Как наша страна бросила на произвол судьбы историко-культурный центр Аль-Фараби, построенный на могиле философа в Дамаске на казахстанские деньги
На снимке: казахстанский центр Аль-Фараби в старом Дамаске.
Эту удивительную, драматическую, временами необъяснимую, но такую «нашу» историю, в которой действуют великий философ АЛЬ-ФАРАБИ, не менее легендарный правитель Востока Султан БЕЙБАРС, два современных государства - Казахстан и Сирия, их президенты, дипломаты, депутаты и чиновники, журналисту Ratel.kz рассказал глава сирийской общины в нашей стране Самир Али ДЕРЕХ.
На снимке: руководитель сирийской диаспоры в Казахстане Самир Дерех.
Для начала несколько слов о нашем собеседнике. Родился в Дамаске. По образованию и опыту работы – строитель, кандидат технических наук. Окончил советский вуз в Запорожье, там же женился на украинке. К моменту развала СССР трудился инженером на объектах в Сочи.
Познакомился с послом Саудовской Аравии в Москве. В 1993-м тот сказал г-ну Дереху: один из саудовских принцев первым из королевской семьи приезжает в Казахстан на соколиную охоту, помоги ему с переводом. Три года принц бывал у нас регулярно. Так сириец здесь и остался. Перевез сюда семью. В 2008 году получил казахстанское гражданство.
Второй после Аристотеля
На снимке: проспект Аль-Фараби в Алматы.
- На второй день приезда в Алматы принцу устроили экскурсию по городу, - вспоминает г-н Дерех. – Нас провезли по проспекту Аль-Фараби. Потом мы посетили университет имени Аль-Фараби. Вскоре Казахстан выпустил свою национальную валюту, и на купюре в один тенге был портрет Аль-Фараби. Я думал: причем здесь Аль-Фараби?
Дело в том, что в детстве я жил в Дамаске в ста метрах от кладбища (оно находится в центре города, ему несколько тысяч лет), где похоронен не только этот великий ученый и философ, но и, например, жена пророка Мухаммеда Хафса.
На снимке: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби в Алматы.
Естественно, я начал интересоваться, как он связан с Казахстаном. Узнал, что Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби (родился в 872 г. – умер в 950 или 951 г.) происходит из местности Фараб (наиболее употребительное сокращение его имени так и переводится – «из Фараба»), которая располагалась поблизости от Отрара на территории современного Казахстана. Я начал искать ученых. Встречался с тогдашним министром культуры. И никто из них не знал, где похоронен Аль-Фараби.
На снимке: на первой банкноте независимого Казахстана номиналом 1 тенге было изображение Аль-Фараби.
Кроме одного человека – историка по фамилии БЕРДЫБАЕВ, которому в то время было уже за восемьдесят. И он рассказал мне, как еще комсомольцем побывал в сирийской столице и его сводили на могилу великого человека. Но марксизм-ленинизм не очень приветствовал исламскую философию, поэтому ученый об этом факте не распространялся.
Хотя Аль-Фараби в мире его называют «Вторым учителем» после Аристотеля, здесь его наследие не изучали. Так у меня и зародилась идея – пробудить у казахстанцев интерес к Аль-Фараби, запечатлеть его имя в их памяти.
Легенда казахстанской дипломатии в арабском мире
На снимке: Багдад Амреев.
Решающим для г-на Дереха стало знакомство с Багдадом АМРЕЕВЫМ (с 1996 по настоящее время посол РК в Саудовской Аравии, Египте, Ливии, Турции, сейчас в Иране. – Ред.). Он говорит, что это легенда казахстанской дипломатии в арабском мире. Когда г-н Амреев работал в Каире в 2002-2008 годах, то курировал (был послом по совместительству. – Ред.) Сирию, Иорданию, Ливан, Марокко. Багдад Култаевич горячо поддержал идею г-на Дереха, и его роль в ее дальнейшем воплощении трудно переоценить.
Решили не ограничиваться только Аль-Фараби. В сирийской столице покоится еще один выходец из Степи – мамлюкский султан Египта и Сирии Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари (родился на реке Берш, что протекает в Западном Казахстане, в 1223 или 1225 году – умер в 1277-м в Дамаске). Бейбарс похоронен в центре города в библиотеке, которую он начал строить, а закончил его сын. Там сейчас мавзолей.
Хотя и философ, и правитель принадлежат истории всего человечества, права на их этническое происхождение предъявляют разные нации. «Своим» Аль-Фараби считают не только казахи, но и уйгуры, узбеки, арабы, персы. А народы Северного Кавказа настаивают, что Бейбарс родом из аланов, скифо-сарматских кочевых племен.
Багдад Амреев, по словам г-на Дереха, несколько раз встречался с высшим руководством нашей страны, рассказывал об Аль-Фараби и Бейбарсе, о том, что они похоронены в Дамаске, что необходимо увековечить их память в контексте с Казахстаном. Ему ответили: «А ты докажи, что они казахи». И г-н Амреев очень много работал, собирал материалы, рылся в архивах, встречался с учеными – и доказал, что Аль-Фараби и Бейбарс имеют наиболее прямое отношение к казахам.
- Когда здесь жили Аль-Фараби и Султан Бейбарс, еще не оформились казахская, узбекская, туркменская нация – это были племена, - говорит г-н Дерех. - Однажды на встрече у посла Амреева присутствовали три самых авторитетных историка арабского мира, и они подтвердили, что место рождения и великого философа, и великого правителя – территория современного Казахстана.
А больше никто из великих казахов в Сирии не захоронен?
В 2004 году Дамаск впервые посетила большая парламентская делегация из Казахстана, человек двадцать, которую сопровождал г-н Дерех. Депутаты почтили своим присутствием места упокоения мыслителя и воителя. Их принял президент Сирии Башар АСАД.
Он был приятно удивлен столь многочисленному десанту из центральноазиатского государства и пошутил:
- А больше никто из великих казахов в Сирии не захоронен?
На встрече обсуждалось участие Казахстана совместно с Сирией в реставрации святых усыпальниц Аль-Фараби и Бейбарса.
Асад распорядился, чтобы сирийские государственные органы, лично председатель парламента и мэр Дамаска всемерно содействовали «братьям из Казахстана» в благородном начинании.
Наши парламентарии встретили идею с энтузиазмом. Но делегация уехала… и казахстанская сторона обо всем забыла на два с половиной года.
Точнее, почти забыла. Г-н Дерех говорит, что финансирование реставрации обещали включить в казахстанский бюджет 2005-го, затем 2006 года: «Но не получилось». Министерство культуры РК отправляло в Сирию группу реставраторов, которые на месте ознакомились со всеми тонкостями предстоящей работы. Энтузиасты-архитекторы работали над проектом надгробий султана и его сына.
Тем временем сирийцы не сидели сложа руки: сами начали финансировать проект, подготовительные работы к реставрации мавзолея Бейбарса шли в пределах возможностей сирийской стороны. Они регулярно обращались к казахстанским властям: нам от вас даже не нужно денег, но хоть как-то подтвердите свое участие в проекте, сделайте замечания к нему - какой вы видите архитектурную разработку надгробья, где должны быть надписи на казахском языке и т. д.; если мы превратим всё это в мрамор – никакие изменения будут уже невозможны.
А в ответ – тишина. Казахстанское правительство сигналов не подавало. Сирийцы вынуждены были приостановить работы.
В той безвыходной ситуации г-н Дерех выступил по «31 каналу» в программе «Точки над i», которую вел Евгений ГРЮНБЕРГ.
Его слова прозвучали дипломатично, но достаточно конкретно: тормозить реставрацию более чем на 10 дней нельзя, после этого срока с участием Казахстана в проекте – из-за его бездействия - можно попрощаться.
План мероприятий «Как нам обустроить святыни»
На снимке: рабочую группу по реализации совместных проектов реставрации мавзолея Бейбарса и создания центра аль-Фараби возглавил в 2006 году министр культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев.
Подействовало. Самиру в тот же вечер позвонил депутат мажилиса Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ.
- После этого и парламент начал кипеть, и правительство стало кипеть. О ситуации узнал президент и дал команду: начинайте работу, - говорит г-н Дерех.
8 августа 2006 года премьер-министр Даниал АХМЕТОВ издал распоряжение о создании рабочей группы по реализации проектов. В нее вошли девять человек. Состав был солидным:
1. Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, министр культуры и информации, руководитель (ныне посол РК в Белоруссии).
2. Арыстанбек АЛИЕВ, замминистра культуры и информации, заместитель руководителя (ныне Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, министр культуры информации и спорта).
3. Ербол ШАЙМЕРДЕН, директор департамента историко-культурного наследия МКИ, секретарь (умер в 2012 году).
4. Кайрат АБДРАХМАНОВ, замминистра иностранных дел (ныне глава МИД РК).
5. Алихан СМАИЛОВ, вице-министр финансов (ныне помощник президента РК).
6. Болат ПАЛЫМБЕТОВ, вице-министр экономики и бюджетного планирования (ныне уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана).
7. Эльвира АЗИМОВА, директор департамента подзаконных актов Минюста (ныне вице-министр юстиции).
8. Ханат ТУЯКБАЕВ, директор РГП «Казреставрация» (работал на этом посту до 2016 года).
9. Самир ДЕРЕХ, руководитель сирийской диаспоры в РК, архитектор.
В недельный срок группа должна разработать и внести в правительство проект плана мероприятий, который условно можно было назвать «Как нам обустроить святыни».
Поставить точку в долгих спорах
В октябре 2007 года беспрецедентно представительная официальная делегация Казахстана во главе с президентом отправляется на двух самолетах в Сирию. Чтобы раз и навсегда «застолбить» святыни, поставить точку в долгих спорах и сказать: да, это наше.
Г-н Дерех особо отмечает политическую смелость главы Казахстана: визит совершался, когда уже начиналась международная изоляция сирийских властей. Глава сирийской общины в РК находился в составе нашей делегации, всюду ее сопровождал, работал переводчиком на встречах лидеров двух стран.
К тому времени было готово девять проектов центра Аль-Фараби. Руководителям государств презентовали их на стендах. Самир отмечает, что президент НАЗАРБАЕВ, имеющий градостроительный опыт Астаны, мудро выбрал тот, что органичнее других вписывался в городской пейзаж старого Дамаска. Башар Асад с ним согласился, и именно тот проект был в итоге реализован.
Конкретным результатом визита стало заключение 21 октября 2007 года межправительственного Соглашения о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра и мавзолея аль-Фараби, рестраврации мавзолея Аз-Захир Бейбарса в городе Дамаске. С казахстанской стороны его подписал посол РК в Египте и Сирии Багдад Амреев. С сирийской – губернатор Дамаска Башшар САБАН.
На снимке: церемония закладки камня под строительство этнокультурного центра и мавзолея аль-Фараби в Дамаске президентами Казахстана и Сирии. Октябрь 2007 года.
Главы Казахстана и Сирии заложили камень под строительство мавзолея аль-Фараби. Спустя ровно 13 месяцев, 21 ноября 2008 года, парламент Казахстана соглашение ратифицировал, приняв соответствующий закон. Работы начались.
Надпись у надгробья Бейбарса высечена на арабском и казахском
На снимках: внешние стены мавзолея Бейбарса до и после реставрации.
В большом деле неизбежны сложности. Возникли они и здесь.
Г-н Дерех рассказывает, что в Дамаске есть совет старейшин: его члены представляют аристократическую элиту города, корни их родословных уходят в глубь веков. Когда градостроительные проекты касаются истории, последнее слово остается за этими «агашками»: они имеют моральный императив.
На снимках: купол мавзолея Бейбарса над усыпальницей до и после реставрации.
- И с ними, - говорит Самир, - пришлось «повоевать». Особенно по Бейбарсу (см. презентацию мавзолея). В своде купола были круглые окна, которые я предложил оформить как шаныраки. Старейшины вначале были категорически против такого решения, но, в конце концов, мне удалось убедить их.
На снимках: интерьер усыпальницы во время и после реставрации; на правом снимке видны «окна-шаныраки».
Кроме того, одна из сильнейших диаспор в Дамаске, живущая там сотни лет, – черкесская. Ее представители занимают важные государственные посты. И они были против активного участия Казахстана в реставрации мавзолея Бейбарса: мол, он наш, черкес.
На снимках: меблировка помещений библиотеки Бейбарса.
Но к тому времени было решение сирийского президента, поезд уже пошел, и остановить его было трудно.
На снимке: мозаика в интерьере мавзолея.
За 740 лет мавзолей и библиотека обветшали, им требовалась серьезная реновация. В Дамаск приехала группа казахстанских архитекторов, художников по мозаике, декораторов, оформителей, реставраторов, в том числе книжных: здесь хранилось 72 тысячи фолиантов, давно просивших «ремонта».
На снимке: внутренний двор мавзолея в процессе реставрации.
Сегодня надписи у надгробий султана и его сына высечены в камне на арабском и казахском языках.
На снимке: вид надгробий Султана Аз-Захира Бейбарса и его сына Султана Ас-Саида Берке-хана до и после реставрации.
Хозяин этого объекта – министерство культуры Сирии. Здесь вклад Казахстана рассматривался как дар нашей страны.
На снимке: входная дверь в усыпальницу Бейбарса и его сына; на правом снимке памятная надпись на казахском языке.
Во сколько обошелся Казахстану центр Аль-Фараби
Если мавзолей нуждался в реконструкции, то центр Аль-Фараби надо было строить с нуля. Могила философа находилась у самой границы древнего некрополя «Аль аль-Бейт» и упиралась в стены жилых домов.
На снимке: так выглядела могила Аль-Фараби до реставрации.
По соглашению сирийская сторона отвела под строительство центра 0,22 гектара земли, прилегающей к северо-восточной части кладбища, и обязалась снести находившиеся там жилые строения в двухнедельный срок после выплаты компенсации их владельцам, а затем в течение месяца за свой счет подвести инфраструктуру: электричество, водоснабжение, канализацию, телефонные линии. Словом, полностью подготовить стройплощадку.
На снимке: общий вид на некрополь «Аль аль-Бейт» до начала строительства центра Аль-Фараби.
Казахстан выделил из бюджета на создание центра аль-Фараби в рамках госпрограммы «Культурное наследие» 1 млрд 512 млн тенге. В том числе – 301 млн тенге на компенсацию за снос 48 домов. И 123 млн тенге – на создание музейной экспозиции. Эти данные приведены в презентации, подготовленной Министерством культуры и информации РК.
На снимке: участок под строительство центра после сноса ветхих строений.
Казахстан не просто выплатил компенсацию собственникам жилья и земли, а купил им современные квартиры в других районах Дамаска.
На снимке: устройство анкерных креплений и изоляция подпорных стен котлована под центр.
Немного арифметики. В 2007-м, когда подписывалось соглашение, среднегодовой валютный курс составлял 122,55 тенге/$1, в 2008 году, когда оно было ратифицировано, – 120,30. Иначе говоря, жители Дамаска получили за свои хибары от казахстанского правительства в среднем по $50 тыс.
На снимке: установка арматурных каркасов и опалубки под заливку колонн.
На снимке: надгробье Аль-Фараби после реставрации.
Генподрядчиком возведения объекта определили РГП «Казрестраврация», субподрядчиком выступила сирийская строительная компания. Группа проектировщиков стала совместной.
На снимках: вид на центр и мавзолей Аль-Фараби с разных точек.
Весной 2012 года работы были закончены. Этнокультурный центр и мавзолей Аль-Фараби вышли на загляденье.
На снимках: меблировка VIP-зала.
Комплекс представляет из себя трехэтажное здание с двумя полуподвальными этажами общей площадью 5,6 тыс. кв. м. В нем есть мечеть, зиратхана с усыпальницей Аль-Фараби, три экспозиционных зала - «Независимый Казахстан», «Аль-Фараби», «Отрар», офисы и учебные классы, библиотека, шесть помещений для гостей и паломников, столовая на 75 мест, паркинг на 30 авто.
На снимках: зал Независимости Республики Казахстан.
Спрашиваю Самира, что из себя представляет музейная экспозиция центра.
- Сирийского там ничего нет - только казахстанское: музыкальные инструменты, национальные костюмы, предметы быта, документы, есть кабинет президента. Фактически это музей Астаны, - отвечает он.
На снимках: зал «Отрар».
Снова обратимся к расчетам. После вычета компенсаций и расходов на музейную экспозицию собственно на строительство осталось 1 млрд 88 млн тенге. В 2009 году в Казахстане прошла девальвация, и к 2012-му среднегодовой курс подрос уже до 149,11 тенге/$1. Итого в долларовом выражении сооружение комплекса обошлось нашей республике в сумму от $7,25 млн (по курсу 2012 года) до $9 млн (по курсу 2008 года). Цена одного «квадрата» - $1300-1600 не просто в чистовой, а в очень дорогой отделке и с обстановкой. В те же самые годы в алматинских бизнес-центрах стоимость квадратного метра на пике доходила до $5000.
На снимках: зал «Аль-Фараби».
Прошу г-на Дереха объяснить баснословную, по казахстанским меркам, дешевизну строительства.
- Не только вы - все удивились, как за такие маленькие деньги можно было построить такое солидное здание, - говорит он. - Не хочу хвалить себя в этом деле, но я опирался на поддержку президента Сирии и жестко контролировал все работы – чтобы ни одна копейка налево не ушла. Старались экономить. Скажем, когда заказывали мебель ручной работы, мэр Дамаска лично звонил в мастерскую и просил не ломить цену, а сделать по себестоимости.
На снимках: виды на центр аль-Фараби с высоты птичьего полета.
Вот так, совершенно случайно и на сопоставлении, мне представились масштабы коррупционной составляющей в строительной сфере Казахстана. Она «разогревает» смету не на проценты, а в разы! Можно только повздыхать о том, какими доступными могли быть у нас жилье и офисы, если бы не воровство, распилы и откаты.
Построить построили, но в эксплуатацию не ввели
В межправительственном соглашении статья 6 гласит: «По окончании строительных и реставрационных работ совместная комиссия принимает выполненные работы согласно акту приема-передачи и передает объект (имеется в виду мавзолей Бейбарса. – Ред.) Сирийской стороне.
По завершении строительства стороны принимают дополнительное Соглашение о функционировании историко-культурного центра Аль-Фараби».
В мае 2012 года общестроительные работы были завершены. Но подписать акт их приема-передачи и ввести комплекс Аль-Фараби в эксплуатацию тогда не успели: в конце того года в Сирии начались боевые действия.
Ситуация зависла.
На снимке: министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед издал приказ о создании комиссии по приему-передаче выполненных работ спустя полтора года после их окончания.
25 декабря 2013-го министр культуры и информации Мухтар КУЛ-МУХАММЕД издает приказ «О создании совместной казахстанско-сирийской комиссии по приему-передаче выполненных работ историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в городе Дамаске (Сирийская Арабская Республика)».
Комиссию возглавил вице-министр культуры и информации Аскар БУРИБАЕВ (ныне гендиректор и худрук ГАТОБ им. Абая). Его заместителем назначен директор департамента культуры министерства Тлеугали КИШКАШБАЕВ (ныне директор музея искусств им. Кастеева). С казахстанской стороны в ней еще 11 человек, с сирийской – трое, в том числе г-н Дерех.
Комиссии надлежит «обеспечить принятие выполненных работ» и «обеспечить разработку проекта Соглашения о функционировании центра». То есть определить задачу и судьбу объекта в будущем и передать его на чей-нибудь баланс.
Цена вопроса – один той
С тех пор в центре находятся только три охранника на зарплате 250 евро в месяц и ответственный работник – профессор-историк СУЛЕЙМАН из университета Дамаска с окладом 150 евро, который следит за экспозицией.
Когда в Сирии уже началась стрельба, «Казреставрация» оплачивала работу охраны и профессора из своего бюджета, хотя объект не был ни на ее балансе, ни вообще на чьем-либо. Оплачивала до тех пор, пока не поменяли директора РГП Ханата ТУЯКБАЕВА, роль которого в реставрации мавзолея и строительстве центра г-н Дерех отметил особенно. А в середине 2016 года платить охранникам перестали. Но люди по привычке продолжают ходить на работу. Уже полтора года – бесплатно. Хотя всё это время им обещают. А центр Аль-Фараби стоит бесхозным. Фактически брошенным Казахстаном на произвол судьбы.
Осенью этого года Самир Дерех и его единомышленник Сапар ИСКАКОВ, руководитель благотворительного фонда имени Аль-Фараби и Султана Бейбарса, предприняли еще одну попытку «достучаться до небес». И направили министру культуры и спорта РК письмо с настоятельной просьбой погасить задолженность охранникам и ответственному лицу: «иначе они могут оставить особо важный для Казахстана объект».
Подсчитываем с Самиром, сколько правительство РК задолжало за охрану центра аль-Фараби за 18 месяцев. 7200 евро. По курсу – 2,8 млн тенге. Цена среднего, без изысков, тоя на 500 человек. По карману любому районному акиму.
Молчат ли музы, когда говорят пушки
- Г-н Дерех, в нашем разговоре мы почти не упоминаем один фактор. Он называется война, которая идет в Сирии уже пять лет. Кстати, мавзолей Бейбарса и центр Аль-Фараби не пострадали в ходе боевых действий?
- Это святые места. Для всех. Они не принадлежат ни правительству, ни оппозиции.
- Но были же бомбежки, обстрелы.
- Российское посольство обстреливали с окраин Дамаска. Оно находилось дальше центра Аль-Фараби, до которого было всего 3-4 километра, но центр не тронули. Хотя вооруженная оппозиция могла камня на камне от него не оставить.
- Скажите, а сирийцам есть дело до комплекса именно сейчас, когда у них самих проблем выше крыши? Мы с вами говорим так, будто война закончилась и пришла пора приступить к мирным делам. Но она же не закончилась. Время ли сегодня заниматься культурой в воюющей стране? Ведь когда говорят пушки, музы молчат.
- Надо знать, что такое Сирия. Не первый раз в истории эта многострадальная земля становится ареной столкновения противоборствующих сил из разных концов мира. Но культура здесь никогда не прерывалась. Если вы сегодня попадете в Дамаск, то увидите там даже балет. К тому же 7-миллионная сирийская столица, в отличие от Алеппо, не сильно пострадала от бомбежек, разве что на окраинах.
- Охрана в центре Аль-Фараби вооруженная?
- Нет.
- А не было попыток мародерства за эти годы?
- Это Дамаск, - Самир несколько раз повторяет название города, словно одно звучание слова должно мне всё объяснить. - Здесь чтут культуру. Варварство, которое творилось во время войны, - дело рук не сирийцев, а иностранцев.
Такие люди – и без охраны?
13 декабря Сапару Искакову пришел ответ. Но не от Арыстанбека Мухамедиулы, а от его заместителя Актоты РАИМКУЛОВОЙ.
«По завершении строительства центра Министерство неоднократно инициировало вопрос принятия выполненных работ, - пишет вице-министр. – Однако ввиду того, что в Сирии было введено военное положение, Министерством иностранных дел РК было порекомендовано приостановить это действие до наступления спокойной обстановки. Однако, когда военное положение в Сирии затянулось, Министерство предложило сирийской стороне принять объем выполненных работ без выезда на место, на что был получен от сирийской стороны положительный отклик, и в 2013 году был подписан акт приема-передачи по обоюдному согласию».
Значит, работы четыре года назад всё-таки приняли, пусть и «заочно», дистанционно. Но до ввода в эксплуатацию дело так и не дошло.
По поводу долгов охране Актоты Рахматуллаевна сообщает следующее:
«Несмотря на подписание двустороннего акта, казахстанская сторона еще долгое время поддерживала охрану здания, произведя 4 лицам сирийской стороны оплату за работу за счет средств РГП «Казреставрация».
В настоящее время вопрос находится на контроле Администрации Президента Республики Казахстан (АП РК), и, согласно ее поручению, Министерство совместно с Министерством иностранных дел РК ведет работу в данном направлении».
Сквозь чиновничьи словеса пробиться к смыслу порой бывает непросто. Что означает это «несмотря на»? Минкультспорта считает, что содержать охрану центра должны сами сирийцы? Но г-н Дерех сказал, что «ничего сирийского там нет» - это полностью казахстанский объект. В комплексе всё принадлежит нашей стране. Кроме земли, на которой стоит центр, и праха Аль-Фараби.
И какой именно вопрос находится на контроле АП – грошовые зарплаты секьюрити?
Одно в ответе замминистра несомненно: фраза «ведется работа в данном направлении» подразумевает, что результата скоро не жди.
Для чего четыре года строили центр?
- Г-н Дерех, какими вы видите пути решения этой проблемы?
- Вопрос оплаты – конечно, мелочь. Я сегодня могу позвонить знакомым бизнесменам, и они решат проблему. Но это же позор! Ведь дело не в этих деньгах. А в том, что президент Казахстана в 2007 году поехал в Дамаск не столько для развития экономических отношений с Сирией, не для совместных политических заявлений – а главным образом для того, чтобы расставить все точки над «i» в вопросе о том, что в истории казахов были такие великие люди, как Аль-Фараби и Бейбарс. И подтвердить этот факт «материальной памятью» - реставрацией мавзолея и библиотеки Мамлюка и созданием центра «Второго учителя» как историко-культурного объекта мирового значения.
Мы четыре года строили центр. Для чего? Чтобы потом сказать ему «до свиданья»? Мое предложение такое: идти на прямые межгосударственные переговоры с Сирией и обсуждать дальнейшую судьбу этого объекта. Мое мнение – это должен быть именно казахстанский культурный центр Аль-Фараби, где необходимо государственное присутствие, как в любом культурном центре во всем мире.
Зачем он нужен? В Казахстане, на территории которого родился музыкант и философ, ничего не знают о том, что он писал. И ученые страны могли бы приезжать сюда, изучать его труды, переводить их на казахский и русский.
Для распространения позитивного бренда Казахстана в мире надо не приглашать зарубежных звезд, а, например, провести международный Год Аль-Фараби, увязав воедино два имени – государства и философа.
У казахов есть понятие шырақшы – смотритель могил. Людям, которые приходят почтить память похороненного человека, прочитать намаз, он рассказывает, кем тот был и чем славен. Когда вокруг усыпальницы Аль-Фараби построили комплекс, там, по идее, должен был быть такой шырақшы. По крайней мере, присутствие Казахстана в том или ином виде выполняло бы функцию смотрителя за святым местом.
Вторая задача центра – просветительская. В Казахстане имя Аль-Фараби увековечено в названии улиц, главного университета, его изображение было запечатлено на первой банкноте национальной валюты. А его самого здесь не знают. Прежде всего, Аль-Фараби нужно изучать самим казахстанцам, - считает г-н Дерех.
Свято место пусто не бывает
Письмо Актоты Раимкуловой заканчивается двумя загадочными абзацами:
«Согласно поручению АП РК, в данное время Почетный консул Республики Казахстан в Сирии Саиб Нахас ведет работу с заинтересованными государственными органами Сирии на предмет принятия объекта сирийской стороной.
В этой связи надеемся на положительный результат переговоров и, в случае обратного эффекта работы, Министерством будут рассмотрены иные пути решения вопроса».
Как это понимать – «ведет работу… на предмет принятия объекта сирийской стороной»? Казахстан хочет избавиться от центра Аль-Фараби и передать его Сирии? Похоже, г-н Дерех толкует эти слова однозначно:
- Я не понимаю, как замминистра может так думать, что нам не нужен этот центр. С министерством говоришь - как со стенкой.
Ситуация выруливается интересная. Когда всё сделали – дом построили, мебель занесли, ковры постелили, - забыли врезать замок, оставили дверь открытой, отключили сигнализацию, не платят охране и не хотят въезжать. Как-то очень по-нашему получилось.
Конечно, политическая обстановка в Сирии и после объявленного президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ вывода российских войск остается сложной. И нынешняя осмотрительность Казахстана во внешнеполитических контактах разумна. Тем более что Астана – один из важных посредников в процессе мирного урегулирования военного конфликта.
Но в данном случае речь ведь идет не о поставках вооружений, не о финансировании сирийского правительства, даже не об экономических проектах – а об усыпальнице человека, существующего вне политики, наций, государственных границ и времени, заботу о которой Казахстан взял на себя и построил вокруг нее центр, имеющий потенциал историко-культурного объекта мирового значения. А теперь «включает заднюю».
Свято место пусто не бывает. Если Казахстан будет продолжать «да» и «нет» не говорить», то есть тянуть с решением о статусе комплекса, в мавзолей Бейбарса и центр Аль-Фараби придет кто-нибудь другой. И надписи там появятся на ином языке – уже не на казахском. Желающих «приватизировать» философа и повелителя Востока в качестве своих предшественников - достаточно.
Просто гордиться обстоятельством, что мыслитель и воитель родились «на территории современного Казахстана», суть тщеславие, не больше: какая в факте их рождения много веков назад заслуга живущих сегодня?
Но считать великих людей «сыновьями своего народа» по праву могут лишь те их потомки, кто не на словах, а на деле бережно хранит память о легендарных предках.
Выбор тяжелый, кто спорит. Но его нужно делать. Аль-Фараби и Мамлюк ждут.
Фото: из архива Самира Дереха, zaleskiy.com, voxpopuli.kz, kazpravda.kz, altai.kz.