За рулем - в хлам

2871 просмотров
0
Ольга ГРИШИНА
Среда, 18 Янв 2017, 16:30

"Городом-героем", сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте - жители Костаная

* Налог есть. Заводов – нет

* Аттракцион неслыханной щедрости

* 2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

* Выгодный «бизнес» однако!

«Пилот» программы по выкупу у населения автохлама завершился 30 декабря. Продолжение не заставило себя ждать – с 16 января по всему Казахстану, чуть позже – в Актобе, Костане и Уральске снова можно будет сдать автомобильный «металлолом».

Утилизационный сбор как явление появился в Казахстане в январе 2016 года. Что это, как будет проходить, какие выплаты и где утилизировать – тогда никто не знал. Прошел год, но на некоторые из вопросов ответов нет и сейчас.

Читайте также
От гостей Универсиады спрячут базары и старые автомобили

Налог есть. Заводов – нет 

В мае 2016-го населению озвучили сумму за сданный в переработку автомобиль – 350 000 тенге

В сентябре она упала до 315 000, а в октябре от изначальных 350 000 осталось всего 150 000 (если машина на ходу), и 48 000 (если она – «недвижимость»).

Однако программу по выплате 315 000 тысяч не приостановили – ее отправили на доработку в Минэнерго и собираются запустить позже.

И тогда же, в октябре, программа по выкупу у населения старых автомобилей и началась (поправ предыдущие заявления о старте в январе 2017-го, и получив приставку «упрощенная»). И даже планы были озвучены – до конца 2016 года планировалось собрать около 10 000 штук рухляди.

Но самое интересное здесь не сроки и даже не «пляшущие» выплаты. Самое интересное в том, что в стране НЕТ утилизационных заводов!

Собранный у населения автохлам просто негде утилизировать (но налог на это дело, заметьте, платится уже год, принося в казну в среднем 800 000 тенге с каждого ввезенного и поставленного на учет автомобиля).

Строительство таких заводов только в планах, причем поэтапно, как озвучил вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт РАУ: первый этап – Астана и Караганда, второй – Алматы, третий – Шымкент (заявленная мощность каждого из заводов – 10-15 000 автомобилей в год).

Читайте также
Война "лимонов" со "сливами"

Аттракцион неслыханной щедрости

Какова же механика процесса утилизации и его практической пользы для населения? Все предельно просто: нужно привезти свой старый автомобиль в один из пунктов приема, пройти проверку и в течение 10 дней получить… нет, не деньги, а сертификат на 48 000 или 150 000 тенге. Потратить этот сертификат можно исключительно на автомобили казахстанского производства – его сумма зачтется как скидка (!) при покупке.

Скидка в целых 48 000 тенге?! Да это же просто аттракцион неслыханной щедрости – порой просто поговорив с менеджером в автосалоне, можно получить скидку в 50 000, а зачастую автосалон и сам предоставляет покупателю кучу подарков на примерно такую же сумму в виде аксессуаров для автомобиля…

Несмотря на то что квоту по выплатам все же ограничили (в Алматы и Талдыкоргане - 1 310 автомобилей, в Астане – 650, в Караганде – 830,  в Шымкенте – 1 150 и т.д.), и народ не особо горел желанием сдавать свои машины, которые худо-бедно, но ездили, оператор РОП (оператор расширенной ответственности производителя) сумел к Новому году даже вывести позитивную статистику по утилизации автомобилей.

Городом-героем, сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте оказались жители Костаная – 627 автомобилей, ну а на третьем – Актобе (412 машин). Всего же до Нового года к металлолому за 150 000 тенге свои автомобили приравняли 4772 человек и только двое сдали «недвижимость» за 48 000 тенге. 

2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

Но это одна, радужная, сторона медали, которую активно продвигает РОП и государство: сдайте-получите-купите, и все будет «зашибись». Однако есть и другая, темная сторона луны, то есть утилизации.

Сбор лег на все первично ввозимые на территорию нашей страны автомобили, лишив людей возможности самостоятельно привозить понравившийся автомобиль из-за рубежа, и подняв и без того немаленькие цены в автосалонах официальных дилеров.

- Утилизационный сбор, безусловно, дает определенные издержки, - сказал Нурлан СМАГУЛОВ, глава холдинга AstanaGroup на отчетной пресс-конференции по итогам года, - и мы, как ретейлеры, пытаемся все это нивелировать для клиентов, прилагаем все усилия, чтоб утильсбор не впрямую отражался на цене автомобиля... Конечно, это – шаг к цивилизации, а рынки в Европе и Америке давно работают по таким правилам. Просто кризисный 2016-й - не лучший год для введения этих правил…

Читайте также
Как спасти Алматы от смога?

Все верно, год – далеко не лучший для введения каких-то экономических новшеств, от которых больше всего страдают средние слои населения. Это их доход сократился в разы, потянув за собой спад покупательской способности всего населения, а премиум-сегмент как раз-таки остался даже в прибыли (вон у BMW рекордное количество проданных автомобилей за все годы существования в Казахстане – 310 автомобилей).

- Если посмотреть на статистические данные, то по состоянию на 1 сентября 2016 года количество легковых автомобилей в Казахстане составило 6,201 млн единиц, в том числе 2,347 млн машин, снятых с учета, зарегистрированных – 3,853 млн единиц, - говорит Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. -  То есть, можно предположить, что по обочинам казахстанских дорог должны валяться около 2 миллионов подлежащих утилизации машин! Но сколько езжу, почему-то не видел ни миллионов, ни даже сотен тысяч брошенных по обочинам кузовов, останков былой роскоши, а именно эти самые 2 миллиона «летучих казахстанцев» вроде как и надо утилизировать... Но почему-то меня терзают смутные сомнения, что вся эта «программа утилизации» - это очень успешная кампания по «утилизации» наших с вами денег в пользу чьих-то бездонных карманов и больше напоминает многоходовую аферу! И, вообще, когда я слышу про то, что через 20 лет кто-то собирается утилизировать мой автомобиль, я сразу вспоминаю одну из историй о Ходже Насреддине, когда он пообещал через 20 лет научить ишака богословию – все помнят, чем она закончилась…

Читайте также
Продавцы-угонщики

Выгодный «бизнес» однако!

Выкладки Эдуарда Эдокова просты, знакомы до боли и очень понятны. Сами посудите:

- утилизационных производств нет и неизвестно, когда появятся, но деньги на утилизацию успешно собираются!
- самостоятельно сдав старую машину на разбор, можно получить плюс-минус тысячу долларов (250-400 000 тенге), а местные «утилизаторы» предлагают 48 000 (в лучшем случае - 150 000) Согласитесь, можно очень неплохой бизнес организовать, скупая у населения автохлам по 48-150 тысяч и реализовывая по запчастям по 250-400 тысяч. И никаких утилизационных заводов строить не надо!
- гарантий, что мою машину когда-либо утилизируют, нет абсолютно никаких - ТОО, которое собирает все деньги, может в любой момент обанкротиться или просто раствориться в неизвестности, отвечая по обязательствам в пределах своего уставного фонда (минимальный уставной фонд для ТОО - 200+ тыс. тг (около 650 долларов)... Собрав миллиарды, можно потом печально сказать: «Ну, извините, не получилось» - вспомните печальный опыт Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Известный в Казахстане автожурналист Ибраш НУСУПБАЕВ на своей страничке в Facebook привел весьма занимательную статистику:

«...Средняя сумма утилизационного налога для дилера составляет 4,5 тысячи долларов.

Читайте также
Без жезла жить нельзя..?

Сумма, полученная покупателем за старый автомобиль, составляет 145 долларов. Вопрос: кто положит себе в карман 4335 долларов (4500 – 145 = 4335 долларов)?

Для справки: утилизация старых машин, после вычета всех расходов, приносит чистую прибыль от 600 до 800 евро с каждого автомобиля» (пост целиком можно прочитать здесь).

Выгодный, однако, бизнес

Так что же такое – эта утилизация? Очередная ли афера, призванная «срубить» денег к ЭКСПО или какой-нибудь еще неведомой, но стратегической задаче, или все-таки плохо реализованная идея по продвижению казахстанского автопрома, который по сути своей еще в зачаточном состоянии, - пока непонятно.

У нас любят сначала принимать акты, указы, законы и решения, а потом, месяцы и даже годы спустя, формировать под них подзаконные акты и прочую базу (как это произошло с первой программой утилизации, которая не упрощенная).

Видимо, простая логика «нормально делай – нормально будет» здесь совсем не работает…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Почему ЖК “Трилистник” будет мозолить глаза карагандинским прокурорам
Каким образом юридически оформлены 25 этажи в 24-этажных высотках
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как судья Мекемтас лишал имущества возлюбленную учёного мирового уровня
В суде, возглавляемом оскандалившимся судьёй, женщину-профессора объявили простой лаборанткой, которая не может владеть 400 тысячами долларов
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
При Узынагаше открываются древнейшие страницы человеческого присутствия в Семиречье
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
В акимате Петропавловска дачников послали в полицию
Мытарства людей, чьи участки разрушили перед паводком, продолжаются
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.