У слушающих доклад должно было захватить дух от гордости за отечественную авиацию
Сегодня, 24 октября 2014 года, с утра, в Алматы стартовал умопомрачительный перфоманс! Место проведения - Академия гражданской авиации. В качестве главных участников - министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет ИСЕКЕШЕВ, вице-министр этого ведомства, а совсем в недалеком прошлом глава недавно ликвидированного министерства транспорта и коммуникаций Женис КАСЫМБЕК и еще множество всякого прочего чиновного люда от авиации. Но основная роль в этом представлении отведена без преувеличения великому и ни разу не потопляемому председателю комитета гражданской авиации Казахстана Бекену СЕЙДАХМЕТОВУ. Почему с таким пиететом говорю о предстоящем действе? Да потому что оно стоит того. Всем нам – очень дорого стоит!
А если серьезно, то речь идет о выездном совещании, посвященном дальнейшей судьбе отечественной гражданской авиации. Председатель КГА Бекен Сейдахметов специально для этого случая подготовил развернутый доклад о текущем состоянии дел в его отрасли. Посторонних на это совещание, конечно же, не приглашали. Но так уж вышло, что сайту Ratel.kz удалось разжиться выкладками из этого самого доклада. Мы почитали, посмотрели и … впечатлились. Есть от чего. Судя по красочному электронному презентационному буклету, попавшему к нам в руки, не выступление должно было получиться у главного авиатора страны, а песня! Если в двух словах - что-то из разряда «все хорошо, прекрасная маркиза!». А если поподробнее, то на 23 страницах доклада, красочно иллюстрированного слайд-шоу, многочисленными графиками, таблицами и диаграммами, рассказывается, как все весьма неплохо в нашей авиационной отрасли. И безопасность полетов день ото дня, месяц от месяца, год от года растет, а государственный надзор за ней становится все эффективнее и эффективнее! И разрешение на закрытые казахстанским авиакомпаниям с 2009 года полеты в Еврозону уже не за горами, поскольку практически все требования ИКАО выполнены! А еще тут тебе и модернизация аэропортов, и укомплектование кадрового состава самого комитета гражданской авиации профессионалами до мозга костей, и громадье планов на будущее с созданием всевозможных летных учебных центров и либерализацией международных авиаперевозок… В общем, у слушающих доклад, включая самых больших министерских чинов, от всего рассказанного господином Сейдахметовым, должно было захватить дух от гордости за отечественную авиацию.
Вот только потому и перфоманс, что, как правило, это действие ради самого действия без какого-либо последующего сколько-нибудь ощутимого результата. Собравшимся в Алматинской академии гражданской авиации он удался. Но не более того. Поскольку, и сам председатель комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов, и глава недавно созданного министерства инвестиций и развития Асет Исекешев, и уж тем более вчерашний министр транспорта и коммуникаций, а ныне заместитель господина Исекешева Женис Касымбек, не говоря уже обо всех остальных, собравшихся в том зале, прекрасно понимали, что все происходящее на этом заседании – не более чем шоу. И к реальному положению дел в гражданской авиации Казахстана имеет отношение не больше, чем полет увядшего осеннего листика с дерева во дворе.
Почему так? Да потому что все они прекрасно знают, что тянущееся вот уже два года расследование авиакатастрофы CRJ-200 под Алматы, списавшей на тот свет больше 20 человек – это нагляднее любых слов показывает и реальный уровень безопасности полетов наших самолетов, и степень контроля и обеспокоенности за этой самой безопасностью со стороны авиационных властей. Кстати, в октябре 2014 года нам в который уж раз обещали сообщить окончательные итоги этого расследования и поведать об истинных причинах гибели самолета. Смею напомнить – октябрь как раз заканчивается. И опять тишина! Вот и все отношение к авиационной безопасности.
По поводу того, насколько реально снятие запрета на полеты в Европе для казахстанских авиакомпаний, вице-министр инвестиций и развития Женис Касымбек знает, как никто другой. Поскольку, уже будучи в новом, сегодняшнем своем статусе, он не далее как 29 сентября 2014 года получил письмо из Брюсселя от европейской комиссии генерального директората по мобильности и транспорту за подписью и.о. директора Оливера ОНИДИ, в котором черным по белому сказано, что все воздушные перевозчики, сертифицированные в Казахстане, за исключением «Эйр Астаны», останутся в так называемом «черном списке». Что же касается национального перевозчика, то его оставили в «сером списке», разрешающим разовые полеты по нескольким оговоренным маршрутам. Но это означает, что «уровень эксплуатационной деятельности «Эйр Астаны» не доложен оставаться замороженным на уровне июля 2009 года, как это было до сих пор». Это прямая цитата из документа. Проще говоря, с Запада нам передали, что если не будем быстро-быстро прогрессировать в вопросах безопасности полетов – полный каюк нам, вместо неба европейского. А все россказни перед микрофоном о том, что казахстанские авиакомпании Европа вот-вот выведет из черного и серого списков – все это блеф на потребу публике.
Идем дальше. По поводу всех остальных завораживающе ярких картинок из доклада господина Сейдахметова. Не далее как 13 октября 2014 года министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев получил представление из Генеральной прокуратуры РК за подписью главного транспортного прокурора Ибрая ТЛЕУГАЛИЕВА. В нем аж на 11 листах подробно описываются выявленные при проверке нарушения (дальше цитирую дословно – Г.Б.), «допущенные должностными лицами Комитета при выдаче разрешительных документов для осуществления эксплуатантами деятельности в сфере гражданской авиации, продления их срока, назначения на должности лиц, не соответствующих квалификационным требованиям, а также факты оказания неправомерного предпочтения юридическим лицам при подготовке и принятии решений». Конец цитаты. А дальше прокуроры подвели черту – все перечисленное прямое свидетельство процветающей в ведомстве коррупции.
Добавим к этому, что комитет гражданской авиации вместо того, чтобы развивать свои отечественные авиационные школы и аэроклубы, первоначальное летное обучение за баснословные деньги проводит в Прибалтике, где казахстанские курсанты летают лишь в качестве пассажиров, поскольку наземное диспетчерское сопровождение полетов там ведется либо на местном наречии, либо на английском языке, которых наши ребята, конечно же, в должной для летчика степени не знают.
Но и это вовсе не единственный факт бездумной перегонки государственных денег за границу. Как нам стало известно, примерно полтора года назад комитетом гражданской авиации, а именно одним из заместителей господина Сейдахметова, был заключен договор с некой иностранной логистической компанией по определению способов вывода казахстанской авиации из нынешней критической ситуации. По нашим данным, сумма договора порядка миллиона долларов, которые благополучно укатили в одну из офшорных зон. Сейчас мы занимаемся выяснением всех подробностей этой поистине захватывающей истории и обещаем познакомить с ними читателей сайта Ratel.kz в ближайшее время.
Но давайте вернемся к нашему пятничному перфомансу. Нарисуйте себе картину: сцена, на ней серьезный дядька в пиджаке и галстуке говорит вроде бы об очень серьезных и важных вещах. Но в действительности, он травит всякие небылицы, жонглирует, как ему заблагорассудится, фактами и цифрами, заливает в уши радостного елея, а в зрительном зале… А там, даже в президиуме, сидят и как дети радостно аплодируют и кивают головами такие же серьезные господа, которые, конечно же, в курсе, что докладчик им вешает лапшу на уши. Но вида не подают. Потому что они тоже участники его перфоманса. Этого бесконечного сеанса безудержного очковтирательства. В таких вот полетах во сне и наяву - вся наша казахстанская гражданская авиация. Просто потусторонний мир какой-то: толи спит на лету, толи наяву грезит.