Пять вопросов министру по инвестициям и развитию, на которые он мог, но не захотел ответить
Председателю Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Бекену СЕЙДАХМЕТОВУ удивительным образом удается выходить сухим из воды, даже если его ведомство сотрясают самые невероятные скандалы, как правило, с коррупционным оттенком.
Например, нашумевшая история о самолетах Airbus-340-313, которые под казахстанскими регистрационными номерами UP-A4002 и UP-A4003 сначала улетели через Грецию в Иран, а потом оттуда перебазировались в воюющую Сирию. Журналист Ratel.kz Геннадий БЕНДИЦКИЙ, ведущий расследование этого дела, недавно выяснил еще одну любопытную деталь. По пути в Иран эти суда пересекали воздушное пространство нескольких европейских стран как самолеты казахстанской государственной авиакомпании «Беркут».
Как сообщил Геннадий Бендицкий в своей статье «Код доступа», в начале апреля счета «Беркуту» выставила «Европейская организация по безопасности воздушной навигации» (EUROCONTROL), которая занимается общеевропейской системой воздушного движения и выполняет функции регулятора в рамках проекта «Единое небо Европы». Казахстанской государственной авиакомпании предлагалось оплатить услуги аэронавигации за пролет в воздушном пространстве нескольких стран, которые являются членами этой организации. Предположительно речь идет о Греции, Кипре, Турции, Армении и Грузии, которые входят в состав EUROCONTROL.
Между тем, 10 апреля, отвечая на вопрос корреспондента Ratel.kz в кулуарах парламента, министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК сказал, что самолеты никуда не вылетали.
- Они там же, где и находились, - сказал он тогда.
Однако же сайт www.airlive.net позже сообщил, что 12 апреля один из самолетов Airbus-340-313 совершил свой первый рейс № RB515 из Дамаска в Дубай, акцентировав внимание читателей на том, что в Сирию самолет попал в обход международных санкций при содействии Казахстана и Ирана, и теперь летает под сирийскими номерами YK-AZA.
Во вторник, 25 апреля, после заседания правительства, собкору Ratel.kz в Астане снова пришлось преследовать министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека с вопросами о самолетах. Он так торопился попасть в свой автомобиль, что не нашел возможности остановиться и ответить обстоятельно. Вот что он успел сказать на бегу, до того как перед ним открылась дверь служебной машины.
- Как вы считаете, где сейчас находятся самолеты Airbus-340-313?
- По нашим сведениям, два борта стоят в Тегеране.
- Недавно сайт www.airlive.net сообщил, что они…
- Не они. А одно судно, якобы одно судно, которому разрешение было дано еще до инцидента с последними двумя Эйрбасами. Оно после Казахстана имело флаг еще одного или двух стран. То есть после Казахстана оно было снято с реестра еще, по моему, осенью, я могу эту информацию вам дать.
- И теперь самолеты находятся в Тегеране?
- Есть специальная программа в интернете, вы можете суда отследить. Насколько мне докладывают, они находятся в Тегеране.
- На днях стало известно, что недавно как минимум два этих самолета совершали полеты в воздушном пространстве Европы, как имеющие принадлежность к государственной авиакомпании «Беркут» Управления делами президента.
- У вас информация неправильная. Вы говорите о тех счетах, которые «Евроконтроль» выставил. Он выставил это «Бэк Эйру», ряду казахстанских авиакомпаний. Мы, соответственно, написали письмо в «Евроконтроль», что это не так. Что они не осуществляли полеты как суда «Беркута» или «Бэк Эйра», и сегодня эту информацию мы «Евроконтролю» направили, чтобы они еще раз перепроверили, изменили эту ситуацию.
- Говорят, эти самолеты были включены в реестр казахстанских воздушных судов по личному приказу председателя Комитета гражданской авиации Бекена Сейдахметова. Он якобы выполнял ваше устное распоряжение. Это правда?
- Это неправда. Это абсолютная неправда. Я такие распоряжения не давал.
- Как вы считаете, почему сложилась такая ситуация?
- Этим занимаются правоохранительные органы: прокуратура, финансовая полиция. Они, наверное, окончательный ответ на этот вопрос дадут.
- Кто входит в круг лиц, деятельность которых заинтересовала правоохранительные органы?
- Это сотрудники комитета (Комитета гражданской авиации — А. Б.).
- А сам Бекен Сейдахметов?
- Нет. По регламенту подписывали другие люди эти документы. Если он отвечает, его, наверное, пригласят. Насколько я знаю, ситуация пока такая.
Министр не совсем уверен в своих ответах. В одном из интервью «на бегу» он даже признался, что до того, как незаконная схема постановки на учет самолетов стала достоянием общественности, он ничего не знал о случившемся. Возможно, кто-то в это поверит.
А мы снова обращаемся к Женису Касымбеку с предложением хорошо подумать и ответить на наши вопросы письменно:
1. Женис Махмудович, как получилось, что авиация Казахстана превратилась в проходной двор, где все как хотят, так и летают, какие хотят бортовые номера - такие и получают, к какой авиакомпании хотят - к такой и приписываются? Как показывает история с этими злополучными Airbus, сами чиновники даже не удосуживаются взглянуть на самолеты, поинтересоваться, как и кем они будут использоваться, прежде чем «давать им прописку» в Казахстане. Вам не кажется, что многие в вашем министерстве зря едят свой хлеб, в том числе и вы? Сколько еще должно произойти скандалов, чтобы ситуация поменялась?
2. Все годы пребывания на посту председателя Комитета гражданской авиации Казахстана Бекена Сейдахметова сопровождаются непрекращающейся чередой громких скандалов. Это касается и непрофессионального подхода к расследованию авиационных происшествий и даже катастроф, и некачественной реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах страны, и, как сейчас мы видим, регистрации воздушных судов, которая нередко производится с нарушением законов и ведомственных правил. Есть уже несколько уголовных дел. Нанесено несколько ударов по имиджу Казахстана как авиационной державы. Прокуратура написала на ваше имя представление об отстранении от должности главы КГА господина Сейдахметова, но вы грудью встали на его защиту. Что вас связывает? И что еще должно произойти в казахстанской авиации, чтобы в отношении него были сделаны адекватные оргвыводы? Странно, когда в авиации страны в течение нескольких лет происходят такие скандальные события, а глава авиационного ведомства получает ордена, благодарности и поощрения.
3. Правда ли, что в этой истории с самолетами вы руководствовались указаниями сверху? От кого они исходили?
4. Сразу после того как скандал получил огласку на сайте Ratel.kz, вы заявили, что назначили служебную проверку, и обещали сообщить нам о ее результатах. Сколько нам еще ждать от вас ответа?
5. Правда ли, что целью этой проверки был поиск не истинных виновников скандала, а источников утечки среди сотрудников вашего ведомства?