Заложники метро

23204 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 26 Мая 2017, 07:30

Алматинский метрополитен втянут в новый скандал из-за тендера на электропоезда

Читайте также
Рабочие компании «К-Дорстрой» не получают зарплату с декабря

В ноябре 2015 года Коммунальное государственное предприятие (КГП) «Метрополитен» акимата Алматы объявило тендер на покупку четырёх новых электропоездов.

Закупка делалась с расчётом на появление до 2020 года ещё двух станций метрополитена, так как имеющиеся семь составов фирмы Hyundai с учётом растущего пассажиропотока уже не будут выдерживать требуемый график движения.

К тому же изготовление одного электропоезда занимает длительное время – до двух лет.

- Составы нам нужны, сейчас мы строим две станции метро - из-за нехватки средств они будут сданы в 2020 году. Дальше рассчитываем еще на две станции – «Калкаман» и «Западный автовокзал», из местного бюджета мы выделили 1,9 миллиарда, будем разрабатывать на них проектно-сметную документацию. В следующем году ПСД будет готово, и мы параллельно начнем строительство этих двух станций. Сейчас пассажиропоток в метро 45-50 тысяч человек в день. Когда мы завершим первую линию, пассажиропоток будет 120-130 тысяч пассажиров, - сообщил в январе этого года в интервью Vlast.kz начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут ИСАХОВ.

Один электропоезд КГП «Метрополитен» оценило в 3,4 миллиарда тенге. То есть общая сумму конкурса превысила 13,6 миллиарда тенге. Потому конкурс оказался весьма лакомым пирогом.

Сложности выбора

С самого начала тендер не заладился. И хотя заявки подали семь потенциальных поставщиков, в том числе акционерное общество «HYUNDAI ROTEM», конкурсная комиссия все заявки отклонила как не соответствующие требованиям: к каждому из участников был солидный пакет замечаний.

Лишь с третьей попытки к конкурсу было допущено четыре потенциальных поставщика, из которых победителем признали ТОО «AUTO LINORISS».

Оно согласилось поставить электропоезда по цене 2,68 миллиарда тенге за каждый, то есть предложило цену на 21 процент ниже, чем рассчитывало потратить КГП «Метрополитен». Предложение оказалось интереснее даже с учётом того, что «HYUNDAI ROTEM» уже имело опыт поставки составов.

В общей сложности экономия для бюджета за весь объем поставки из четырёх составов составила бы порядка 2,8 миллиарда тенге. Одна только тендерная гарантия, которую предоставило АО «Bank RBK», потянула более чем на 3,2 миллиарда тенге.

Первый электропоезд, согласно договору о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, должен был быть поставлен через 24 месяца после заключения договора, то есть уже к концу 2017 года.

Заказ на его изготовление ТОО «AUTO LINORISS» разместило у известной китайской компании CRRC SIFANG CO. Ltd, которая занимается производством не только вагонов для метро, но и скоростных составов для железных дорог.

Читайте также
Сакен Жасузаков пенсионерам ничего не должен

Проблема интеграции

Однако уже к середине 2016 года у поставщиков и метрополитена начали возникать разногласия.

Сначала возникли сложности с переводом технической документации с китайского языка. Из-за этого появилось отставание от графика. Затем метрополитен запросил гигиенические и прочие сертификаты на внутренние элементы составов. Их китайская сторона пообещала предоставить только после сдачи первого электропоезда вместе с полным пакетом документации.

Такое обстоятельство тоже начало раздражать заказчика.

Но главным камнем преткновения стала автоматизированная система управления движения поездов (АСУД), которая у новых электропоездов должна быть полностью интегрирована с уже существующей в алматинской подземке. Её устанавливала фирма «HYUNDAI ROTEM».

Так как ТОО «AUTO LINORISS» не смогло предоставить гарантии того, что АСУД на её продукции будет интегрирована, КГП «Метрополитен» подало в январе 2017 года иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием признать «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок и расторгнуть договор о государственных закупках №566 от 09.12.2015 года.

- В 2015 году мы провели тендер на поставку составов, выиграла его казахстанская компания вкупе с китайской компанией, они сделали большой дисконт, вагоны должны поставить в 2019 году. Теперь, когда прошел практически год, они ставят нас перед фактом, что составы не адаптируются, не синхронизируются с нашей существующей системой Hyundai, - так прокомментировал ситуацию в интервью Vlast.kz Максут Исахов.

Иск в суде первой инстанции КГП выиграло. 1 февраля 2017 года суд признал «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок, договор на поставку электропоездов был расторгнут.

Не смогли юристы ТОО «AUTO LINORISS» оспорить это решение и в апелляционной коллегии Алматинского городского суда.

Читайте также
Нефтяные миллионы – в гольф-поля для элиты

Сделка, совершенная вследствие заблуждения

Пока КГП «Метрополитен» праздновало победу и планировало вновь объявить конкурс на поставку электропоездов, ТОО «AUTO LINORISS» в апреле подало новый иск. Оно попросило признать недействительным договор о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, так как «на момент заключения договора ответчик располагал всеми сведениями о том, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно из-за уникальности системы АСУД».

Однако, по словам юристов ТОО «AUTO LINORISS», не поставив об этом в известность, КГП проводит тендер. Свои доводы они подтвердили заключением Учреждения «Независимая экспертиза» от 8 октября 2014 года №104/443, смысл которого сводится к тому, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно, так как «система АСУД является уникальной, ее технологическое и конструкторское решение является собственностью указанной компании».

Доводы юристов о том, что во время заключения договора КГП «Метрополитен» ввел в заблуждение поставщика, не предоставив ему имеющуюся информацию о невозможности произвести интеграцию системы АСУД с любыми другими поездами, кроме поездов производства «HYUNDAI ROTEM», суд счёл состоятельными.

В результате исковое заявление было удовлетворено частично.

19 мая суд признал «недействительными пункты 17.1 и 17.2 приложения №2 к договору о государственных закупках №566 от 09 декабря 2015 года, заключенный между КГП на ПХВ акимата г. Алматы «Метрополитен» и ТОО «AUTO LINORISS».

Читайте также
Умирзак Шукеев потерял 27,726 млрд

Бессмысленный конкурс завёл в тупик

Решение пока не вступило в законную силу и наверняка будет обжаловано в городском суде. Однако ситуация получилась более чем странной.

Ведь проведение конкурса на закупку электропоездов для Алматинского метрополитена изначально было бессмысленной затеей.
Потому что с самого начала была допущена стратегическая ошибка – ни одна компания в мире не сможет поставить составы с АСУД, которую можно интегрировать в уже установленную систему «HYUNDAI ROTEM».

Фактически Алматинский метрополитен сам себя сделал заложником ситуации, не предусмотрев возможности внедрения иных систем управления движения поездов. Теперь КГП «Метрополитен» будет вынуждено покупать только электропоезда «HYUNDAI ROTEM». Корейская компания может назначать на них любую цену и алматинские власти вынуждены будут с ней согласиться. А учитывая грандиозные планы по строительству новых станций и даже веток, можно смело сказать, что «HYUNDAI ROTEM» заработает на нас ещё не один десяток миллиардов тенге.

И так будет всегда, пока существует Алматинский метрополитен. Спрыгнуть с этой иглы будет невозможно.

Но и из сложившейся ситуации с ТОО «AUTO LINORISS» и китайской компанией CRRC SIFANG CO. Ltd, похоже, выйти у руководства КГП «Метпрополитен» без скандала не получится.

Фото: kapital.kz.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Хозяев "Алтын Орды" заставили доплатить в бюджет полтора миллиарда тенге
В первом квартале этого года владельцы рынка заплатили налогов в пять раз больше, чем за семь лет
План Б: "КазМунайГаз" готовится к антироссийским санкциям
Компания инициировала внесение во все соглашения с российскими партнёрами так называемых "санкционных оговорок"
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
За базар кто ответит?
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Траектории казахстанского пути. Часть 2: Декларативная демократизация
Подмена реформ декларациями приведёт к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Есть ли у Победы цена
Готовы ли будут США продолжать и дальше наращивать многомиллиардные финансовые вливания в Украину
В павлодарской полиции снова голый тыл
В Павлодаре младший лейтенант полиции подшофе катала начальника управления тылового обеспечения на его машине и сбила мальчика
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
Полицейская, которая расследовала январские события, попала в следственный изолятор
Она обещала "отмазать" актюбинку от суда, но не сделала этого
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.