Из-за чего разбился Ан-2

14792 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 28 Янв 2015, 10:26

«Кукурузники» с пассажирами летают на обычном автомобильном бензине

Случившаяся на прошлой неделе катастрофа самолета Ан-2 произошла из-за допущенного в очередной раз безалаберного подхода к использованию авиационной техники.

Как удалось выяснить сайту Ratel.kz, разбивший на прошлой неделе биплан авиакомпании OLIMP AIR, работавший по найму корпорации «Казахмыс» и перевозивший ее сотрудников, был заправлен топливом, использование которого запрещено на этом типе самолетов при перевозке пассажиров.

Напомним: авария случилась во вторник 20 января примерно в 15.20 в Шуйском районе Жамбылской области в 20 километрах от медного рудника «Шатирколь». Туда самолет вылетел из Балхаша с тремя членами экипажа и четырьмя пассажирами на борту. Во время крушения погибли двое пилотов В. КЛЮШЕВ и В. САВЕЛЬЕВ, бортмеханик В. ЛИТВИНОВ, а также трое сотрудников корпорации «Казахмыс» - директор департамента техразвития Г. ТОЛЕУБАЕВ, главный механик объединения «Балхашцветмет» Е. ИБРАЕВ, начальник отдела технического и инвестиционного планирования этого объединения У. ЕСМАГАНБЕТОВА. Главный геолог «Балхашцветмета» А. ШАЯХМЕТОВА единственная чудом выжила в этой авиакатастрофе. Она не только выжила, но и, несмотря на серьезные травмы, сумела по сотовому телефону дозвониться до отдела полиции в Кызылорде, сообщить примерное место крушения самолета и на сильном морозе дождаться помощи.

Известно, что сейчас создана правительственная комиссия, которая будет разбираться в причинах случившегося. Предварительно утверждается, что крушение Ан-2 могло произойти из-за неблагоприятной погоды – якобы в том районе был сильный туман.

Однако уже сейчас мы располагаем довольно скандальной информацией, которую, как водится, наши авиационные власти не торопятся обнародовать.

Дело в том, что самолеты Ан-2 или «кукурузники», как их еще называют за использование в сельхозавиации, хоть и являются заслуженными ветеранами неба еще с советских времен, все же до сих пор считаются сверхнадежными. Даже в книгу рекордов Гиннеса занесены как единственные в мире самолеты, выпускаемые более 60 лет. Главное – обеспечить им достойное обслуживание. А с этим у нас – швах. Помимо нормальных запчастей, которые по нынешним временам очень непросто раздобыть, проблемы возникают даже с таким, казалось бы, элементарным вопросом, как снабжение авиатопливом. Оказывается, установленный на этих самолетах авиационный двигатель АШ-62ИР изначально был рассчитан на авиатопливо марки Б-91/115. Его производили три нефтеперерабатывающих завода в России – Новокуйбышевский, Омский и Новоуфимский. Первые два закончили выпуск этого авиатоплива к 2000 году. Третий выпустил последнюю партию к концу 2006 года. И все – больше ничего подобного на постсоветском пространстве не делают. Потому что входящий в состав этого авиационного бензина тетраэтилсвинец вот уже лет десять как запрещен в России к использованию. Есть, правда, зарубежный аналог - его маркировка AVGAS 100LL. Однако приобрести его можно всего у нескольких компаний и крайне недешево, поскольку очень большим спросом он не пользуется. И отгружают это топливо железнодорожными цистернами по 50-60 тонн, так что ни одной из казахстанских периферийных авиакомпаний взять его будет просто не по кошельку – чтобы израсходовать такие объемы частникам-авиаторам потребуются годы. А еще ведь где-то такое количество топлива надо хранить, как-то заправлять, периодически сертифицировать. Короче, дорогое удовольствие.

А теперь спрашивается: если «кукурузники» у нас до сих пор в Казахстане летают, то на чем?

Ответ простой – их повсеместно заправляют обычным автомобильным бензином АИ-95. С ближайшей автозаправки или нефтебазы. Качество соответствующее. Во всяком случае, разработчики самолета дали заключение, что летать на автобензине можно, но количество отказов двигателя при этом резко возрастает.

И вот теперь подходим к самому главному вопросу: знали ли об этих рисках в авиакомпаниях, эксплуатирующих Ан-2, и в Комитете гражданской авиации РК?

Обязаны были знать. Имеется соответствующий документ - приказ № 64, датированный 23 мая 2006 года и подписанный тогдашним исполняющим обязанности председателя комитета гражданской авиации Казахстана Радильбеком АДИМОЛДОЙ. Сегодня он есть даже у нас в редакции. В приказе четко указано: использование автомобильного бензина АИ-95 при эксплуатации самолетов Ан-2 допускается при выполнении всех видов авиационных работ, кроме пассажирских перевозок. Но при этом нужно строго следить за соответствием физико-химических показателей данного бензина, а РГП «Казаэронавигация» должно согласовывать и утверждать планы полетов, не допуская авиапассажирские перевозки. Контроль за исполнением приказа возлагался на тогдашнего начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Амантая ЖОЛДЫБАЕВА.

Господа Адимолда и Жолдыбаев уже не один год как находятся на заслуженном отдыхе. Пенсионеры они. И за исполнением приказа №64 должны были следить те, кому они передали бразды правления отечественной авиацией.

Тут и становится ясно, кто виновен в очередной авиакатастрофе и человеческих жертвах. Надо только поднять документы, сертифицирующие деятельность авиакомпании OLIMP AIR, которой принадлежал разбившийся самолет. В декабре 2014 года Комитет гражданской авиации РК разрешил пяти Ан-2 этой авиакомпании, помимо работ по опрыскиванию полей химикатами, полетов для аэрофотосъемок, лесоохраны, транспортно-связных работ и других чисто технических полетов, когда на борту находились бы только члены экипажа, еще и совершать полеты с целью десантирования и выброски парашютистов, летать для оказания медицинской помощи населению, совершать поисковые и аварийно-спасательные работы. И мы понимаем, что во всех этих случаях на борт самолета допускались бы врачи, охотинспекторы, полицейские, спасатели, в общем все те, кого называют одним словом - пассажиры. В отдельном конкретно взятом случае, закончившемся трагедией, это были сотрудники корпорации «Казахмыс».

Рискну предположить, что у самолета с пассажирами на борту мог просто отказать двигатель или не хватить мощности из-за того, что в баках был не авиационный, а обычный автомобильный бензин. В совокупности это было грубейшим нарушением как подписанного в 2006 году приказа №64, так и общих норм безопасности полетов. Проще говоря, уже традиционный для нашей авиации бардак и общее разгильдяйство, за которое, как и в случае с разбившимся два года назад пассажирским самолетом CRJ-200 авиакомпании «Скат», так никто ответственности и не понесет. Вот поэтому и наступаем в который уж раз на одни и те же грабли.

Фото Vlast.kz. Публикуется с разрешения.

 

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.