
В 2022 году зафиксирован резкий рост авиационных событий из-за столкновения птиц с воздушными судами
В Казахстане после годовщины катастрофы с самолетом Fokker-100 компании "Бек Эйр", которая произошла 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы, в которой погибло 13 человек, включая пилотов, а ещё 47 пассажиров получили различные травмы, резко активизировались различные государственные органы. Похоже, спустя три года наметились реальные сдвиги в решении проблемы размещения незаконно возведённых объектов на приаэродромной территории.
Как стало известно Ratel.kz, 31 декабря 2022 года заместитель генерального прокурора РК Жандос УМИРАЛИЕВ вынес представление на имя первого заместителя премьер-министра Романа СКЛЯРА относительно соблюдения законности при выделении земельных участков вблизи аэропортов.
Органы транспортной прокуратуры провели анализ земельных участков и сделали неутешительные выводы о наличии системных проблем, связанных с незаконным выделением местными исполнительными органами земель вблизи аэропортов, создающих реальную угрозу безопасности полётов и подвергающими риску жизнь и здоровье людей: "Несмотря на поручение правительства, в том числе в рамках рассмотрения представления Генеральной прокуратуры от 4 апреля 2020 года, принимаемые акиматами меры по обеспечению безопасности населения и формированию необходимой обстановки для безаварийной эксплуатации объектов транспорта недостаточно эффективны. При этом наблюдается рост авиационных событий, произошедших ввиду столкновения птиц с воздушными судами с 23 (в том числе 3 с повреждением) в 2021 году до 61 (в том числе 9 с повреждением) за 10 месяцев 2022 года. Основной причиной этих происшествий является осуществление деятельности, способствующей привлечению и массовому скоплению птиц на приаэродромных территориях".
В качестве примера приводится, что акимат города Шымкента, вопреки запрету, установленному пунктом 4 статьи 90 закона "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации", для строительства животноводческих комплексов и скотобоен предоставил 37 земельных участков на расстоянии менее 15 километров от аэропорта.
В городе Кокшетау вблизи от контрольной точки аэродрома АО "Авиакомпания Кокшетау" расположены сельскохозяйственные угодья и животноводческие комплексы, отличающиеся массовым скоплением птиц и негативно влияющие на орнитологическую обстановку вокруг аэропорта.
"Подобная ситуация отмечается и на приаэродромных территориях городов Алматы, Актобе, Атырау, Жезказган, Зайсан, Караганда, Петропавловск, Семей, Тараз, Уральск, Уджар и Шымкент, где во время возделывания земель сельскохозяйственного назначения наблюдается скопление птиц", - говорится в представлении.
Как отмечает заместитель генерального прокурора, расположение вблизи аэропортов полигонов твёрдых бытовых отходов и несанкционированных свалок ухудшает и без того крайне нестабильную ситуацию вокруг рискованной зоны полётов: "Например, в зоне аэропорта города Алматы функционирует 10 таких объектов. Акиматом города Семей до настоящего времени не приняты меры по переносу общегородской свалки, расположенной на расстоянии 7,2 км от аэропорта Семей. При этом по акту транспортной прокуратуры ещё в 2018 году в генеральный план города внесены изменения и выделено 100 га земли для переноса полигона, а также приобретено оборудование для механической и биологической обработки мусора".
К такому положению дел, по мнению надзорного органа, привело отсутствие алгоритма взаимодействия между исполнительными и уполномоченными органами по недопущению возведения без соответствующего согласования объектов на землях транспорта.
"В силу требований пункта 2 Правил выдачи разрешений на осуществление деятельности, представляющей угрозу безопасности полётов воздушных судов, для размещения всех объектов на удалении до 4 км от ближайшей точно взлётно-посадочной полосы требуется разрешение Комитета гражданской авиации. Однако, вопреки этому условию, без одобрения КГА в четырёхкилометровой зоне аэропорта города Шымкента возведено 1303 объекта. Данное обстоятельство лишило возможности осуществлять посадки воздушных судов в аэропорт с восточной стороны и ограничению взлёта для больших самолётов. Подобные нарушения выявлены во всех регионах страны (за исключением Костанайской области), где без соответствующего согласования возведено более 100 тысяч различных строительных объектов", - указываются в представлении масштабы нарушений.
Прокуроры делают вывод, что не нашли своего логического разрешения и вопросы установления санитарно-защитных зон. Они, согласно требованиям пункта 24 Санитарных правил, призваны обеспечить безопасность населения, гарантировать уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами.
"Вместе с тем анализом выявлено полное игнорирование собственниками аэропортов городов Актобе и Талдыкоргана отмеченных запретов, что свидетельствует о недостатках в деятельности санитарного государственного контроля, поскольку в ходе проведения самостоятельных проверок должностными лицами отмеченных региональных органов вопросы по определению зон предметом рассмотрения не являлись. Следует отметить, что до настоящего времени не разрешены вопросы изъятия в целях государственных нужд 1,5 тысячи земельных участков для строительства объектов различного назначения, предоставленных в границах санитарно-защитных зон транспортной инфраструктуры городов Алматы, Астаны, Атырау, Жезказгана, Караганды, Костаная, Кызылорды, Павлодара, Тараза, Туркестана, Уральска и Шымкента с выплатой владельцам компенсаций. Причиной перечисленных нарушений является несоблюдение акиматами обязанностей по зонированию земель, расположенных на приаэродромных территориях", - говорится в документе.
По мнению прокуроров, своевременная реализация требований позволила бы регулировать целевое назначение земель вблизи аэропортов или ограничить их выдачу. И приводят в качестве примера катастрофу самолёта компании "Бек Эйр", указывая, что именно незаконная выдача земли и разрешения на строительство в границах санитарно-защитных зон аэропорта города Алматы стала причиной гибели людей.
Для того, что решить проблему, заместитель генерального прокурора предлагает правительству поручить акимам областей, городов республиканского значения, столицы совместно с министерствами индустрии и инфраструктурного развития, здравоохранения выработать алгоритм взаимодействия между исполнительными и уполномоченными органами по недопущению возведения без соответствующего согласования объектов вблизи аэропортов, обеспечив зонирование земель на приаэродромных территориях. Кроме того, провести работу по установлению санитарно-защитных зон всех аэропортов, чтобы впредь не возникало разночтений на местах.
Министерству сельского хозяйства этим представлением рекомендовано рассмотреть вопросы изъятия из неправомерного владения и возврата земельных участков в санитарно-защитные зоны аэропортов. Кроме того, полный запрет размещения на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома мест выброса пищевых отходов, мусорных свалок, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов промышленной и бытовой инфраструктуры, способствующей привлечению и массовому скоплению птиц.
"Провести исчерпывающие мероприятия по обеспечению надлежащего исполнения требований земельного и транспортного законодательства. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, не принявших действенных мер по устранению нарушений, указанных в предыдущих актах прокурорского надзора", - указано в конце документа.
Ratel.kz продолжит следить за тем, как представление Генеральной прокуратуры будет исполнено во всех регионах Казахстана.
Фото: ДЧС.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!