За рулем - в хлам

3138 просмотров
0
Ольга ГРИШИНА
Среда, 18 Янв 2017, 16:30

"Городом-героем", сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте - жители Костаная

* Налог есть. Заводов – нет

* Аттракцион неслыханной щедрости

* 2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

* Выгодный «бизнес» однако!

«Пилот» программы по выкупу у населения автохлама завершился 30 декабря. Продолжение не заставило себя ждать – с 16 января по всему Казахстану, чуть позже – в Актобе, Костане и Уральске снова можно будет сдать автомобильный «металлолом».

Утилизационный сбор как явление появился в Казахстане в январе 2016 года. Что это, как будет проходить, какие выплаты и где утилизировать – тогда никто не знал. Прошел год, но на некоторые из вопросов ответов нет и сейчас.

Читайте также
От гостей Универсиады спрячут базары и старые автомобили

Налог есть. Заводов – нет 

В мае 2016-го населению озвучили сумму за сданный в переработку автомобиль – 350 000 тенге

В сентябре она упала до 315 000, а в октябре от изначальных 350 000 осталось всего 150 000 (если машина на ходу), и 48 000 (если она – «недвижимость»).

Однако программу по выплате 315 000 тысяч не приостановили – ее отправили на доработку в Минэнерго и собираются запустить позже.

И тогда же, в октябре, программа по выкупу у населения старых автомобилей и началась (поправ предыдущие заявления о старте в январе 2017-го, и получив приставку «упрощенная»). И даже планы были озвучены – до конца 2016 года планировалось собрать около 10 000 штук рухляди.

Но самое интересное здесь не сроки и даже не «пляшущие» выплаты. Самое интересное в том, что в стране НЕТ утилизационных заводов!

Собранный у населения автохлам просто негде утилизировать (но налог на это дело, заметьте, платится уже год, принося в казну в среднем 800 000 тенге с каждого ввезенного и поставленного на учет автомобиля).

Строительство таких заводов только в планах, причем поэтапно, как озвучил вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт РАУ: первый этап – Астана и Караганда, второй – Алматы, третий – Шымкент (заявленная мощность каждого из заводов – 10-15 000 автомобилей в год).

Читайте также
Война "лимонов" со "сливами"

Аттракцион неслыханной щедрости

Какова же механика процесса утилизации и его практической пользы для населения? Все предельно просто: нужно привезти свой старый автомобиль в один из пунктов приема, пройти проверку и в течение 10 дней получить… нет, не деньги, а сертификат на 48 000 или 150 000 тенге. Потратить этот сертификат можно исключительно на автомобили казахстанского производства – его сумма зачтется как скидка (!) при покупке.

Скидка в целых 48 000 тенге?! Да это же просто аттракцион неслыханной щедрости – порой просто поговорив с менеджером в автосалоне, можно получить скидку в 50 000, а зачастую автосалон и сам предоставляет покупателю кучу подарков на примерно такую же сумму в виде аксессуаров для автомобиля…

Несмотря на то что квоту по выплатам все же ограничили (в Алматы и Талдыкоргане - 1 310 автомобилей, в Астане – 650, в Караганде – 830,  в Шымкенте – 1 150 и т.д.), и народ не особо горел желанием сдавать свои машины, которые худо-бедно, но ездили, оператор РОП (оператор расширенной ответственности производителя) сумел к Новому году даже вывести позитивную статистику по утилизации автомобилей.

Городом-героем, сдавшим больше всего автомобилей, стал Шымкент – 661 автомобиль. На втором месте оказались жители Костаная – 627 автомобилей, ну а на третьем – Актобе (412 машин). Всего же до Нового года к металлолому за 150 000 тенге свои автомобили приравняли 4772 человек и только двое сдали «недвижимость» за 48 000 тенге. 

2 миллиона «летучих казахстанцев» или вера в статистику

Но это одна, радужная, сторона медали, которую активно продвигает РОП и государство: сдайте-получите-купите, и все будет «зашибись». Однако есть и другая, темная сторона луны, то есть утилизации.

Сбор лег на все первично ввозимые на территорию нашей страны автомобили, лишив людей возможности самостоятельно привозить понравившийся автомобиль из-за рубежа, и подняв и без того немаленькие цены в автосалонах официальных дилеров.

- Утилизационный сбор, безусловно, дает определенные издержки, - сказал Нурлан СМАГУЛОВ, глава холдинга AstanaGroup на отчетной пресс-конференции по итогам года, - и мы, как ретейлеры, пытаемся все это нивелировать для клиентов, прилагаем все усилия, чтоб утильсбор не впрямую отражался на цене автомобиля... Конечно, это – шаг к цивилизации, а рынки в Европе и Америке давно работают по таким правилам. Просто кризисный 2016-й - не лучший год для введения этих правил…

Читайте также
Как спасти Алматы от смога?

Все верно, год – далеко не лучший для введения каких-то экономических новшеств, от которых больше всего страдают средние слои населения. Это их доход сократился в разы, потянув за собой спад покупательской способности всего населения, а премиум-сегмент как раз-таки остался даже в прибыли (вон у BMW рекордное количество проданных автомобилей за все годы существования в Казахстане – 310 автомобилей).

- Если посмотреть на статистические данные, то по состоянию на 1 сентября 2016 года количество легковых автомобилей в Казахстане составило 6,201 млн единиц, в том числе 2,347 млн машин, снятых с учета, зарегистрированных – 3,853 млн единиц, - говорит Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. -  То есть, можно предположить, что по обочинам казахстанских дорог должны валяться около 2 миллионов подлежащих утилизации машин! Но сколько езжу, почему-то не видел ни миллионов, ни даже сотен тысяч брошенных по обочинам кузовов, останков былой роскоши, а именно эти самые 2 миллиона «летучих казахстанцев» вроде как и надо утилизировать... Но почему-то меня терзают смутные сомнения, что вся эта «программа утилизации» - это очень успешная кампания по «утилизации» наших с вами денег в пользу чьих-то бездонных карманов и больше напоминает многоходовую аферу! И, вообще, когда я слышу про то, что через 20 лет кто-то собирается утилизировать мой автомобиль, я сразу вспоминаю одну из историй о Ходже Насреддине, когда он пообещал через 20 лет научить ишака богословию – все помнят, чем она закончилась…

Читайте также
Продавцы-угонщики

Выгодный «бизнес» однако!

Выкладки Эдуарда Эдокова просты, знакомы до боли и очень понятны. Сами посудите:

- утилизационных производств нет и неизвестно, когда появятся, но деньги на утилизацию успешно собираются!
- самостоятельно сдав старую машину на разбор, можно получить плюс-минус тысячу долларов (250-400 000 тенге), а местные «утилизаторы» предлагают 48 000 (в лучшем случае - 150 000) Согласитесь, можно очень неплохой бизнес организовать, скупая у населения автохлам по 48-150 тысяч и реализовывая по запчастям по 250-400 тысяч. И никаких утилизационных заводов строить не надо!
- гарантий, что мою машину когда-либо утилизируют, нет абсолютно никаких - ТОО, которое собирает все деньги, может в любой момент обанкротиться или просто раствориться в неизвестности, отвечая по обязательствам в пределах своего уставного фонда (минимальный уставной фонд для ТОО - 200+ тыс. тг (около 650 долларов)... Собрав миллиарды, можно потом печально сказать: «Ну, извините, не получилось» - вспомните печальный опыт Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Известный в Казахстане автожурналист Ибраш НУСУПБАЕВ на своей страничке в Facebook привел весьма занимательную статистику:

«...Средняя сумма утилизационного налога для дилера составляет 4,5 тысячи долларов.

Читайте также
Без жезла жить нельзя..?

Сумма, полученная покупателем за старый автомобиль, составляет 145 долларов. Вопрос: кто положит себе в карман 4335 долларов (4500 – 145 = 4335 долларов)?

Для справки: утилизация старых машин, после вычета всех расходов, приносит чистую прибыль от 600 до 800 евро с каждого автомобиля» (пост целиком можно прочитать здесь).

Выгодный, однако, бизнес

Так что же такое – эта утилизация? Очередная ли афера, призванная «срубить» денег к ЭКСПО или какой-нибудь еще неведомой, но стратегической задаче, или все-таки плохо реализованная идея по продвижению казахстанского автопрома, который по сути своей еще в зачаточном состоянии, - пока непонятно.

У нас любят сначала принимать акты, указы, законы и решения, а потом, месяцы и даже годы спустя, формировать под них подзаконные акты и прочую базу (как это произошло с первой программой утилизации, которая не упрощенная).

Видимо, простая логика «нормально делай – нормально будет» здесь совсем не работает…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером