательной силовой установки с целью кондиционирования салона самолета и, как следствие, повышения эффективности обогрева крыла самолета за счет основных двигателей; ненадежность работы механизма переключения системы кондиционирования самолета от основных двигателей на вспомогательную силовую установку, что в конечном итоге отрицательно сказалось на эффективности работы обогрева крыльев… Ну и так далее!

 

 

И подводит ветеран итог, цитирую дословно: «Особенностью проектирования данного типа самолета CRJ-200 является стремление на уменьшение массы конструкции самолета с целью увеличения коммерческой загрузки, дальности полета и экономической эффективности эксплуатации. В целях применения вышеуказанной политики проектировщики отказались от таких необходимых элементов конструкции самолета, как предкрылок крыла и противообледенительная система хвостового стабилизатора. Складывается мнение, что проектировщики рассчитывали, что самолеты типа CRJ-200 будут эксплуатироваться только в условиях жаркого климата земного шара. Но коммерческие интересы фирмы-производителя изменили географию его эксплуатации. Стали происходить авиационные происшествия с большими человеческими жертвами». Конец цитаты.

От себя добавим, что эту скорбную статистику пополнил и самолет из Кокшетау, разбившийся под Алматы 29 января 2013 года.

Столь серьезные проблемы, приводящие к катастрофам с человеческими жертвами, не могли не повлиять на политику канадской компании Bombardier. Проектировщики разработали другие модификации самолетов CRJ, но уже устранив указанные недостатки. Однако стоимость модифицированных самолетов оказались слишком высокой для эксплуатантов из стран бывшего Советского Союза. Поэтому с одобрения Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ здесь, несмотря на риски, стали приобретать аварийные самолеты типа CRJ старых модификаций, которые более доступны по цене. С этой точки зрения понятна и позиция канадско-американских специалистов, когда они исключили возможность обледенения разбившегося самолета – не желая терять рынок стран постсоветского пространства, они спасали свой имидж производителя надежных самолетов. Этим объясняется и то, почему московские представители МАК с такой готовностью подрядились спасать изрядно подмоченную репутацию авиационных властей Казахстана и объявили главными виновниками авиакатастрофы погибших летчиков. И только их.

Вообще, при чтении выводов ветерана казахстанской авиации Амантая Жолдыбаева складывается впечатление, что из всех тех, кто был причастен к расследованию катастрофы CRJ-200 и выяснению истинных причин гибели на его борту 21 человека, у него одного сохранилось такое понятие, как совесть. Ведь выявился целый шлейф нарушений Комитета гражданской авиации и отдельных его сотрудников, владевшей разбившимся самолетом авиакомпании «Скат», и ее руководителей, канадских производителей самолета, представителей МАК, согласившихся подмахнуть и озвучить явно авантюрное заключение о причинах катастрофы. В этой цепи можно упомянуть и допущенные недостатки в правилах эксплуатации самолетов типа CRJ-200, которые основывались на неграмотных рекомендациях летному составу. А это прямой упрек Комитету гражданской авиации Казахстана и в адрес его руководителей, которые, как все больше и больше убеждаешься, занимаются не своим делом. В списке истинных виновников трагедии сами летчики занимают последнее место. Хотя бы потому, что они разделили участь пассажиров и погибли вместе с ними. Эти человеческие жизни, которые уже не вернешь, на совести тех, кто занимался не объективным расследованием, а спасением собственной шкуры.

Загрузка...
журналист
- Телеканалы, вдохновленные успехом ток-шоу 31 канала "Неге?", готовят проекты "Немене?", "Не зат?", "Анау бар еді ғой…", "Есьже?"
Нагорный Карабах: тридцать лет войны
Межнациональный конфликт глазами стороннего наблюдателя
Всё началось с Мамина
За что в МВД не любят Рыб, Дев и Овнов
Как правильно выкачивать миллиарды из одного источника
О достижениях семьи супергероев казахстанского бизнеса
На коммунальных платежах можно сэкономить до 7 тысяч тенге
Подсчитайте на калькуляторе Ratel.kz свои льготы и узнайте, как их можно получить
В Польше арестован инвестор в казахскую нефть
Рышард Краузе еще недавно входил в число богатейших людей страны
Полмиллиарда тенге на футбол задним числом
Как спортивные чиновники Атырауской области тратят деньги на профессиональный спорт
Скандалом закончилась самая трогательная акция павлодарских волонтёров
Квартирой одинокой бабушки, которую по просьбе "Клуба добряков Павлодар" отремонтировали всем миром, теперь распоряжается председатель КСК
Хроники Верного. Дом, который построил… Кто?
В свое время мы, горожане, были уверены, что здание построено в 1912-м году архитектором Андреем Зенковым
Актюбинец сжёг дом бывшей жены и "заминировал" общежитие
Пока мужчина находился под следствием по одному преступлению, он совершил другое
"А чего добился я?!"
Рецензия на фильм "Агент Ева", 2020 г., режиссёр Тейт Тейлор, в главной роли – Джессика Честейн
Почему истинный мирный ислам признан вдруг менее цивилизованным, чем христианство
Президент Франции объявил войну импорту радикальных исламистов и готов реализовать программу по оцивилизовыванию ислама
Модальная заработная плата в Казахстане выросла на 192%
Подобный резкий рост, вероятно, является следствием пересмотра методики сбора или агрегирования первичных данных
Почему кыргызы каждый раз поджигают Белый дом
В Кыргызстане народ в растерянности - то он источник власти, то источник богатства новых властей
IPO Kaspi - вещь совершенно невероятная по крутости
Kaspi удалось, как Колобку - медведя и волка, уговорить признать их не банком, а "экосистемой"
О власти
Мы разучились уважать власть. А власть перестала быть профессиональной
Насколько Казахстану доступны современные технологии
Они нужны, но для их доступности мало, что делается
Выучить казахский язык. Часть 21
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
Укрощенье реки и судьба человека
Василий Казначеев работал на Капчагайской ГЭС с самого первого дня
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Не пустим Сашу Барона Коэна в Казахстан
Если мы запретим Бората, с нас сойдёт проклятье этого фильма, и в Казахстане сразу решится масса проблем
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?