Как чиновники ЮКО пытались с помощью прикормленных блогеров устроить публичную порку нашему корреспонденту Динаре Бекболаевой (видео)
На снимке в центре: Суюн Абулда.
Публикация Ratel.kz от 14 ноября 2017 года «Акимат ЮКО платил за троллинг Габидуллы Абдрахимова?» вызвала в области практически информационное цунами.
Герои материала, начиная от чиновников областной администрации и заканчивая заинтересованными гражданскими активистами, видимо, потеряли сон и аппетит из-за статьи. На публикацию они отреагировали невероятно бурно и даже попытались устроить публичную порку корреспонденту Ratel.kz, написавшему эту заметку.
А в статье, напомним, мы всего лишь задались вопросом: куда делись 2 миллиона 350 тысяч тенге, которые Управление внутренней политики ЮКО выделило на патриотическое воспитание молодежи?
Этот тендер в апреле 2017 года выиграло Общественное объединение «Союз молодежи «Мемлекет Туы». Однако нигде в интернете мы не нашли каких-либо фото- или видеоотчетов. Собственного сайта у этой молодежной организации, где бы она отчитывалась о проведенных мероприятиях, тоже нет.
Не могли же 2 миллиона 350 тысяч из государственного бюджета в воду кануть.
Наше внимание также привлекло то, что руководитель ОО «Союз молодежи «Мемлекет Туы», выигравшего тендер, Суюн АБУЛДА (по документам - АБУЛДАЕВ) развернул бурную деятельность против акимата Шымкента, точнее бывшего градоначальника Габидуллы АБДРАХИМОВА. Критиковал и троллил Абулда экс-акима и на своей страничке в Facebook, и в жизни. В сентябре активист провел одиночную акцию возле здания городской администрации, где хотел вручить мэру «грамоту» за проблемы в городе.
Между госзаказом и нападками Суюна Абулды на Абдрахимова мы (внимание!) не проводили никакой параллели. Однако именно то, что эти два факта упоминались в одной статье, кажется, так сильно взбудоражило акимат ЮКО.
Через пару часов после выхода нашего материала пресс-секретарь областного акима Бейсен ТАЖИБАЕВ прислал корреспонденту Ratel.kz в WhatsApp ссылку на статью с комментарием: «Ойхой, мынау қырғын тақырып Ғабиды жылатады ғой» («Ойхой, этот заголовок заставит плакать Габи»).
Что он имел в виду, осталось для нас загадкой.
В понедельник, 20 ноября, и.о. руководителя Управления внутренней политики ЮКО Сабит ИСАБАЙ прислал в редакцию портала письмо, в котором он попытался убедить нас в том, что между госзаказом на 2 миллиона 350 тысяч тенге и троллингом Габидуллы Абдрахимова нет ничего общего.
Во вторник, 21 ноября, гражданский активист, руководитель Союза молодежи Суюн Абулда провел пресс-конференцию, где он собирался отчитаться о проведенных им мероприятиях патриотического характера, за которые получил казенные деньги. Однако вместо отчета активист вылил ушат негатива на журналиста Ratel.kz, обвинив ее в безграмотности, невоспитанности и даже неадекватности. Некоторые из его группы поддержки попытались было назвать журналиста продажным, но, осознав, что ведется аудиозапись, проглотили свое мнение на полуслове.
К нашему удивлению, никого из представителей популярных республиканских СМИ на пресс-конференции не было. Присутствовавшие журналисты сначала поддакивали Абулде, а затем, когда корреспондент Ratel.kz начала задавать вопросы и попросила предоставить документальные доказательства проведенных патриотических мероприятий, коллеги как будто с цепи сорвались.
Собравшиеся хором начали обвинять журналистку в том, что она ведет себя как «прокурор или сотрудник КНБ на допросе» и что, мол, вообще затерроризировала Абулду вопросами.
В какой-то момент активист согласился показать кое-какие справки, однако изучить их или хотя бы прочитать внимательно не удалось. Добровольные защитники Суюна Абулды отсоветовали ему показывать корреспонденту Ratel.kz какие-либо документы.
- Ты почему перед ней отчитываешься? Ты свои права не знаешь, что ли? – начали ругать активиста его сторонники.
Дальше собрание превратилось во что-то невообразимое. Каждый из присутствующих решил высказать свою обиду на сайт Ratel.kz.
Так, журналист по имени Онгар ТАЖИЕВ заявил, что публикация портала позорит Южно-Казахстанскую область. Пожилой коллега был крайне удивлен тем, почему автор статьи не просит прощения за свой материал.
- Ты что, самая умная здесь? – возмущался пенсионер.
- Ты задаешь вопросы с подковырками, - вторил ему на высоких тонах другой журналист Кажы Батухан АБУЛДА (на снимке). – Мы тебе говорим: поменяй свой вопрос, а ты не меняешь!
Редактор одного из областных сайтов Асет АССАНДИ подливал масла в огонь, не упустив случая тоже «пнуть» коллегу.
Нападки такого рода длились около часа. Кажется, только Уголовный кодекс мешал присутствующим напасть и физически наказать их единственного оппонента.
Мы со своей стороны прекрасно понимаем чувства тех, кто от души оторвался сегодня на пресс-конференции, хором ругая коллегу из Ratel.kz на чем свет стоит.
Дело в том, что названных выше товарищей объединяет то, что одним из источников их заработков являются госзаказы, которые акимат ЮКО щедро выделяет из карманов трудолюбивых казахстанских налогоплательщиков.
Например, тот, кто громче всех возмущался, Онгар Тажиев выиграл в 2017 году аж три тендера в сфере государственной информационной политики на общую сумму около семи миллионов тенге. Конкурс, конечно же, проводила областная администрация.
У Асета Ассанди на счету в этом году не один госзаказ от акимата ЮКО. Самый крупный составил больше 4,4 миллиона тенге, самый маленький – 2,6 миллиона тенге. Его выиграло издательство «Алтын Алка», единственным учредителем которого является Ассанди.
Среди тех, кто нападал на корреспондента Ratel.kz, был и представитель «Ел бирлиги» Кажы Батухан АБУЛДА.
К слову, одноименный частный фонд «Ел Бiрлiгi» в августе 2017 года выиграл тендер стоимостью в 2,6 миллиона тенге на реализацию государственной информационной политики через СМИ.
Мы ни капельки не сомневаемся в том, что наши коллеги вели себя так сегодня, потому что искренне переживают за профессию и репутацию области.
Все, что нам удалось выяснить на прошедшей пресс-конференции, это то, что фото- и видеоотчеты проведенных Союзом молодежи мероприятий в крупных республиканских СМИ не публиковались. Писали о них, по словам Абулды, на страничках районных акиматов в Facebook и на паре сайтах, где число подписчиков вряд ли достигает и десяти тысяч человек.
А как многотысячной молодежи ЮКО узнать о патриотических мероприятиях, на которые власти выделяют 2 миллиона 350 тысяч?
Вопрос риторический.
Конкретных ответов на вопросы, которыми мы изначально задавались, нам так и не удалось получить. Впрочем, как и документальных доказательств того, что бюджетные деньги были использованы по прямому назначению.
Поэтому тему закрывать еще рано.