Из-за чего разбился Ан-2

15016 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 28 Янв 2015, 10:26

«Кукурузники» с пассажирами летают на обычном автомобильном бензине

Случившаяся на прошлой неделе катастрофа самолета Ан-2 произошла из-за допущенного в очередной раз безалаберного подхода к использованию авиационной техники.

Как удалось выяснить сайту Ratel.kz, разбивший на прошлой неделе биплан авиакомпании OLIMP AIR, работавший по найму корпорации «Казахмыс» и перевозивший ее сотрудников, был заправлен топливом, использование которого запрещено на этом типе самолетов при перевозке пассажиров.

Напомним: авария случилась во вторник 20 января примерно в 15.20 в Шуйском районе Жамбылской области в 20 километрах от медного рудника «Шатирколь». Туда самолет вылетел из Балхаша с тремя членами экипажа и четырьмя пассажирами на борту. Во время крушения погибли двое пилотов В. КЛЮШЕВ и В. САВЕЛЬЕВ, бортмеханик В. ЛИТВИНОВ, а также трое сотрудников корпорации «Казахмыс» - директор департамента техразвития Г. ТОЛЕУБАЕВ, главный механик объединения «Балхашцветмет» Е. ИБРАЕВ, начальник отдела технического и инвестиционного планирования этого объединения У. ЕСМАГАНБЕТОВА. Главный геолог «Балхашцветмета» А. ШАЯХМЕТОВА единственная чудом выжила в этой авиакатастрофе. Она не только выжила, но и, несмотря на серьезные травмы, сумела по сотовому телефону дозвониться до отдела полиции в Кызылорде, сообщить примерное место крушения самолета и на сильном морозе дождаться помощи.

Известно, что сейчас создана правительственная комиссия, которая будет разбираться в причинах случившегося. Предварительно утверждается, что крушение Ан-2 могло произойти из-за неблагоприятной погоды – якобы в том районе был сильный туман.

Однако уже сейчас мы располагаем довольно скандальной информацией, которую, как водится, наши авиационные власти не торопятся обнародовать.

Дело в том, что самолеты Ан-2 или «кукурузники», как их еще называют за использование в сельхозавиации, хоть и являются заслуженными ветеранами неба еще с советских времен, все же до сих пор считаются сверхнадежными. Даже в книгу рекордов Гиннеса занесены как единственные в мире самолеты, выпускаемые более 60 лет. Главное – обеспечить им достойное обслуживание. А с этим у нас – швах. Помимо нормальных запчастей, которые по нынешним временам очень непросто раздобыть, проблемы возникают даже с таким, казалось бы, элементарным вопросом, как снабжение авиатопливом. Оказывается, установленный на этих самолетах авиационный двигатель АШ-62ИР изначально был рассчитан на авиатопливо марки Б-91/115. Его производили три нефтеперерабатывающих завода в России – Новокуйбышевский, Омский и Новоуфимский. Первые два закончили выпуск этого авиатоплива к 2000 году. Третий выпустил последнюю партию к концу 2006 года. И все – больше ничего подобного на постсоветском пространстве не делают. Потому что входящий в состав этого авиационного бензина тетраэтилсвинец вот уже лет десять как запрещен в России к использованию. Есть, правда, зарубежный аналог - его маркировка AVGAS 100LL. Однако приобрести его можно всего у нескольких компаний и крайне недешево, поскольку очень большим спросом он не пользуется. И отгружают это топливо железнодорожными цистернами по 50-60 тонн, так что ни одной из казахстанских периферийных авиакомпаний взять его будет просто не по кошельку – чтобы израсходовать такие объемы частникам-авиаторам потребуются годы. А еще ведь где-то такое количество топлива надо хранить, как-то заправлять, периодически сертифицировать. Короче, дорогое удовольствие.

А теперь спрашивается: если «кукурузники» у нас до сих пор в Казахстане летают, то на чем?

Ответ простой – их повсеместно заправляют обычным автомобильным бензином АИ-95. С ближайшей автозаправки или нефтебазы. Качество соответствующее. Во всяком случае, разработчики самолета дали заключение, что летать на автобензине можно, но количество отказов двигателя при этом резко возрастает.

И вот теперь подходим к самому главному вопросу: знали ли об этих рисках в авиакомпаниях, эксплуатирующих Ан-2, и в Комитете гражданской авиации РК?

Обязаны были знать. Имеется соответствующий документ - приказ № 64, датированный 23 мая 2006 года и подписанный тогдашним исполняющим обязанности председателя комитета гражданской авиации Казахстана Радильбеком АДИМОЛДОЙ. Сегодня он есть даже у нас в редакции. В приказе четко указано: использование автомобильного бензина АИ-95 при эксплуатации самолетов Ан-2 допускается при выполнении всех видов авиационных работ, кроме пассажирских перевозок. Но при этом нужно строго следить за соответствием физико-химических показателей данного бензина, а РГП «Казаэронавигация» должно согласовывать и утверждать планы полетов, не допуская авиапассажирские перевозки. Контроль за исполнением приказа возлагался на тогдашнего начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Амантая ЖОЛДЫБАЕВА.

Господа Адимолда и Жолдыбаев уже не один год как находятся на заслуженном отдыхе. Пенсионеры они. И за исполнением приказа №64 должны были следить те, кому они передали бразды правления отечественной авиацией.

Тут и становится ясно, кто виновен в очередной авиакатастрофе и человеческих жертвах. Надо только поднять документы, сертифицирующие деятельность авиакомпании OLIMP AIR, которой принадлежал разбившийся самолет. В декабре 2014 года Комитет гражданской авиации РК разрешил пяти Ан-2 этой авиакомпании, помимо работ по опрыскиванию полей химикатами, полетов для аэрофотосъемок, лесоохраны, транспортно-связных работ и других чисто технических полетов, когда на борту находились бы только члены экипажа, еще и совершать полеты с целью десантирования и выброски парашютистов, летать для оказания медицинской помощи населению, совершать поисковые и аварийно-спасательные работы. И мы понимаем, что во всех этих случаях на борт самолета допускались бы врачи, охотинспекторы, полицейские, спасатели, в общем все те, кого называют одним словом - пассажиры. В отдельном конкретно взятом случае, закончившемся трагедией, это были сотрудники корпорации «Казахмыс».

Рискну предположить, что у самолета с пассажирами на борту мог просто отказать двигатель или не хватить мощности из-за того, что в баках был не авиационный, а обычный автомобильный бензин. В совокупности это было грубейшим нарушением как подписанного в 2006 году приказа №64, так и общих норм безопасности полетов. Проще говоря, уже традиционный для нашей авиации бардак и общее разгильдяйство, за которое, как и в случае с разбившимся два года назад пассажирским самолетом CRJ-200 авиакомпании «Скат», так никто ответственности и не понесет. Вот поэтому и наступаем в который уж раз на одни и те же грабли.

Фото Vlast.kz. Публикуется с разрешения.

 

блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Кровавый "Құрмет": какова цена казахстанского ордена
Сотрудник Казахстанского монетного двора стал инвалидом при изготовлении государственной награды
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
Малому бизнесу придётся трудиться больше, чтобы бюджет мог возмещать сырьевым экспортёрам НДС
Есть у нас такая привилегированная каста, которой уплаченный НДС возвращается из бюджета, то есть из денег тех самых малых и средних предпринимателей
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Пандемия Made in China
Немецкая пресса обнародовала отчёт разведслужбы Германии о происхождении Covid-19
Чем замечателен православный храм в Алматы, где почитают Нурсултана Назарбаева
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Шаккалиев: Новое время ни на что не повлияло, просто некомфортно
Министр торговли и интеграции сообщил, что смена часового пояса на здоровье и ДТП не отразилась, но баланс между личной и профессиональной жизнью нужно улучшать
Почему Казахстан импортирует сварщиков
В Казахстане 40% от всего числа выпускников учебных заведений работают не по своей специальности
Как атырауский акимат крутит землёй
Чиновники самовольно распорядились чужой землёй без ведома собственника. Вернуть незаконно отнятую землю законными способами нельзя
Автомобилисты из ВКО принесли в казну пять миллиардов тенге
Но жители региона всё равно остались должны свыше 330 миллионов
Замначальника управления образования области Улытау совершила суицид во время следствия
Перед смертью она заявляла о давлении со стороны полиции и писала письмо президенту
В СКО торговая надбавка на социально значимые продукты доходила до 50%
Причину дороговизны выявили в Департаменте экономических расследований
В Жетысу уборщики улиц пожаловались на отсутствие инвентаря и униформы, но в итоге нарвались на ботов в сети
Позже жалобщиков всё же приодели в оранжевые куртки и сняли новый видеоролик с пояснениями чиновников
Досаев: Я нажил много недругов за отказы на строительство в горной местности
Если недруги градоначальника не строят, строят друзья?
Мужчина осуждён за дачу ложных показаний
По его словам, он пытался выгородить обвиняемого в убийстве, опасаясь за собственную безопасность
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.