По мнению экспертов, в рамках этого договора наше правительство попытается решить огромный пласт проблем в сфере производства электроэнергии
В среду, 19 января, мажилис одобрил проект закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза". Это значит, что Казахстан, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан к 2025 году обязуются интегрировать свои отдельные рынки в общую структуру. В целом для большинства казахстанцев, за исключением экспертов, формулировка самого закона ни о чём не говорит. Страны договариваются о создании этого рынка уже несколько лет, но пока нет какого-то общего объяснения, какую выгоду должен принести этот союз, в частности для Казахстана.
Стоит отметить, что подобные союзы между странами в сфере энергетики не редкость. Подобные рынки обеспечивают доступ не только к объёму электроэнергии, но и помогают создать конкурентную среду, что, в конечном счёте, влияет на ценообразование и тарификацию. Например, в Европе этими процессами управляет — Европейское сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики. Договорённости позволяют странам участникам сообщества не только торговать, но и использовать трансграничные линии электропередач.
Мы попросили экспертов прокомментировать решение правительства и рассказать, почему эта интеграция рынков неизбежна. В первую очередь к этому сподвигает образовавшийся дефицит электроэнергии, а также постепенный износ оборудования.
- Накопилось много нерешаемых проблем, во многих приграничных странах образовался дефицит. Пожалуй, за исключением России, уже сейчас оттуда у нас есть постоянная подпитка. Мы даже в ненапряжённые часы суточного графика, где-то от 500 и больше мегаватт получаем из России. Создание общего рынка к 2025 году - это фактически единственное эффективное решение вопросов, в том числе для развития этой сферы. Это самый надёжный и самый дешёвый вариант, - говорит экономист и энергетик Пётр СВОИК. Он отмечает, во времена СССР эти страны и так уже были частью общей энергосистемы. Однако резко образовавшийся дефицит электроэнергии, в частности благодаря майнерам, доказывает изношенность мощностей.
- Нужно строить новые мощности. Но если каждый отдельный суверен будет решать свои проблемы самостоятельно, то это будет дорого и неэффективно. Но если эти проблемы будут решаться в комплексе, с учётом общих интересов, где и что строить, то это станет на порядок дешевле. Вообще, энергетика это базовый элемент государственной инфраструктуры, можно сказать - хребет экономики. Современную инфраструктуру любое государство может поддерживать только при условии, если основные части этой инфраструктуры производятся в рамках одной и той же экономической системы. Думать, что ты можешь развивать электроэнергетику, покупая китайские солнечные панели или немецкие ветряки, электрооборудование у разных иностранных компаний, - это безумие, - считает Пётр Своик. По его словам, сейчас Казахстану придётся делать выбор, по какому пути развития пойдёт электроэнергитика. Эксперт уверен, что всё же один из важных пунктов для страны, возможность создавать если не все, то какие-то базовые части энергетической структуры.
- Есть хороший пример, "КазАтомПром" построил целых три новеньких завода по линии производства казахстанских солнечных панелей. В Талдыкоргане прекрасное месторождение кварца, там поставили плавильный завод, чтобы металлургический кварц получать. В Усть-Каменогорске поставили завод, где кристаллы этого кварца должны были распиливать на тончайшие плёнки. А под столицей завод, чтобы из этих плёночек собирали готовые батареи. И это всё сейчас стоит, даже не знают, кому это продать. Есть технические косяки между металлургическим кварцем и солнечным кварцем, есть дополнительное производство очистки и выращивания кристаллов, но про него забыли. Но если даже вгрохать ещё пару миллионов долларов и поставить такое производство, это всё равно всё будет стоять. Потому что зелёная энергетика, как, кстати, и атомная, это энергетика наднационального масштаба, в её развитии участвуют лучшие научные подразделения замкнутые в некие системы. Сейчас по солнцу и ветру конкурируют Европа и Китай, и Казахстан на этот рынок со своими панелями никто не пустит, - объясняет Своик. Казахстан должен выбрать развитие энергетической сферы, исходя не только из мировых тенденций, но ещё и учесть собственные интересы. Включая возможность развить собственные производственные циклы, дать рабочие места и наращивать компетенцию.
По словам эксперта в сфере энергетики Асета НАУРЫЗБАЕВА, Казахстан и Россия давно уже могли бы начать свободную трансграничную торговлю электроэнергией. Существуют и другие структуры в этой сфере довольно продолжительное время. Тогда бы РК получил доступ на огромный рынок северного соседа.
- Но поскольку у нас есть не рынок, а министр энергетики, который, глядя в глаза директорам энергопредприятий, назначает тарифы, то, конечно, мы не могли никак стыковать с Россией. Механизмов и сейчас нет, у нас внутри Казахстана бардак. Единственное, что можно сейчас быстро сделать – наладить трансграничную торговлю. Для нас это актуально из-за того, что у нас майнеры увеличили спрос, - говорит Асет Наурызбаев. Эксперт полагает, что сейчас Казахстану нужны резервы, которые можно найти только в России. Если бы рынок был открытый, то уже сейчас можно было бы избежать аварийных отключений.
- Когда работаешь с большим рынком и у тебя много поставщиков, то были бы и рыночные цены. Сейчас эти цены назначены министром, коррупционогенные. Поэтому эта ситуация нас устраивать не может. Но нужны общие правила игры. Что касается цены, у нас в стране ценовая резервация – она консолидирует низкие заработные платы и соответственно низкое развитие страны. Когда дешёвые бензин, электричество, коммунальные услуги все, то люди ожидают меньших зарплат от работодателей. Соответственно люди живут на небольшие деньги, платя небольшие деньги. При этом все инфраструктуры изнашиваются, плохо управляются. Наша цель должна быть такая: постоянное повышение заработной платы и следующее за этим повышение коммунальных тарифов до уровня свободного рынка. Вот, когда рынок свободный наступит, тогда у нас будет конкурентоспособная экономика. И всё это должно стать главной задачей правительства, - считает Асет Наурызбаев.
Пока правила игры на этом общем рынке неизвестны. В пунктах договора между пятью странами указано, что они обязуются не наносить ущерб экономикам друг друга, соблюдать баланс, обеспечить добросовестную конкуренцию и обеспечить доступ к услугам субъектов естественных монополий. Однако, как показывает опыт европейских стран в подобных союзах, в гонке за рынок и низкие тарифы выигрывают те, кто лучше подготовлен. Кроме того, продавцы также выбирают для себя покупателей, предлагающих более высокую цену и выгодные условия. Сможет ли Казахстан конкурировать в новом энергетическом союзе, мы узнаем в 2025 году.
Фото: eenergy.media.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!