Чего испугался министр Исекешев

20458 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 04 Мар 2015, 13:14

Ветеран авиации отказался подписывать отчет о причинах катастрофы самолета CRJ-200

И снова в расследовании крушения двухлетней давности под Алматы пассажирского самолета CRJ-200 авиакомпании «Скат» авиационные власти Казахстана вместо того, чтобы дать простой и внятный ответ, сделали хитрый «ход конем». На прошлой неделе Ratel.kz уже сообщал, что готов так называемый «окончательный отчет» государственной комиссии, который от Казахстана должны были подписать ее председатель Азат БЕКТУРОВ, заместитель председателя Нурлан АККУЛОВ, члены комиссии Олег АВДЕЕВ, Шалкар АМАНОВ и Амантай ЖОЛДЫБАЕВ, а от имени Межгосударственного авиационного комитета (МАК) российские специалисты Алексей МОРОЗОВ и Борис ГОРЮНОВ. После чего документ должен был попасть на утверждение министру по инвестициям и развитию РК Асету ИСЕКЕШЕВУ.

Однако отчет оказался настолько скандальным, что министр Исекешев его не утвердил. Произошло это из-за того, что один из членов комиссии Амантай Жолдыбаев подписывать документ наотрез отказался, выступив аж с четырьмя особыми мнениями, в которых высказал кардинальное несогласие с выводами, сделанными в ходе расследования авиакатастрофы. Каждое из этих особых мнений Жолдыбаева содержит такие неопровержимые факты, что просто разносит в клочья все выводы отчета, над которым госкомиссия корпела целых два года. Именно поэтому вопреки ожиданиям два дня назад были озвучены не выводы казахстанской госкомиссии, а лишь заключение Межгосударственного авиационного комитета, базирующегося в Москве. Другими словами, авиационные власти Казахстана не посмели сами озвучивать результаты расследования авиакатастрофы казахстанского CRJ-200, а спрятались за спины своих коллег из России, которые с учетом всех скандальных обстоятельств этой истории сами оказались серьезно скомпрометированы.

Итак, по порядку.

Для начала надо понимать, кто такой Амантай Жолдыбаев, и почему он может себе позволить выступить против мнения всей госкомиссии. Во-первых, он оказался чуть ли не единственным в комиссии, кто многие годы провел за штурвалом пассажирских самолетов. Ветеран воздушной авиации Казахстана, инженер-пилот 1 класса, командир воздушных судов Boeing 757 и 767, профессор, академик Санкт-Петербургской международной академии транспорта. Во-вторых, в середине 2000 он был председателем Комитета гражданской авиации, возглавлял инспекцию по безопасности полетов и Госавианадзор. Короче, проигнорировать его мнение, причем подкрепленное вескими аргументами и доказательствами, было бы крайне необдуманным шагом со стороны остальных членов комиссии и представителей МАК.

А теперь по существу его возражений на результаты расследования и его версия причин авиакатастрофы. В своих выводах ветеран авиации главный упор сделал на том, что к гибели пассажирского самолета CRJ-200 привели не один, два или три каких-то отдельных фактора, а целый их комплекс. Включая, конечно, и ошибки пилотов тоже… И метеоусловия… Но еще и конструктивные недостатки самолетов типа CRJ-200. И техническую неисправность некоторых жизненно важных в тот момент систем воздушного судна. И многое другое, что не нашло никакого отражения в так называемом «окончательном отчете».

В особом мнении №1 Амантай Жолдыбаев обращает внимание на то, что в день крушения самолета в Алматы были не просто сложные метеорологические условия для самолетов подобного типа, а откровенно опасные. С учетом этих условий при заходе на посадку элементы конструкции самолета за два часа полета на высоте в несколько тысяч метров приобрели температуру окружающей среды - минус 50 С. Фактические данные по погоде аэродрома в тот момент гласили: «Переохлажденный туман, температура минус 1 С, влажность 100%, температура точки росы минус 1 С.». По мнению Жолдыбаева, «указанная погода создавала идеальные условия для явления сублимации водяного пара на переохлажденной поверхности самолета, превращая мельчайшие капли в твердое состояние, в форме ледяных отложений на поверхности самолета». То есть обледенение. В любом учебнике по метеорологии летательных аппаратов сказано, что при обледенении крыльев и "хвостового оперения" велика вероятность приближения самолета к так называемому «срывному режиму», что приводит к снижению подъемной силы, ухудшает аэродинамические и летные свойства самолета. Амантай Жолдыбаев акцентирует внимание на зафиксированных бортовыми самописцами словах командира CRJ-200 Владимира ЕВДОКИМОВА, сказанных после выпуска закрылков на 45 градусов при заходе на посадку: «Опять начинаешь, милый!» - что говорит о том, что самолет находился в режиме «срыва». Причем нельзя не обратить внимание на то, что с подобным поведением самолета командир экипажа, судя по его реакции, видимо, встречался и раньше в предыдущих полетах, но тогда все заканчивалось благополучно – возможно, погодные условия были лучше, чем в том, последнем полете. Кстати, об этом же говорил и приглашенный из Грузии в качестве независимого эксперта пилот CRJ-200 Зураб ШУБИТИДЗЕ – он даже обратил внимание на слышимый на записи бортовых самописцев специфический треск при выпуске закрылков (так ломается сковавшая элементы корпуса ледяная корка) и звуки вибрации. Наш сайт Ratel.kz писал об этих наблюдениях грузинского пилота еще год назад. Но в Комитете гражданской авиации РК и в госкомиссии по расследованию предпочли этого не заметить. Вот и сейчас пытаются проигнорировать особое мнение Амантая Жолдыбаева. Как говорится, в который раз на те же грабли…

Теперь что касается конструктивных недостатков самолетов типа CRJ-200 – они выделены Амантаем Жолдыбаевым в отдельный пункт. Он их насчитал аж восемь штук. Назовем основные: отсутствие предкрылков на крыле самолета; отсутствие антиобледенительной системы на хвостовом стабилизаторе самолета; потребность запуска в воздухе вспомогательной силовой установки с целью кондиционирования салона самолета и, как следствие, повышения эффективности обогрева крыла самолета за счет основных двигателей; ненадежность работы механизма переключения системы кондиционирования самолета от основных двигателей на вспомогательную силовую установку, что в конечном итоге отрицательно сказалось на эффективности работы обогрева крыльев… Ну и так далее!

 

 

И подводит ветеран итог, цитирую дословно: «Особенностью проектирования данного типа самолета CRJ-200 является стремление на уменьшение массы конструкции самолета с целью увеличения коммерческой загрузки, дальности полета и экономической эффективности эксплуатации. В целях применения вышеуказанной политики проектировщики отказались от таких необходимых элементов конструкции самолета, как предкрылок крыла и противообледенительная система хвостового стабилизатора. Складывается мнение, что проектировщики рассчитывали, что самолеты типа CRJ-200 будут эксплуатироваться только в условиях жаркого климата земного шара. Но коммерческие интересы фирмы-производителя изменили географию его эксплуатации. Стали происходить авиационные происшествия с большими человеческими жертвами». Конец цитаты.

От себя добавим, что эту скорбную статистику пополнил и самолет из Кокшетау, разбившийся под Алматы 29 января 2013 года.

Столь серьезные проблемы, приводящие к катастрофам с человеческими жертвами, не могли не повлиять на политику канадской компании Bombardier. Проектировщики разработали другие модификации самолетов CRJ, но уже устранив указанные недостатки. Однако стоимость модифицированных самолетов оказались слишком высокой для эксплуатантов из стран бывшего Советского Союза. Поэтому с одобрения Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ здесь, несмотря на риски, стали приобретать аварийные самолеты типа CRJ старых модификаций, которые более доступны по цене. С этой точки зрения понятна и позиция канадско-американских специалистов, когда они исключили возможность обледенения разбившегося самолета – не желая терять рынок стран постсоветского пространства, они спасали свой имидж производителя надежных самолетов. Этим объясняется и то, почему московские представители МАК с такой готовностью подрядились спасать изрядно подмоченную репутацию авиационных властей Казахстана и объявили главными виновниками авиакатастрофы погибших летчиков. И только их.

Вообще, при чтении выводов ветерана казахстанской авиации Амантая Жолдыбаева складывается впечатление, что из всех тех, кто был причастен к расследованию катастрофы CRJ-200 и выяснению истинных причин гибели на его борту 21 человека, у него одного сохранилось такое понятие, как совесть. Ведь выявился целый шлейф нарушений Комитета гражданской авиации и отдельных его сотрудников, владевшей разбившимся самолетом авиакомпании «Скат», и ее руководителей, канадских производителей самолета, представителей МАК, согласившихся подмахнуть и озвучить явно авантюрное заключение о причинах катастрофы. В этой цепи можно упомянуть и допущенные недостатки в правилах эксплуатации самолетов типа CRJ-200, которые основывались на неграмотных рекомендациях летному составу. А это прямой упрек Комитету гражданской авиации Казахстана и в адрес его руководителей, которые, как все больше и больше убеждаешься, занимаются не своим делом. В списке истинных виновников трагедии сами летчики занимают последнее место. Хотя бы потому, что они разделили участь пассажиров и погибли вместе с ними. Эти человеческие жизни, которые уже не вернешь, на совести тех, кто занимался не объективным расследованием, а спасением собственной шкуры.

журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
В Актобе объявили режим ЧС
Аким Актобе обратился к актюбинцам, которых власти до этого успокаивали и обещали, что ничего страшного не будет
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.