
Администрация города недовольна работой его бессменного руководства
Самый экологически чистый вид транспорта (из имеющихся в городе) периодически вызывает шквал недовольства усть-каменогорцев. Жителей раздражает устаревший подвижной состав, сходы вагонов с рельсов, перебои в движении и так далее – перечислять можно долго. В Instagram нередко возникали перепалки между пользователями услуг трамвайного парка и теми, кто обязан доносить до них корректную информацию о деятельности предприятия. Затем всё стихло. Это не значит, что о компании забыли, но на время в соцсетях стало меньше негативных публикаций. До того момента, пока акимат города не объявил двухмесячник по санитарной очистке и не призвал горожан подключиться.
Это масштабная акция по благоустройству призвана не только улучшить внешний облик города, но и сформировать у жителей ответственное отношение к окружающей среде. И в самый разгар пиара этой инициативы жители города запечатлели на фото и видео весёлый синий трактор со щёткой, едущий по трамвайным путям и поднимающий в воздух облака пыли вперемешку с частицами тяжёлых металлов, которыми богата атмосфера Усть-Каменогорска. Шквал комментариев заставил акимат срочно искать виновных в этом инциденте. И, к удивлению горожан, ими оказались не коммунальщики.
“Решение о применении указанного способа очистки трамвайных путей было принято непосредственно руководством “Трамвайного парка”. Накануне предприятие посещал аким города. По итогам встречи были даны поручения, направленные на повышение эффективности и безопасности работы филиала. Несмотря на это, директор предприятия принял решение о проведении очистки путей указанным методом. В настоящее время очистка трамвайных путей с использованием данного метода приостановлена. С руководством “Трамвайного парка” будут организованы разъяснительные и корректирующие мероприятия. В отношении руководства будут приняты необходимые меры”, - заявили в акимате Усть-Каменогорска.
Если судить по этим словам, может показаться, что в трамвайном парке действуют вопреки пожеланиям городской администрации и идут на прямую конфронтацию с властями. Что весьма странно, учитывая положение дел.
Нужно понимать, что собой представляет эта компания. Юридически она носит название Товарищество с ограниченной ответственностью “Транспортная компания города Усть-Каменогорска”. Руководит предприятием Михаил ЧАЙКА. Но о нём мы поговорим чуть позже.
Компания полностью государственная. Собственник – отдел финансов областного центра. Уставный капитал – 1 253 822 866 тенге. Организовано ТОО по инициативе занимавшего несколько лет назад пост акима ВКО Даниала АХМЕТОВА. Каким образом имущество попало в госсобственность – отдельная история.
В ответе на один из редакционных запросов Михаил Чайка пояснил, что по контракту его компания обязана содержать имущество, оперативно распоряжаться им, ремонтировать за свой счёт и оплачивать налоги.
Что касается самого трамвайного парка, то за него бюджет отдал 447 551 267 тенге. Кстати, у Ахметова были грандиозные планы по созданию на его базе ещё и автобусного парка, но дело не пошло. В итоге предприятие имеет ассоциированную компанию с долей участия 49% в уставном капитале – ТОО “New BUS”, созданную постановлением акимата Усть-Каменогорска от 15 августа 2019 года № 3484.
Для справки: по состоянию на 31 декабря 2023 года ТОО не внесло взнос в уставный капитал “New BUS”, поэтому ассоциированная компания является бездействующей с момента её создания.
Теперь о руководителе. В Усть-Каменогорске он появился не так давно, прибыл из Алматы, где в своё время водил вагоны по маршрутам. После того как трамвайное сообщение в южной столице прекратилось, а вагоны распродали (в том числе и в областной центр ВКО), он снова оказался рядом с ними. Спустя время занял должность руководителя государственного ТОО “Транспортная компания города Усть-Каменогорска”.
В своё время он был депутатом городского маслихата и даже успел отметиться в скандале с блогером. Как рассказывала в июне 2021 года инфлюенсер Александра ОСИПОВА, её пригласили в городской суд по гражданским делам, где ознакомили с претензиями депутата маслихата областного центра. Поводом для иска стал мем, который она опубликовала в Instagram ещё в марте того года, поздравляя женщин города с праздником. Осипова разместила пост, где различные пожелания дамам подавались на фоне фотографий известных или одиозных личностей и чиновников Восточного Казахстана. В числе прочих фигурировало фото начальника трамвайного парка.
О манере общения самого депутата в соцсетях раньше ходили легенды. Многие “скринили” на память комментарии от аккаунта “Трамвайного парка” в Instagram, подчёркивая, что их оставлял лично руководитель компании. Но уже пару лет такой практики нет.
Так какой же нагоняй получил от градоначальника Михаил Чайка? По данным городского акимата, Алмат АКЫШОВ выразил жёсткую критику за отсутствие системного подхода к модернизации трамвайного сообщения:
“Стоит обратить внимание на темпы реконструкции. Пассажиры продолжают сталкиваться с проблемами из-за устаревших трамваев, техническое состояние которых оставляет желать лучшего. Большинство трамваев устарели и нуждаются в обновлении”, - сказал он во время посещения предприятия.
Что касается покупки устаревших алматинских трамваев, то только ленивый несколько лет назад не обвинил участников сделки в недальновидности и пустой трате бюджетных средств. Все опасения оправдались – всё меньше таких вагонов выходит на линию. Частично спасают ситуацию недавно закупленные за счёт бюджета белорусские трамваи, но их слишком мало для города с населением в 400 тысяч человек. Субсидии из бюджета поступают беспрерывно, но не видно, чтобы они приносили заметный эффект. Достаточно заглянуть на сайт государственных закупок, чтобы оценить масштабы трат.
Что касается доходов компании, вот выдержка из аудиторского отчёта за 2023 год (последний из доступных):
Доход от реализации продукции и оказания услуг – 285 175 000 тенге.
Расходы по реализации – 564 088 000 тенге.
Административные расходы – 56 191 000 тенге.
Прочие доходы – 278 931 000 тенге, в том числе:
- доходы от государственных субсидий –160 500 000 тенге;
- прочие доходы — 118 431 000 тенге.
Кстати, сейчас жители ропщут по поводу временной приостановки движения трамваев с 25 по 27 апреля из-за замены путей на съездах с Ульбинского моста, хотя в 2023 году уже проводились работы на самом путепроводе. Многие задаются вопросом: почему нельзя было сделать всё сразу?
Официально предметом деятельности товарищества является перевозка пассажиров автобусами и трамваями по маршрутам Усть-Каменогорска, а целью –решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. Похоже, именно по этой причине у властей возникло множество вопросов. Вряд ли госпредприятие закроют, как это случилось в Алматы, но, судя по всему, ведётся активная проверка компетентности его руководства.
Фото: © Ratel.kz / Антон Сергиенко, акимат Усть-Каменогорска.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!