Почему мы не ценим наш суверенитет
Есть сказка о богатом человеке и его сыне-шалопае. Сын веселился, сорил деньгами, в общем, был мажор, если оперировать современными определениями.
Папаша сильно беспокоился, что отпрыск разбазарит все имущество, накопленное за долгие годы упорного труда.
Но у отца был козырь – он мог передать свое состояние другим людям, лишив сына наследства. В семье возник конфликт и сыну пришлось пойти к отцу, чтобы разрешить имущественные разногласия и укрепить свои права на наследство.
Отец предложил сыну испытание. Если тот принесет пять золотых монет отцу, то тот перепишет на него свое состояние.
Сынок, недолго думая, побежал к матери, которая немедленно ссудила ему деньги, радуясь простому решению семейного конфликта.
Чадо принесло деньги отцу. Тот бросил монеты в печку, однако сын не шелохнулся, решив, что папаша не в своем уме. Тогда отец вновь сообщил сыну условия передачи наследства.
Сын в недоумении отправился к другим родственникам за ссудой.
В общем, история со сжиганием денег все время повторялась, пока кредитная история сына не испортилась окончательно.
Удрученный юноша, в упор не понимающий, чего хочет от него отец, встретил на улице старика, которому поведал о своих проблемах. Старик порекомендовал сыну попробовать самому заработать деньги.
Но оказалось, что это очень непросто. Парню пришлось много месяцев работать от зари до зари, прежде чем удалось скопить нужную сумму.
Он снова пришел к отцу и вручил ему деньги. И на этот раз отец бросил деньги в огонь. Сын бросился к очагу и, обжигая руки, вытащил монеты из горящих углей. Естественно, сопровождая это все воплями о том, как тяжело ему они достались.
Вот так, собственно, и случился хэппи-энд. Папаша, убедившись в том, что сын умеет не только зарабатывать, но еще и ценит результаты хотя бы своего труда, сделал его наследником.
Просто удивительно, как эта простая история точно описывает наше состояние.
Наши пять золотых монет – это наша независимость.
Экономически мы погрязли в долгах и продолжаем их набирать на поддержание архаичной коррупционной модели, которую называют казахстанским путем развития. Взять хотя бы идею строительства аэропорта в Алматы: мало того, что сумма строительства завышена раз в сто, так еще и совершенно неочевидно, что в пустыню полетят миллионы туристов, чтобы погрузиться в сомнительные развлечения с сомнительным сервисом и уровнем безопасности.
Но премьер-министр рекомендует главе государства этот проект, указывая его стоимость и конкретную компанию. А компания, в свою очередь, требует государственных гарантий инвестициям, заключения межправительственных соглашений по этому проекту, введения английского права на отдельно взятой территории, самоуправления, налоговую свободу, особый визовый режим и беспошлинную торговлю.
То есть мы не просто берем в долг 8 миллиардов долларов и хотим закопать их в пустыне, но еще и требуется, чтобы мы выделили казахстанскую территорию из казахстанской же юрисдикции.
Казалось бы, всего-то пара сотен квадратных километров из почти 2,7 миллиона квадратных километров – но это уже будет не наша земля.
Доходы от продажи сырья уйдут на выплату точно таких же долгов, которые мы набирали под похожие проекты индустриализации, диверсификации и прочие дела. Столько лет мы избавляли экономику от сырьевой зависимости, но не смогли выдержать даже одного года низких цен на нефть, и рост ВВП снизился в разы, даже несмотря на щедрые вливания из Нацфонда.
Как только у нас возникнут проблемы с обслуживанием долга, международные кредиторы начнут диктовать нам условия. Если нужен пример, как ведут себя заимодавцы – посмотрите репортажи из Греции.
Впав однажды в Евразийский союз, мы теперь вынуждены ограничивать бизнес – то продукты из Казахстана уничтожат, то грузовики с грузами для нашей страны задержат. Ставки налогов нужно согласовывать даже не с московскими чиновниками, а какими-то российскими бизнесменами, которые сами решают, что для Казахстана лучше – производить самим или покупать в России.
Но мы удивительно спокойно за этим наблюдаем. С помощью административных и правовых рычагов в стране подавлена свобода слова, чтобы граждане не догадывались о масштабах обналичивания нашей независимости под небольшой процент отката.
В этом смысле казахстанцы независимые люди, поскольку от них ничего не зависит – ни результаты голосования, ни предшествующая волеизъявлению политическая борьба.
Это называется стабильностью, но это скорее стабильность трупа, которому уже все равно.
Наша роль сводится только к обеспечению легитимности и международного иммунитета от уголовного преследования небольшой группе лиц, разменивающих суверенитет на жизненные блага.
Но все только начинается.
Вопрос только в том, нужна ли нам наша независимость? Мы ее не заработали, хотя погибли миллионы людей.
Мы до сих пор не знаем, почему в Алма-Ате случились декабрьские события 1986 года, повторившиеся ровно через 25 лет в Жанаозене. Без ответа на этот вопрос трудно ожидать, что история не будет повторяться вновь и вновь, ничему нас так и не научив.
Мы восприняли нашу независимость как возможность безнаказанно воровать у самих себя и будущих поколений, тех, кто через 100 лет будет жить здесь и считать себя казахом.
Пока все наши монеты, вырученные от продажи отцовского имущества, сгорают в огне понтов и сиюминутных удовольствий.
И не надо думать, что во всем виновата элита. Они воруют, потому что остальные позволяют им это делать, мечтая только о том, как сами однажды будут заплывать в финансовых потоках.
И для наших потомков мы все будем мазаны одним миром.
Потому что им однажды придется броситься в огонь и оттуда вытаскивать нашу независимость. Только в этом случае они получат право на наследство, оставленное предками. Если, конечно, что-то останется от нас.
С праздником вас!
Источник: страница в Facebook Марата АСИПОВА. Пост был опубликован в декабре 2015 года.
Фото: fotobg.ru.