Устроившая шесть лет назад образовательный скандал семья путешественников – за дистанционное обучение, а призёр международных олимпиад – против
Мнение тех, кто учился онлайн
Скандал вокруг семьи инженеров—проектировщиков, известных в Павлодаре путешественников и приверженцев здорового образа жизни Светланы и Юрия КУЗИНЫХ, в которой шестеро детей, разгорелся в сентябре 2014 года, когда родители отказались отдавать старшую дочь Радомиру (на снимке - на подоконнике) в первый класс. Мама Света сама стала заниматься с дочкой, а папа объяснял позицию семьи журналистам и многочисленным разгневанным чиновникам от образования.
- Отдав ребенка в школу, мы уже дальше ничего не контролируем, - говорил Юрий. - Какие-то учителя там, может быть, хорошие будут, от Бога, а какие-то — лишние люди, которые отобьют у ребенка желание учиться на всю жизнь и нанесут ему психологическую травму. Даже когда просто ходишь по школе, слышно, как, то в одном кабинете учительница кричит, то в другом. Если говорить с точки зрения законодательства, мы не хотим делегировать третьим лицам свои права по воспитанию и обучению, которыми нас наделили Закон "Об образовании", Кодекс "О браке и семье", Конституция РК. Мы хотим заниматься этим сами. В моем понимании обучение – это не отсиживание уроков, а реальные знания, навыки, умения, которые приобретает ребенок. Ну вот что я помню, скажем, про биологию, кроме пестиков, тычинок и инфузорию-туфельку? А ведь я учился в биологическом классе. В современном мире великое множество концепций преподавания, а мы замерли на одной. Раду согласились протестировать по курсу "Познание мира". Купили учебник - поулыбались. Наши дети купались в Аравийским море и Бенгальском заливе, обследовали самые высокие в мире горы Гималаи — дошли почти что до Аннапурны. Знают, откуда берутся горячие источники и горные реки, видели, как образовываются облака и радуга. Сколько храмов посетили! Когда путешествовали по Непалу, ходили в гости к ремесленникам, учились плести тибетский пояс, гончарничать, делали бумагу...
После общереспубликанского резонанса и суда, который чиновники проиграли, был достигнут компромисс - Рада ходила в школу только сдавать СОРы и СОЧи. Вместо школы она посещала семь кружков: художественную, две музыкальных, две спортивных и техническую школы, а кроме того, кружок по краеведению. Следующий ребенок Кузиных – Верослава сама изъявила желание ходить в школу, и родители ей не препятствовали. Третья дочь, Лучезара, посещавшая шесть кружков и спортивных секций, в прошлом учебном году пошла по пути Радомиры, что не помешало ей закончить первый класс отличницей. В этом учебном году, как выяснилось, девочки до января вообще со своей школой никак не контактировали. А с января начали дистанционной обучение в Центре поддержки семейного обучения в Москве. Этот центр договаривается со школами и полностью берет на себя все оформление документов. Кузины таким образом попали в 1517 московскую школу.
- Мы забрали документы из павлодарской школы, полгода жили то на Иссык-Куле, то в Алматы, - рассказывает Светлана КУЗИНА. - А когда вернулись, обратились в ЦПСО, чтобы девочки получали дистанционное образование. Там дается программа, присылаются ссылки на видеоуроки и прочие ресурсы, а потом сдаются экзамены. Причем, можно самому выбирать удобный темп обучения, к примеру, пройти два класса за год. Лучезара второй класс прошла за месяц, хочет до конца мая третий закончить. А у старших девочек программа, конечно, посложнее.
- Сильной ли нагрузкой это ложится на родителей? Ведь трудно представить подростка, который, получив в руки гаджет, будет заниматься уроками, а не "гулять" по другим ресурсам, откладывая математику "на пол часика", потом "до вечера", потом – "до завтра", и так копя хвосты?
С.К.: - У нас так было, в январе они что-то долго раскачивались. А когда пришла пора сдавать первые экзамены, столкнулись и поняли, что если они не будут заниматься, повторять, не запишут что-то в тетрадку, то им будет очень тяжело потом. Все, я больше даже не напоминаю о занятиях. Они сами составили себе график, потому что знают - им нужно до конца года экзамены сдать. Естественно, если ребенка с самого детства никак не приучать к самостоятельности, тотально контролировать каждый шаг - иди покушай, садись за уроки, он без мамы ничего делать и не будет. Так что успех домашнего и, в частности, дистанционного обучения зависит от родителей – детей сначала надо научить учиться, уделить этому какое–то время. Кому-то недели хватит, чтобы понять, что от него надо, а кому-то и год.
- Вы по-прежнему считаете, что дистанционное обучение лучше традиционного?
С.К.: - Конечно, потому что, во-первых, это осознанное обучение. Ребенок учит не потому, что знает, что завтра его спросят, а хотя бы ради того, чтобы сдать экзамен, поэтому учит полностью весь материал, комплексно. И это очень удобно, когда всю недели ты занимаешься, к примеру, только историей – она вся перед тобой встает, полной картиной, легче все осознать, сопоставить, становится интересно, ты втягиваешься, начинаешь искать дополнительный материал. Тебе не надо переключаться, как в школе –только заинтересовало, как там Иван Грозный себя вел, а уже география. В разных методиках описано, как эффективен метод погружения, но у нас в школах его не применяют. 8–9 уроков по 30 минут – это же какая каша в голове! А наши девочки могут по три–четыре часа без перерыва и усталости заниматься, потому что интересно. Потом сдал историю – пошел географией заниматься. И еще это подготовка к настоящей взрослой жизни, когда ты сам определяешь, что для тебя лучше.
Призёр XIV и XV Международной естественно-научной олимпиады юниоров (Нидерланды, Ботсвана), ХV Международной Жаутыковской олимпиады по математике, физике и информатике, ученик 10 класса школы–лицея для одаренных детей Павлодара Антон ДРАГАНЧУК много времени проводит на сборах и олимпиадах, у него свободное посещение школы, и соответственно часть программы ему приходится осваивать самостоятельно.
- Все на совести ученика - если он, учась в школе, этот предмет не делает, то он ни при каких условиях его не будет делать, а если в школе учится, то и дома будет, - считает Антон.
- Насколько эффективны онлайн-уроки? К примеру, что ты думаешь о популярных уроках физики для 7–11 классов одесского учителя Павла ВИКТОРА, который бесплатно выкладывает их на ютубе и собирает миллионы просмотров?
А.Д.: - Все наши ребята их тоже смотрят. Читать, конечно, лучше, потому что, когда ты читаешь, ты больше усваиваешь. Но в дороге, когда глаза устали, посмотреть такое видео – это идеально. И по другим предметам тоже можно найти хорошие видеоуроки, было бы желание. Вот я хотел поучить информатику, нашел сайт, начал учить - все понятно, никаких вопросов. Слушаешь, делаешь, если что не понял – пересмотрел. И так вообще все можно выучить все до совершенства.
- Зачем же тогда сейчас репетиторы?
А.Д.: - Это такая принудительная мера – ты хочешь, но не можешь себя заставить, и поэтому платишь деньги, и нанимаешь человека, который может тебя заставить. Сайт, книжка или видеоролик не могут тебе сказать – давай, делай.
- А если вдруг опыт с дистанционным обучением окажется очень успешным, не получится ли потом, что уроки в школе вам вообще не нужны? Что они устарели как вид?
А.Д.: - Да, я думал о таком. С одной стороны, хорошо же – не надо содержать целую школу, ты просто держишь сайт, на котором есть курсы. И если бы школа была просто платформой для получения знаний, ее можно было легко заменить на онлайн. Но школа - это же еще и умение контактировать с людьми. Я, к примеру, в школе со многими знаком, а вне школы у меня почти нет знакомых. Когда ты сидишь на уроках, слушаешь тему вместе с друзьями, все равно лучше ее понимаешь. Дома я просыпаюсь – мне лень. А в школе ты смотришь на другого – он занимается, и тебя это как-то мобилизует, думаешь – ладно, я тоже буду заниматься.
Мнение тех, кто будет учить онлайн
По словам учителя физики павлодарского лицея для одаренных детей Александра ЗАХАРОВА, онлайн-уроки его коллеги Павла Виктора хвалят только те, кто не был на его "живых" уроках.
А.З.: - Потому что, поверьте, живого учителя никто не заменит, и у Павла Андреевича на традиционных уроках гораздо интереснее, чем в онлайне. Я против дистанционных уроков, самое лучшее в ситуации, которую мы на сегодня имеет – это все-таки онлайн–стрининг. Вопросы у ученика возникают именно в процессе решения задач. Пока он их отправит учителю, пока дождется ответа, нарушится цепочка его рассуждений. А мы на пробных уроках в режиме онлайн повторяли конец третей четверти, напрямую контактировали, дети предлагали варианты решения, и это было достаточно эффективно. Поэтому я хочу в своей практике в четвертой четверти все-таки побольше использовать Zoom.
Ирина СИНИЦЫНА – биолог с преподаванием на английском языке лицея для одаренных детей говорит, что качество чужих видеоуроков должно оставаться на совести "родного" учителя.
И. С.: - В отличие от онлайн–обучения, которое является синхронным, дистанционное не случайно называется асинхронным. Я могу дать алгоритм – как изучить новую тему, дать ссылки на интернет–ресурсы. Но я же в этот момент не рядом, я не могу проконтролировать, насколько качественно и ответственно каждый ребенок к этому подойдет. Получается, дистанционное обучение на 90 процентов рассчитано на самообразование. И теперь можно увидеть истинную картину – кто на что способен. Кто действительно одарен, упорен. Как мне говорил мой научный руководитель в аспирантуре, у ученого должен быть острый ум и тупой зад. Вот сейчас это должно быть у детей. Но я думаю, что сейчас лишь бы все были живы и здоровы. Пусть даже мы пожертвуем этой четвертью, пусть даже целым годом пожертвуем. Будем искать положительные стороны. Основная форма общения с учениками сейчас – это маршрутный лист. Я прописываю эти маршрутные листы, даю ссылки детям на самые качественные интернет–ресурсы. И тот, кто зайдет на них, может быть, имеет шанс послушать более грамотного преподавателя, чем я, более опытного, более доступно объясняющего. А моя задача - отфильтровать весь интернетовский мусор и выбрать для детей лучшее.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.