Зачем ходить на уроки

4358 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Воскресенье, 05 Апр 2020, 17:55

Устроившая шесть лет назад образовательный скандал семья путешественников – за дистанционное обучение, а призёр международных олимпиад – против

Мнение тех, кто учился онлайн

Скандал вокруг семьи инженеров—проектировщиков, известных в Павлодаре путешественников и приверженцев здорового образа жизни Светланы и Юрия КУЗИНЫХ, в которой шестеро детей, разгорелся в сентябре 2014 года, когда родители отказались отдавать старшую дочь Радомиру (на снимке - на подоконнике) в первый класс. Мама Света сама стала заниматься с дочкой, а папа объяснял позицию семьи журналистам и многочисленным разгневанным чиновникам от образования.

Читайте также
Юный мастер маникюра покоряет СНГ

- Отдав ребенка в школу, мы уже дальше ничего не контролируем, - говорил Юрий. - Какие-то учителя там, может быть, хорошие будут, от Бога, а какие-то — лишние люди, которые отобьют у ребенка желание учиться на всю жизнь и нанесут ему психологическую травму. Даже когда просто ходишь по школе, слышно, как, то в одном кабинете учительница кричит, то в другом. Если говорить с точки зрения законодательства, мы не хотим делегировать третьим лицам свои права по воспитанию и обучению, которыми нас наделили Закон "Об образовании", Кодекс "О браке и семье", Конституция РК. Мы хотим заниматься этим сами. В моем понимании обучение – это не отсиживание уроков, а реальные знания, навыки, умения, которые приобретает ребенок. Ну вот что я помню, скажем, про биологию, кроме пестиков, тычинок и инфузорию-туфельку? А ведь я учился в биологическом классе. В современном мире великое множество концепций преподавания, а мы замерли на одной. Раду согласились протестировать по курсу "Познание мира". Купили учебник - поулыбались. Наши дети купались в Аравийским море и Бенгальском заливе, обследовали самые высокие в мире горы Гималаи — дошли почти что до Аннапурны. Знают, откуда берутся горячие источники и горные реки, видели, как образовываются облака и радуга. Сколько храмов посетили! Когда путешествовали по Непалу, ходили в гости к ремесленникам, учились плести тибетский пояс, гончарничать, делали бумагу...

Читайте также
Кто-то ходит с топором у акимата

После общереспубликанского резонанса и суда, который чиновники проиграли, был достигнут компромисс - Рада ходила в школу только сдавать СОРы и СОЧи. Вместо школы она посещала семь кружков: художественную, две музыкальных, две спортивных и техническую школы, а кроме того, кружок по краеведению. Следующий ребенок Кузиных – Верослава сама изъявила желание ходить в школу, и родители ей не препятствовали. Третья дочь, Лучезара, посещавшая шесть кружков и спортивных секций, в прошлом учебном году пошла по пути Радомиры, что не помешало ей закончить первый класс отличницей. В этом учебном году, как выяснилось, девочки до января вообще со своей школой никак не контактировали. А с января начали дистанционной обучение в Центре поддержки семейного обучения в Москве. Этот центр договаривается со школами и полностью берет на себя все оформление документов. Кузины таким образом попали в 1517 московскую школу.

На снимке: дочь Кузиных - Верослава.
На снимке: дочь Кузиных - Лучезара.

- Мы забрали документы из павлодарской школы, полгода жили то на Иссык-Куле, то в Алматы, - рассказывает Светлана КУЗИНА. - А когда вернулись, обратились в ЦПСО, чтобы девочки получали дистанционное образование. Там дается программа, присылаются ссылки на видеоуроки и прочие ресурсы, а потом сдаются экзамены. Причем, можно самому выбирать удобный темп обучения, к примеру, пройти два класса за год. Лучезара второй класс прошла за месяц, хочет до конца мая третий закончить. А у старших девочек программа, конечно, посложнее.

Читайте также
Какой коррупционер опаснее – врач или судья

- Сильной ли нагрузкой это ложится на родителей? Ведь трудно представить подростка, который, получив в руки гаджет, будет заниматься уроками, а не "гулять" по другим ресурсам, откладывая математику "на пол часика", потом "до вечера", потом – "до завтра", и так копя хвосты?

С.К.: - У нас так было, в январе они что-то долго раскачивались. А когда пришла пора сдавать первые экзамены, столкнулись и поняли, что если они не будут заниматься, повторять, не запишут что-то в тетрадку, то им будет очень тяжело потом. Все, я больше даже не напоминаю о занятиях. Они сами составили себе график, потому что знают - им нужно до конца года экзамены сдать. Естественно, если ребенка с самого детства никак не приучать к самостоятельности, тотально контролировать каждый шаг - иди покушай, садись за уроки, он без мамы ничего делать и не будет. Так что успех домашнего и, в частности, дистанционного обучения зависит от родителей – детей сначала надо научить учиться, уделить этому какое–то время. Кому-то недели хватит, чтобы понять, что от него надо, а кому-то и год.

- Вы по-прежнему считаете, что дистанционное обучение лучше традиционного?

С.К.: - Конечно, потому что, во-первых, это осознанное обучение. Ребенок учит не потому, что знает, что завтра его спросят, а хотя бы ради того, чтобы сдать экзамен, поэтому учит полностью весь материал, комплексно. И это очень удобно, когда всю недели ты занимаешься, к примеру, только историей – она вся перед тобой встает, полной картиной, легче все осознать, сопоставить, становится интересно, ты втягиваешься, начинаешь искать дополнительный материал. Тебе не надо переключаться, как в школе –только заинтересовало, как там Иван Грозный себя вел, а уже география. В разных методиках описано, как эффективен метод погружения, но у нас в школах его не применяют. 8–9 уроков по 30 минут – это же какая каша в голове! А наши девочки могут по три–четыре часа без перерыва и усталости заниматься, потому что интересно. Потом сдал историю – пошел географией заниматься. И еще это подготовка к настоящей взрослой жизни, когда ты сам определяешь, что для тебя лучше.

Читайте также
Баян Максаткызы: У меня много вопросов к актюбинским полицейским и прокурорам

Призёр XIV и XV Международной естественно-научной олимпиады юниоров (Нидерланды, Ботсвана), ХV Международной Жаутыковской олимпиады по математике, физике и информатике, ученик 10 класса школы–лицея для одаренных детей Павлодара Антон ДРАГАНЧУК много времени проводит на сборах и олимпиадах, у него свободное посещение школы, и соответственно часть программы ему приходится осваивать самостоятельно.

- Все на совести ученика - если он, учась в школе, этот предмет не делает, то он ни при каких условиях его не будет делать, а если в школе учится, то и дома будет, - считает Антон.

- Насколько эффективны онлайн-уроки? К примеру, что ты думаешь о популярных уроках физики для 7–11 классов одесского учителя Павла ВИКТОРА, который бесплатно выкладывает их на ютубе и собирает миллионы просмотров? 

А.Д.: - Все наши ребята их тоже смотрят. Читать, конечно, лучше, потому что, когда ты читаешь, ты больше усваиваешь. Но в дороге, когда глаза устали, посмотреть такое видео – это идеально. И по другим предметам тоже можно найти хорошие видеоуроки, было бы желание. Вот я хотел поучить информатику, нашел сайт, начал учить - все понятно, никаких вопросов. Слушаешь, делаешь, если что не понял – пересмотрел. И так вообще все можно выучить все до совершенства.

Читайте также
15-летняя актюбинка обезвредила грабителя сковородой

- Зачем же тогда сейчас репетиторы?

А.Д.: - Это такая принудительная мера – ты хочешь, но не можешь себя заставить, и поэтому платишь деньги, и нанимаешь человека, который может тебя заставить. Сайт, книжка или видеоролик не могут тебе сказать – давай, делай.

- А если вдруг опыт с дистанционным обучением окажется очень успешным, не получится ли потом, что уроки в школе вам вообще не нужны? Что они устарели как вид?

А.Д.: - Да, я думал о таком. С одной стороны, хорошо же – не надо содержать целую школу, ты просто держишь сайт, на котором есть курсы. И если бы школа была просто платформой для получения знаний, ее можно было легко заменить на онлайн. Но школа - это же еще и умение контактировать с людьми. Я, к примеру, в школе со многими знаком, а вне школы у меня почти нет знакомых. Когда ты сидишь на уроках, слушаешь тему вместе с друзьями, все равно лучше ее понимаешь. Дома я просыпаюсь – мне лень. А в школе ты смотришь на другого – он занимается, и тебя это как-то мобилизует, думаешь – ладно, я тоже буду заниматься.

На снимке: ученик 10 класса школы–лицея для одаренных детей Павлодара Антон Драганчук.

Мнение тех, кто будет учить онлайн

По словам учителя физики павлодарского лицея для одаренных детей Александра ЗАХАРОВА, онлайн-уроки его коллеги Павла Виктора хвалят только те, кто не был на его "живых" уроках.

А.З.: - Потому что, поверьте, живого учителя никто не заменит, и у Павла Андреевича на традиционных уроках гораздо интереснее, чем в онлайне. Я против дистанционных уроков, самое лучшее в ситуации, которую мы на сегодня имеет – это все-таки онлайн–стрининг. Вопросы у ученика возникают именно в процессе решения задач. Пока он их отправит учителю, пока дождется ответа, нарушится цепочка его рассуждений. А мы на пробных уроках в режиме онлайн повторяли конец третей четверти, напрямую контактировали, дети предлагали варианты решения, и это было достаточно эффективно. Поэтому я хочу в своей практике в четвертой четверти все-таки побольше использовать Zoom.

Читайте также
Батальоны просят еды

Ирина СИНИЦЫНА – биолог с преподаванием на английском языке лицея для одаренных детей говорит, что качество чужих видеоуроков должно оставаться на совести "родного" учителя.

И. С.: - В отличие от онлайн–обучения, которое является синхронным, дистанционное не случайно называется асинхронным. Я могу дать алгоритм – как изучить новую тему, дать ссылки на интернет–ресурсы. Но я же в этот момент не рядом, я не могу проконтролировать, насколько качественно и ответственно каждый ребенок к этому подойдет. Получается, дистанционное обучение на 90 процентов рассчитано на самообразование. И теперь можно увидеть истинную картину – кто на что способен. Кто действительно одарен, упорен. Как мне говорил мой научный руководитель в аспирантуре, у ученого должен быть острый ум и тупой зад. Вот сейчас это должно быть у детей. Но я думаю, что сейчас лишь бы все были живы и здоровы. Пусть даже мы пожертвуем этой четвертью, пусть даже целым годом пожертвуем. Будем искать положительные стороны. Основная форма общения с учениками сейчас – это маршрутный лист. Я прописываю эти маршрутные листы, даю ссылки детям на самые качественные интернет–ресурсы. И тот, кто зайдет на них, может быть, имеет шанс послушать более грамотного преподавателя, чем я, более опытного, более доступно объясняющего. А моя задача - отфильтровать весь интернетовский мусор и выбрать для детей лучшее.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.