На всех пострадавших извинений не хватит
В Павлодаре расследуют причины аварии на тепловой сети, произошедшей 9 января в одном из микрорайонов города. Тогда без тепла остались 7,5 тысячи жителей областного центра или 2258 квартир, одна школа и детский сад, в то время как температура опустилась почти до минус тридцати. Городские власти узнали о ЧП от людей, позвонивших на горячую линию. Предполагалось, что ТОО «Павлодарские тепловые сети», входящее в состав АО «Павлодарэнерго», устранит порыв на магистрали за 12 часов, но монополист самостоятельно не справился.
Как рассказал аким Павлодара Булат БАКАУОВ, на ликвидацию порыва ушло почти двое суток, потому что аварийные бригады тепловых сетей были не готовы к форс-мажору. Спецтранспорт пришел с опозданием, при этом первый экскаватор был неисправен, а второй, прибывший на замену спустя два часа, не мог пробиться через промерзший грунт. У хваленной компании не оказалось спецоборудования, чтобы оперативно устранить аварию. Людям предложили переехать в подготовленные для них гостиницы, пока городские власти помогали частной компании восстановить теплоснабжение. Несмотря на то, что ЧП было на совести тепловиков, власти задействовали коммунальную технику.
Однако поиски порыва затрудняло то, что документация на эту сеть очень поздно поступила в оперативный штаб и не соответствовала действительности.
- Компенсатор находился не там, где должен был быть согласно схеме, разница была 12 метров, - рассказал аким города.
Аварийной бригаде пришлось работать, полагаясь на опыт и интуицию. В ходе ремонтных работ без тепла остались еще ряд домов из-за их переключения с одной ТЭЦ на другую. По заявлению властей, не были обеспечены нужные параметры теплоснабжения, поэтому внутренняя система отопления вышла из строя.
В конечном итоге при помощи властей тепло в домах восстановили и начали разбираться в случившемся. Обычно в таких ситуациях тепловики списывают порывы на изношенность сетей, оборачивая аварии в свою пользу: мол, тарифы не высокие, не хватает средств на реконструкцию. В этом случае этот финт не сработал. Сеть, где произошел порыв, была заменена в 2013 году за счет заемных средств компании. Подрядчиком было ТОО «САЭМ Павлодар». То есть морозов не выдержала новая магистраль. Что очень удобно, гарантийный срок, предоставляемый «САЭМ Павлодар», истек. Что не очень удобно, это не единственная авария на новой магистрали.
Аким Павлодарской области Канат БОЗУМБАЕВ обвинил тепловиков в отсутствии порядка и возложил ответственность на подрядчика, выполнявшего реконструкцию магистрали.
- Кто у вас подрядчик? «САЭМ Павлодар»? Так это аффилированная с вашей организацией компания. Так вот, вы зарабатываете на одной компании и тратите на другую, где тоже зарабатываете. Все очень просто. Тень на плетень не наводите про заводской брак. Может, и заводской брак, но ответственность несет подрядчик, который вам поставляет оборудование, который делает ремонт. И если подрядчик - “сестринская” компания, конечно, там никакого порядка не будет, - отчитывал аким области генерального директора «Павлодарэнерго» Олега ПЕРФИЛОВА на совещании, где обсуждали причины порыва.
На поверку оказалось, что связь между ТОО «САЭМ Павлодар» и АО «Павлодарэнерго» очевидна. «САЭМ Павлодар» является дочерней компанией АО «Трест Средаэнергомонтаж», где председателем совета директоров значится известный олигарх из списка «Форбс» Еркын АМИРХАНОВ. Его фото украшает официальный сайт компании.
При этом Еркын Амирханов также возглавляет Центрально-азиатскую электроэнергетическую корпорацию. Он и президент компании, и один из главных акционеров «ЦАТЭК». АО «Павлодарэнерго» - это часть группы «ЦАТЭК». По сути, Канат Бозумбаев был прав, говоря о том, что деньги перешли из кармана в карман одних и тех же акционеров. В результате, 7,5 тысячи жителей Павлодара около 40 часов сидели без тепла в январе.
До этого инцидента у Центрально-азиатской электроэнергетической корпорации, которая владеет рядом предприятий в Павлодарской области, была не самая плохая репутация. Еркына АМИРХАНОВА власти не только жаловали, но и поддерживали.
Так, в свое время экс-аким Павлодарской области Бакытжан САГИНТАЕВ инициировал создание свободной экономической зоны на базе АО «Каустик», 60 процентов акций этого химзавода принадлежат АО «ЦАТЭК». Благодаря реализации идеи Сагинтаева, предприятие было освобождено от уплаты налогов до 2036 года, на весь период действия СЭЗ. В этом году Канат БОЗУМБАЕВ помог заводу с конвертацией основного долга кредита в тенге, о чем заявил на последней встрече с журналистами. И если верить отчетам областного акимата, то чиновники поспособствовали и заключению долгосрочных контрактов на поставку продукции АО «Каустик» с крупными предприятиями и национальными компаниями.
О благорасположении руководства Павлодарской области к «ЦАТЭК» говорит и тот факт, что Канат Бозумбаев принял личное участие в праздновании полувекового юбилея АО «Павлодарэнерго». Аким области не далее, как в октябре прошлого года, похвалил «Павлодарэнерго» за инвестиционную программу, включающую «внедрение новых технологий, обновление оборудования ТЭЦ и усовершенствование транспортировки тепловой энергии». А совместные фото, где Амирханов показывает Бозумбаеву новые проекты, демонстрировали полное взаимопонимание между олигархом и акимом. Авария нарушила идиллию. После порыва на новой магистрали похвала Каната Бозумбаева выглядела комично, было очевидно, что создавшаяся ситуация разозлила акима области. Отдуваться пришлось ставленникам Еркына Амирханова.
- Мне нечего сказать в свое оправдание, кроме как извиниться перед жителями города за причиненные неудобства, выразить благодарность всем, кто помог в ликвидации аварии, в первую очередь, акиму города, первому заместителю акима области, - каялся гендиректор тепловых сетей Олег Перфилов.
Извинений тут, конечно, недостаточно. Прокуроры, к которым обратился Канат Бозумбаев, по факту аварии начали проверку. Аким области поручил найти и привлечь к ответственности виновных лиц. Вопрос только в том, насколько результативно региональная прокуратура будет искать ответственных за аварию в компаниях, которыми руководит олигарх из «Форбса».