По неофициальным данным, налоговая нагрузка предприятия на порядок меньше, чем у других
Так называемые комиссионные за покупку Карагандинского металлургического комбината составили $100 млн. В такую сумму, помимо основного транша в республиканский бюджет, обошелся «входной билет» на Казахстанскую Магнитку для индийского бизнесмена Лакшми Миттала.
Как выяснилось, сделку тогда осуществлял доверенный человек Л. Миттала – Йоханнес Ситтард, который был его деловым партнером еще на металлургическом заводе в Индонезии. После покупки Й. Ситтард некоторое время возглавлял комбинат в Темиртау, а затем их пути разошлись. Мы не знаем о том, какая кошка пробежала между ними, но свою обиду Й. Ситтард озвучил чуть позже в эфире всемирной службы новостей BBC.
В одной из телевизионных программ о финансах Й. Ситтард заявил: «Мы заплатили определенную комиссию в течение некоторого времени для обслуживания, что они предоставили в начале процесса. Это было очень важно, чтобы получить помощь у местных властей, а также по налоговым вопросам». Ведущий программы переспросил: «Нам сказали, что было выделено $100 млн». На что доктор Й. Ситтард ответил: «Это было значительное количество», добавив: «Таким образом, я имею в виду всех, кто слышит цифру, что Вы называете $100 млн, немного удивлены наверняка». На утверждение журналиста, что «это огромная сумма денег» и вопрос: «Может, это не так?», Й. Ситтард ответил: «Да, это был хороший пучок денег». Он также сказал, что «он использовал группу Патоха Шодиева в качестве посредника в переговорах». Кстати, после ухода от Л. Миттала он неплохо устроился на работу у своих посредников в качестве главного исполнительного директора ENRC (Eurasian Natural Resources Corporation – КазТАГ).
Холдинг LNM (Лакшми Нивас Миттал – КазТАГ) в лице официального представителя пресс-службы Аннаньи Сарин заявил о том, что $100 млн не являлись комиссионными. Эти средства якобы были выплачены компании Chodiev Group за снабжение завода железной рудой и электроэнергией. Кому после этого верить – предпринимателю немецкого происхождения Й. Ситтарду, который верой и правдой служил своему патрону и был в его команде «человеком №2» (не скроем, он провернул в Казахстане сделку века, обогатив Л. Миттала на несколько миллиардов долларов), или, может быть, пресс-секретарю нового владельца комбината, который недооценил или переоценил возможности своего доверенного человека, и тот громко хлопнул дверью?
За морем телушка – полушка, да рубль перевоз
Кстати, миллиардер Л. Миттал всегда оперирует большими цифрами, особенно когда говорит об инвестициях в модернизацию производства. После покупки комбината он обещал в первые пять лет вложить $600 млн с привлечением кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития. Несомненно, эти деньги он получил, но использовал их не только на комбинат, но и на покупку 15 шахт в Караганде, половину которых закрыл из-за нерентабельности. Другую часть якобы пустил на строительство трубного завода в Актау.
С Актауским проектом получилась следующая история. В свое время Л. Миттал купил металлургический завод в Мексике, переименовав его в Ispat Mexicana, где также был налажен выпуск трубной продукции. По разным причинам там производство стало невыгодным. Чтобы
спасти ситуацию, принимается решение разобрать его (трубный стан – КазТАГ) и передислоцировать из города Ласо-Карденас в Северной Америке в Западный Казахстан. Сказано - сделано. Но и в Актау дела также пошли не очень.
По нашим сведениям, он загружен всего на 20% от проектной мощности, да и продукцию сильно не жалуют, предпочитая более качественную продукцию конкурентов. Вот что говорит заместитель председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию РК Канат Баитов.
«Наша задача – налаживание диалога между казахстанским производителем и возможным потребителем. По итогам 2013-2014 годов у нас импорт труб достиг почти 2 млн тонн, наша проектная мощность отечественных предприятий на сегодня составляет 690 тыс. тонн. На сегодня наши отечественные трубные производства загружены всего лишь на 30%, много вопросов по качеству, по поставкам», - сказал недавно зампред на форуме «Применение спиралешовных труб в теплосетях».
«Если конкретно остановиться на трубном заводе ArcelorMittal Tubular в Актау, то было много разговоров о том, что завод старый построили в Казахстане. Мы сейчас столкнулись при реализации различных госпрограмм – «Акбулак», реформирования ЖКХ – с тем, что наши отечественные предприятия и государственные компании разными путями уходят от применения этих труб. На сегодня проектная мощность этого завода составляет всего лишь 60 тыс. тонн, работают 200 человек, они загружены по итогам прошлого года всего лишь на 12 тыс. тонн», - сказал он.
Берегите природу родную – мать вашу...
Еще один громогласный проект, озвученный миллиардером Л. Митталом, с треском провалился еще в стадии проекта. Это связано со строительством нового металлургического завода в Темиртау. Вначале его сроки пытались перенести в связи с тем, что были даны обязательства казахстанскому правительству и местным властям. В сентябре 2009 года за этот мегапроект пришлось отдуваться перед общественностью тогдашнему генеральному директору Франку Панниру, который сообщил об отказе от строительства сталелитейного завода мощностью 4 млн тонн продукции ввиду кризиса.
«В настоящий момент мы испытываем трудности в связи со слабой загруженностью уже существующих мощностей. А если мы построим в эти сложные времена завод, сможем ли обеспечить его заказами, когда по всему миру наблюдаются проблемы со сбытом?» - задался вопросом Ф.Паннир. «Кризис заставляет экономить на всем», - заметил он тогда в этой связи.
Добавим, что планы были грандиозные. По сути, в Темиртау должны были построить второй комбинат, предполагалось расширить не только сырьевую базу - угольную и железорудную, но и энергетическую.
Заметим, что в октябре 2008 года компания «АрселорМиттал Темиртау» заключила с фирмой «Дастур и Ко Лтд» контракт на проектирование нового металлургического завода мощностью 4 млн тонн стали в год. Строительство нового завода позволило бы компании увеличить производство до 10 млн тонн в год. Обратим внимание и на реальные цифры - сейчас комбинат производит чуть более 3 млн тонн продукции в год. Вот какой был замах, как говорится, на целый тенге, а удар получился на тиынку. По предварительным расчетам, в это должны были инвестировать порядка $7 млрд.
С серьезными осложнениями выполняется еще один необходимый проект, связанный с улучшением экологической ситуации в Центральном Казахстане. Речь идет о строительстве системы газоочистки конвертерного цеха - одного из крупных источников загрязнения воздушной среды региона. Об этом еще в сентябре 2010 года руководители темиртауского подразделения «АрселорМиттал» информировали министерство охраны окружающей среды республики. При этом называлась цифра $120 млн и был обещан оглушительный эффект и для населения, и для матери-природы.
Строительство важного объекта шло ни шатко ни валко. Были и суды с главным подрядчиком - турецкой компанией TROY Tech, которую пригласил на работу в Казахстан головной офис «АрселорМиттал». Подрядчики не выполнили свои обязательства ни по срокам, ни по качеству, и их пришлось заменить на местные строительные фирмы. До финиша этого важного экологического проекта еще далеко, а конвертеры тем временем продолжают коптить карагандинское небо...
Первым делом – низкие налоги, а инвестиции – потом
Кризис есть кризис, тут ничего не поделаешь. Но здесь был один нюанс, связанный со взаимоотношениями с центральной властью. Дело в том, что, объявляя тогда свои инвестпроекты, Л. Миттал преследовал еще одну цель – сохранение налоговых преференций для комбината. Ведь срок инвестконтракта между металлургической компанией и казахстанским правительством истекал 31 декабря 2008 года.
Благодаря этому документу налоговая нагрузка «АрселорМиттал Темиртау» варьировалась, по неофициальным данным, от 1,8% до 4% - на порядок меньше, чем у других участников рынка. Подчеркнем, что несмотря на льготный режим работы компания и тогда не спешила кардинально обновлять устаревшее оборудование на производстве. Это привело к нескольким крупным авариям, в частности, гибели 30 горняков на шахте «Абайская».
Как пишет журнал «Эксперт-Казахстан», по мере приближения окончания срока действия инвестконтракта казахстанские власти начали оказывать на компанию жесткое давление. Министерство по чрезвычайным ситуациям пригрозило «АрселорМиттал Темиртау» отзывом лицензии, а республиканский налоговый комитет подал иск на $1 млрд налогов, доначисленных за продажу металлургической продукции через оффшорную компанию «Испат Кармет Трейдинг ФЗЕ». Мы как-то говорили о том, что многие вопросы Л. Миттал решает в Астане, не заезжая в Темиртау. Так случилось и на этот раз - лицензию не отозвали, да и иск остался неудовлетворенным.
Минимизация налоговых, производственных и социальных издержек – любимый конек предприятий стального магната. Нередко его топ-менежджеры начинают переходить границы дозволенного, как было, например, на совещании по вопросам обеспечения стабилизации производственных процессов в ходе рабочей поездки в Карагандинскую область вице-премьера Бердибека Сапарбаева, который заявил, что компания «АрселорМиттал Темиртау» будет лишена государственной поддержки, если не заключит меморандум об обеспечении трудовых прав работников.
«Если государство идет навстречу, если поддерживает предприятие, эти компании должны идти навстречу государству, особенно в отношении своих же работников. А у нас как делается? «АрселорМиттал Темиртау» заявляет, что меморандум подписывать не будет. А тогда мы поставим вопрос: на все льготы, которые идут со стороны государства, мы тоже поставим крест. Самое главное, о чем все время говорит наш президент: все компании, независимо – местные они или иностранные, во-первых, должны соблюдать все законодательство и требования Казахстана, второе – не должны забывать, что благодаря Казахстану они разбогатели, заработали такие деньги», - отметил Б. Сапарбаев.
Как разбогател и заработал огромные деньги миллиардер Л. Миттал, поставив на колени изрядную часть европейских стран, мы расскажем в следующих публикациях.