За рулем - в хлам

2651 просмотров
0
Ольга ГРИШИНА
Среда, 18 Янв 2017, 16:30

"Городом-героем", сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте - жители Костаная

* Налог есть. Заводов – нет

* Аттракцион неслыханной щедрости

* 2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

* Выгодный «бизнес» однако!

«Пилот» программы по выкупу у населения автохлама завершился 30 декабря. Продолжение не заставило себя ждать – с 16 января по всему Казахстану, чуть позже – в Актобе, Костане и Уральске снова можно будет сдать автомобильный «металлолом».

Утилизационный сбор как явление появился в Казахстане в январе 2016 года. Что это, как будет проходить, какие выплаты и где утилизировать – тогда никто не знал. Прошел год, но на некоторые из вопросов ответов нет и сейчас.

Читайте также
От гостей Универсиады спрячут базары и старые автомобили

Налог есть. Заводов – нет 

В мае 2016-го населению озвучили сумму за сданный в переработку автомобиль – 350 000 тенге

В сентябре она упала до 315 000, а в октябре от изначальных 350 000 осталось всего 150 000 (если машина на ходу), и 48 000 (если она – «недвижимость»).

Однако программу по выплате 315 000 тысяч не приостановили – ее отправили на доработку в Минэнерго и собираются запустить позже.

И тогда же, в октябре, программа по выкупу у населения старых автомобилей и началась (поправ предыдущие заявления о старте в январе 2017-го, и получив приставку «упрощенная»). И даже планы были озвучены – до конца 2016 года планировалось собрать около 10 000 штук рухляди.

Но самое интересное здесь не сроки и даже не «пляшущие» выплаты. Самое интересное в том, что в стране НЕТ утилизационных заводов!

Собранный у населения автохлам просто негде утилизировать (но налог на это дело, заметьте, платится уже год, принося в казну в среднем 800 000 тенге с каждого ввезенного и поставленного на учет автомобиля).

Строительство таких заводов только в планах, причем поэтапно, как озвучил вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт РАУ: первый этап – Астана и Караганда, второй – Алматы, третий – Шымкент (заявленная мощность каждого из заводов – 10-15 000 автомобилей в год).

Читайте также
Война "лимонов" со "сливами"

Аттракцион неслыханной щедрости

Какова же механика процесса утилизации и его практической пользы для населения? Все предельно просто: нужно привезти свой старый автомобиль в один из пунктов приема, пройти проверку и в течение 10 дней получить… нет, не деньги, а сертификат на 48 000 или 150 000 тенге. Потратить этот сертификат можно исключительно на автомобили казахстанского производства – его сумма зачтется как скидка (!) при покупке.

Скидка в целых 48 000 тенге?! Да это же просто аттракцион неслыханной щедрости – порой просто поговорив с менеджером в автосалоне, можно получить скидку в 50 000, а зачастую автосалон и сам предоставляет покупателю кучу подарков на примерно такую же сумму в виде аксессуаров для автомобиля…

Несмотря на то что квоту по выплатам все же ограничили (в Алматы и Талдыкоргане - 1 310 автомобилей, в Астане – 650, в Караганде – 830,  в Шымкенте – 1 150 и т.д.), и народ не особо горел желанием сдавать свои машины, которые худо-бедно, но ездили, оператор РОП (оператор расширенной ответственности производителя) сумел к Новому году даже вывести позитивную статистику по утилизации автомобилей.

Городом-героем, сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте оказались жители Костаная – 627 автомобилей, ну а на третьем – Актобе (412 машин). Всего же до Нового года к металлолому за 150 000 тенге свои автомобили приравняли 4772 человек и только двое сдали «недвижимость» за 48 000 тенге. 

2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

Но это одна, радужная, сторона медали, которую активно продвигает РОП и государство: сдайте-получите-купите, и все будет «зашибись». Однако есть и другая, темная сторона луны, то есть утилизации.

Сбор лег на все первично ввозимые на территорию нашей страны автомобили, лишив людей возможности самостоятельно привозить понравившийся автомобиль из-за рубежа, и подняв и без того немаленькие цены в автосалонах официальных дилеров.

- Утилизационный сбор, безусловно, дает определенные издержки, - сказал Нурлан СМАГУЛОВ, глава холдинга AstanaGroup на отчетной пресс-конференции по итогам года, - и мы, как ретейлеры, пытаемся все это нивелировать для клиентов, прилагаем все усилия, чтоб утильсбор не впрямую отражался на цене автомобиля... Конечно, это – шаг к цивилизации, а рынки в Европе и Америке давно работают по таким правилам. Просто кризисный 2016-й - не лучший год для введения этих правил…

Читайте также
Как спасти Алматы от смога?

Все верно, год – далеко не лучший для введения каких-то экономических новшеств, от которых больше всего страдают средние слои населения. Это их доход сократился в разы, потянув за собой спад покупательской способности всего населения, а премиум-сегмент как раз-таки остался даже в прибыли (вон у BMW рекордное количество проданных автомобилей за все годы существования в Казахстане – 310 автомобилей).

- Если посмотреть на статистические данные, то по состоянию на 1 сентября 2016 года количество легковых автомобилей в Казахстане составило 6,201 млн единиц, в том числе 2,347 млн машин, снятых с учета, зарегистрированных – 3,853 млн единиц, - говорит Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. -  То есть, можно предположить, что по обочинам казахстанских дорог должны валяться около 2 миллионов подлежащих утилизации машин! Но сколько езжу, почему-то не видел ни миллионов, ни даже сотен тысяч брошенных по обочинам кузовов, останков былой роскоши, а именно эти самые 2 миллиона «летучих казахстанцев» вроде как и надо утилизировать... Но почему-то меня терзают смутные сомнения, что вся эта «программа утилизации» - это очень успешная кампания по «утилизации» наших с вами денег в пользу чьих-то бездонных карманов и больше напоминает многоходовую аферу! И, вообще, когда я слышу про то, что через 20 лет кто-то собирается утилизировать мой автомобиль, я сразу вспоминаю одну из историй о Ходже Насреддине, когда он пообещал через 20 лет научить ишака богословию – все помнят, чем она закончилась…

Читайте также
Продавцы-угонщики

Выгодный «бизнес» однако!

Выкладки Эдуарда Эдокова просты, знакомы до боли и очень понятны. Сами посудите:

- утилизационных производств нет и неизвестно, когда появятся, но деньги на утилизацию успешно собираются!
- самостоятельно сдав старую машину на разбор, можно получить плюс-минус тысячу долларов (250-400 000 тенге), а местные «утилизаторы» предлагают 48 000 (в лучшем случае - 150 000) Согласитесь, можно очень неплохой бизнес организовать, скупая у населения автохлам по 48-150 тысяч и реализовывая по запчастям по 250-400 тысяч. И никаких утилизационных заводов строить не надо!
- гарантий, что мою машину когда-либо утилизируют, нет абсолютно никаких - ТОО, которое собирает все деньги, может в любой момент обанкротиться или просто раствориться в неизвестности, отвечая по обязательствам в пределах своего уставного фонда (минимальный уставной фонд для ТОО - 200+ тыс. тг (около 650 долларов)... Собрав миллиарды, можно потом печально сказать: «Ну, извините, не получилось» - вспомните печальный опыт Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Известный в Казахстане автожурналист Ибраш НУСУПБАЕВ на своей страничке в Facebook привел весьма занимательную статистику:

«...Средняя сумма утилизационного налога для дилера составляет 4,5 тысячи долларов.

Читайте также
Без жезла жить нельзя..?

Сумма, полученная покупателем за старый автомобиль, составляет 145 долларов. Вопрос: кто положит себе в карман 4335 долларов (4500 – 145 = 4335 долларов)?

Для справки: утилизация старых машин, после вычета всех расходов, приносит чистую прибыль от 600 до 800 евро с каждого автомобиля» (пост целиком можно прочитать здесь).

Выгодный, однако, бизнес

Так что же такое – эта утилизация? Очередная ли афера, призванная «срубить» денег к ЭКСПО или какой-нибудь еще неведомой, но стратегической задаче, или все-таки плохо реализованная идея по продвижению казахстанского автопрома, который по сути своей еще в зачаточном состоянии, - пока непонятно.

У нас любят сначала принимать акты, указы, законы и решения, а потом, месяцы и даже годы спустя, формировать под них подзаконные акты и прочую базу (как это произошло с первой программой утилизации, которая не упрощенная).

Видимо, простая логика «нормально делай – нормально будет» здесь совсем не работает…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.