Алматинские чиновники по-своему трактуют законы страны
Минувшей зимой с легкой подачи казахстанских чиновников огромная армия представителей малого и среднего бизнеса встала перед дилеммой: что считается внешней рекламой, а что простой вывеской?
Районные акиматы, управления архитектуры и налоговые органы расценивали любую вывеску с указанием организации, предприятия или магазина исключительно как рекламный билборд, установка которого требует специального разрешения властей. Уже подсчитано, что за те пару-тройку месяцев, пока лютовали госорганы, только в Алматы предприниматели были вынуждены заплатить под полмиллиарда тенге налогов и штрафов.
Трясли как липку всех - автозаправочные станции, пункты обмена валюты, маленькие магазинчики хозяйственных и промышленных товаров, парикмахерские, курсы иностранных языков, автомойки, СТО…
При этом весьма свободно трактовали закон «О рекламе», который четко различает одно от другого и, казалось бы, не дает простора для маневра проверяющим.
Чиновники не сильно церемонились - наложение штрафа мотивировали всем чем угодно: начиная с тривиального «в бюджете нет денег» и заканчивая многозначительным «выполняем приказ из Астаны».
Но только не четкой ссылкой на букву закона.
Оно и понятно - в пункте 1 статьи 11 закона о рекламе, подписанного еще в 2003 году, сказано следующее: «Оформление витрин (окон), внешние и дверные вывески и плакаты, внутреннее оформление предприятий торговли (включая аптеки), общественного питания, сферы бытовых услуг, если это оформление содержит рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах, не являются объектами наружной (визуальной) рекламы».
Следовательно, никаких специальных разрешений от властей не требуется, а значит, и штрафов быть не должно. Более того, согласно законодательству, отсутствие исчерпывающей визуальной информации для населения о предприятии – уже само по себе является нарушением и тоже наказывается штрафами. Спорить было бесполезно, и каждый мелкий предприниматель вставал перед выбором - за что ему приятнее раскошеливаться.
В народе про дураков говорят, что им закон не писан, а если писан, то не читан, а если читан, то не понят, а если понят, то не так…
Но наши чиновники – совсем не дураки! Свое место в этой жизни они хорошо знают. И пользоваться им умеют.
Наверное, поэтому в большинстве случаев, когда они штрафовали алматинские предприятия за вывески как за наружную рекламу, они не заморачивались всякими обязательными в таких случаях юридическими тонкостями. Такими, например, как составление акта обследования, подкрепленного заключением экспертов, что обнаруженная вывеска - это именно реклама.
Они даже не присылали уведомление самому предпринимателю о выявленных нарушениях и наложении на него штрафа. И уж тем более, не тратили время на такую ерунду, как обращение в административный суд, чтобы тот вынес решение и оштрафовал. Обходились без всего этого – просто арестовывали счета и блокировали маленький бизнес. Не согласен платить штраф – сам иди в суд и доказывай, что не верблюд.
А это, как все мы знаем, дело не быстрое и, как правило, безнадежное, поскольку оппонентом в суде выступает государственный орган.
Как это все происходит, можно рассмотреть на отдельном типовом примере частной автошколы «Жалын» в поселке Каменка, который расположен в западном пригороде Алматы, с недавних пор вошедшем в состав Наурызбайского района южной столицы.
Проблемы свалились на эту автошколу, как и на многих других, словно снег на голову. Пришел момент платить зарплату немногочисленным сотрудникам, и тут бухгалтерия обнаружила, что все счета арестованы налоговым комитетом по предписанию горархитектуры и акимата. Оказалось – из-за штрафа в размере 89 190 тенге. Причем частному предприятию не предъявили ни самого предписания, ни уведомления о том, что автошкола нарушила какие-то положения закона, ни сроков на исправление выявленных недостатков. Даже времени на уплату штрафа не дали. Да и о самом штрафе руководители автошколы узнали не из государственных органов, а в частном банке, где обслуживаются. А счета арестованы – ни зарплату работникам не заплатить, ни за аренду помещения и с поставщиками не рассчитаться.
Коммерсанты, конечно же, пошли по инстанциям – обратились в городское управление архитектуры, районный акимат, департамент госдоходов города и района, на госпредприятие«Алматы Жарнама», занимающееся размещением городской рекламы. И нигде сколько бы то ни было внятного ответа не получили. Как в закрытые ворота стучались…
А тем временем, вся нелепость сложившейся ситуации дошла до руководства страны. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» обратилась к президенту, и результат был, в общем-то, логичен: глава государства 15 марта 2016 года подписал указ, которым устранялось двойное толкование закона о рекламе и разъяснялось, что вывески не являются объектами рекламы, а лишь информируют, какой именно хозяйственной деятельностью занимается тот или иной объект предпринимательства.
Куда уж может быть весомей нормативный акт, нежели президентский указ?
Но оказалось, что нашим чиновникам и президентский указ – не указ!
Автошкола «Жалын» получила письмо из управления архитектуры и градостроительства Алматы за подписью его руководителя Габита САДЫРБАЕВА. А в нем - та же любовь за те же деньги. Дескать, вашу вывеску с надписью «Автошкола», адресными данными, телефонами и расписанием работы мы считаем объектом наружной рекламы и от уплаты налога за нее вы не освобождаетесь.
Словно и не было президентского указа.
Рассмотренный случай - типовой. Точно так же обращаются практически со всеми представителями малого и среднего бизнеса. А их ведь уже даже не тысячи, а десятки и сотни тысяч. Конечно, в каких-то случаях коммерсантам удается, так сказать, «разрулить» ситуацию без всяких налогов, штрафов и арестов счетов. Думаю, всем понятно, на каких условиях.
Другой вопрос, что все это происходит на фоне многочисленных речей с больших трибун о поддержке малого и среднего бизнеса, борьбе с коррупцией.
А на деле всего лишь руководитель коммунального учреждения при городском акимате - по существу, чин средней руки, мелкая сошка - берется трактовать закон по своему
личному усмотрению. Он может поставить в изысканную позу из «Камасутры» такую массу народа, что просто диву даешься!
Поскольку прокуратура Наурызбайского района Алматы вообще никак не отреагировала на письма ИП «Жалын», наш сайт Ratel.kz решил побеспокоить на этот счет прокурора южной столицы Берика АСЫЛОВА. Тот был несколько удивлен рассказанной историей, пообещал во всем разобраться и принять меры прокурорского реагирования.
Поживем-увидим, что из этого выйдет.
Смешно будет, если и надзорному органу может оказаться не по зубам инициатива главного архитектора Алматы.
К слову будет сказать, что именно главный городской архитектор Габит Султангалиевич Садырбаев выступал инициатором сноса целого ряда алматинских зданий постройки конца 19-го, а также начала и середины 20 века, которые, собственно говоря, во многом формировали облик Алматы. По его же мнению, они выглядели не стильно, безвкусно и явно не соответствовали образу современного мегаполиса. И все попытки общественности повлиять на эти его модернистские взгляды успехом не увенчались. Непробиваемого упрямства человек оказался.
Кстати, после подписания президентом страны вышеупомянутого указа, дополнительно разъясняющего и без того ясные положения закона о рекламе, те предприниматели, кто успел оплатить налог за вывески и штрафы, стали собирать инициативную группу, чтобы через суд добиваться возврата неправомерно отобранных у них денег.
Интересно, если они выиграют суд, то возвращать пострадавшим бизнесменам убытки будет городская казна, Министерство финансов или же сам руководитель горархитектуры Садырбаев из своего кармана?
Вот хорошо бы, чтобы отдуваться пришлось не государству опять же за счет наших налогов, а лично тому, из-за кого заварилась эта каша…
Глядишь, у многих бы отпала тяга трактовать законы по своему усмотрению…