Влияние на народ и страну передаётся вместе со служебным удостоверением
Хотим мы того или нет, война в Украине невольно заставляет задуматься, а что будет, если на нас кто-нибудь нападёт.
В широком смысле, что будет, если катаклизмы, обрушившиеся на нашу страну, будут хуже, чем девальвация, пандемия или даже события, подобные январским.
Дело даже не в нашей обороноспособности. С афганцами не смогли справиться ни СССР, ни США, хотя уровень оснащенности у тех и других был несопоставимо выше того, чем располагала эта страна до начала вторжения мировых держав на территорию Афганистана.
Самым поразительным в январских событиях было то, что за все дни протеста, ни в стане демонстрантов, ни среди официальных лиц не нашлось ни одного человека, за которым бы пошла вся нация.
Духу набрался только президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ, но подкреплять свои полномочия ему пришлось войсками ОДКБ.
Кстати, ответственность за беспорядки он тоже возложил на каких-то международных террористов.
По всему выходит, что для организации протеста казахам нужны международные террористы, а для его подавления – международная полиция в виде ОДКБ.
И тут возникает вопрос: у нас есть национальные лидеры, которые могут быть таковыми и без удостоверения главы государства?
На этой неделе было особенно показательно, как лишали властных атрибутов Нурлана НИГМАТУЛИНА, бывшего спикера мажилиса, третье лицо в стране, и Даригу НАЗАРБАЕВУ, многие годы считавшуюся одним из самых влиятельных политиков в стране.
Верхушка партии Nur Otan (ныне Amanat) проголосовала, чтобы Нигматулина вывести из политсовета, а Назарбаеву - из партийного списка.
Между тем, среди тех, кто голосовал за эти решения, наверняка были люди, которым они помогали делать карьеру, решали какие-то личные вопросы, может, просто по-человечески дружили, что-то обсуждали.
То есть для них они не были просто начальниками со всеми атрибутами, было же какое-то неформальное общение в кулуарах парламента или за его пределами.
Но не нашлось ни одного, кто сказал бы: я считаю, что Дарига Нурсултановна сделала много хорошего, а Нурлан Зайруллаевич заступался за народ в ходе каких-то обсуждений законопроектов, и привел бы примеры их соответствия занимаемым должностям, да хотя бы просто сказал, что они прекрасные люди.
Но ни звука.
Даже когда Бауыржан БАЙБЕК, будучи акимом Алматы, менял бордюры, качество бетонных болванок и целесообразность их обновления обсуждались обществом намного активнее, чем замена живых людей, много лет возглавлявших целую страну.
Но политические бордюры у нас меняются в полной тишине и при абсолютном согласии.
Мы молча принимаем, что начальство велит сегодня любить одного, а завтра - другого. И нам безразличны их характеры, привычки, взгляды на жизнь, хотя мы охотно будем демонстрировать свою лояльность в надежде на какие-то плюшки от нового начальника.
Но никакие плюшки не гарантируют нашу привязанность, постотставочную преданность и слёзы на прощание.
Без радости любовь, разлука без печали.
Ровно то же самое происходит и вне власти. Нам по большому счёту все равно, кто нами будет править.
Не нужно нам никаких свобод, просто дайте денег и не заставляйте работать.
Вся публицистика о страданиях народа сводится к этой нехитрой мысли. Горькая правда не в том, что у нас нет честных судов, примата права, частная собственность никак не защищена, гражданские свободы существуют только на бумаге, а в том, что правительство мало даёт денег бедным людям, в то время как министры жируют. А вот если давать больше, то нас и монархия вполне устроит, даже и наследственная, как в Арабских Эмиратах.
Даже журналистские расследования, изучающие схемы воровства, сводятся к подсчётам, на что было бы лучше потратить украденные деньги с большей пользой для народа.
Социальная справедливость – это справедливая дележка природных ресурсов, а не равные социальные возможности для людей.
Связь между гражданскими свободами и темпами прироста ВВП, к сожалению, для нас неочевидна.
Но это тупик. Хотя бы потому, что однажды природные ресурсы закончатся, а человеческий капитал мы не накопим.
На мой взгляд, жуткий дефицит человеческого капитала привел к тому, что у нас исчезли национальные лидеры, жизнь и слово которых имеет значение для всей страны. Кто не просто не побоится пойти против течения, но еще и сумеет повести за собой людей.
Кто-то, может быть, с ними не согласен, они могут спорить между собой, но они имеют авторитет у нации, а не справку о том, что перед вами очередной елбасы, способный либо вас загнать под плинтус, либо вознести до небес, но от которого все могут отвернуться, едва он утратит административный ресурс.
Один мой знакомый, очень начитанный человек, прекрасно излагающий свои мысли как на казахском, так и на русском языках, считает, что казахи выжили во всех катаклизмах, потому что подобны траве. Подул ветер с востока, мы склонились на запад, подул с севера – и вот мы уже киваем в южном направлении.
Наверное, для кочевой цивилизации это было правильно. Но кочевники себя изжили и не устояли перед натиском оседлых соседей.
Сможем ли мы выжить, утратив и лидеров, и самоорганизацию, которая и порождает лидеров.
Впрочем, для грабежей мы сумели самоорганизоваться.
Но это совсем не то, что нужно.
Фото: e-history.kz.