Складывается ощущение, что борьба за трамвайный парк подходит к логическому завершению, если, конечно, в дело не вмешаются более влиятельные структуры
Усть-Каменогорск ждет пятницу, 16 февраля. Когда энергетики ТОО «Шыгысэнерготрейд» могут устроить большую проблему для передвижения горожан, если ограничат подачу электричества в трамвайный парк.
Поставщик энергии уже не раз предупреждал собственника, что тому нужно расплатиться с долгами, коих накопилось несколько десятков миллионов тенге или предприятие обесточат, но пока компаниям удавалось договариваться.
В этот раз ситуация, похоже, выходит из-под контроля. От лица ТОО «Усть-Каменогорский городской трамвайный парк» в адрес сразу нескольких весьма влиятельных персон Казахстана было отправлено открытое письмо.
Его получателями указаны: руководитель администрации президента Республики Казахстан Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ, Генеральный прокурор страны Кайрат КОЖАМЖАРОВ, секретарь совета безопасности РК Владимир ЖУМАКАНОВ, министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ, председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействия коррупции Алик ШПЕКБАЕВ и другие.
«Начиная с 2012 года, в трамвайном парке начались бесконечные проверки прокуратурой ВКО, налоговым комитетом г. Усть-Каменогорска, изначально не связанные с деятельностью самого парка. В результате данных проверок инвестиции в модернизацию Усть-Каменогорского трамвайного парка, по понятным причинам, были остановлены. Вышеуказанные проверки навязали нам доначисление налоговых платежей и штрафов в сумме более 100 000 000 тенге, - дальше абсолютно просто реализуется схема «белого рейдерства»: имущество описывается и реализуется нужному лицу, а частный собственник лишается своего имущества за выдуманное нарушение, которое в последствие обвернулось против всех организаций пассажирского транспорта, - повсеместно. Как следствие - это привело к аресту счетов и кассы предприятия, что парализовало работу парка, не позволяя ему тем самым выполнять свою деятельность в полную производственную силу на протяжении последних пяти лет. Вышеуказанные аресты привели к сокращению подвижного состава с 25 вагонов на линии до 10 вагонов. Образовалась задолженность по электроэнергии, заработной плате, перед поставщиками, банком. Одним словом, из динамично развивающегося предприятия, трамвайный парк оказался в предбанкротном состоянии», - говорится в письме.
Ratel.kz уже писал о том, что в Усть-Каменогорске много лет не решается проблема местного перевозчика, а предприятие задолжало энергетикам.
«За минувший месяц должником было выплачено лишь 500 тысяч тенге, тогда как предприятие ежемесячно расходует электричества на сумму порядка 4-5 миллионов. Таким образом, завтра с 10:00 до 16:00 подача электричества для движения трамваев будет ограничена», - заявлял в ноябре 2017 года заместитель генерального директора по производству ТОО «Шыгысэнерготрейд» Мстислав МАРТЕМЬЯНОВ.
В конце января 2018 года чиновники Усть-Каменогорска на совместной пресс-конференции и вовсе не могли определиться, до какого числа трамвайщикам нужно расплатиться с долгами.
Сейчас ситуация достигла точки кипения.
«Последние два года совещания по вопросам судьбы трамвайного парка проходили без нашего участия. Показательным примером явилось совещание, на которое представителей трамвайного парка даже не удосужились пригласить, тем не менее, на нем официально был принят протокол, в котором государственным органам было поручено возбудить уголовное дело в отношении руководства трамвайного парка по надуманным причинам. Потерпевшим должен был выступить банк второго уровня – «Банк ЦентрКредит», - рассказывает генеральный директор трамвайного парка Анатолий УСПЕНСКИЙ (на снимке).
Больше всего в парке удивились, когда узнали о закупе государственной корпорацией трамваев для Усть-Каменогорска в Алматы.
- Это полная глупость. Покупать трамваи 1983-1986 года выпуска, не пригодные к полноценной эксплуатации, не имея специализированной производственной базы. При этом собственники трамвайного парка не знают о том, что какие-то трамваи едут к нам в город. А если еще учесть заявления, сделанные исполнительной властью в начале года о готовности выкупить имущество трамвайного парка, то можно сделать вывод, что судьба парка давно уже предрешена. Почему на протяжении 6 лет исполнительная власть не реагировала на проблемы трамвайного парка? Почему не ставят в известность собственников трамвайного парка о том, что кто-то собирается забрать эту самую собственность? Или институт собственников в г. Усть-Каменогорске ничего не значит? И самый главный вопрос – зачем нужно было «убивать» динамично развивающееся предприятие? Напрашивается вывод, что кому-то нужно было довести предприятие до предбанкротного состояния, а потом с легкостью его забрать, - считает он.
Директор палаты предпринимателей ВКО Игорь ШАЦКИЙ уверен, что проблему решить можно, если с пониманием отнестись к перевозчику.
- Сейчас власти региона и прокуратура помогают автоперевозчикам с проблемой доначисления налогов в размере 4,5 миллиардов тенге, идут судебные тяжбы с департаментом государственных доходов, но у трамвайного парка почему-то такой поддержки нет, хотя ситуация схожая. На сегодняшний день есть 2 варианта снятия их налогового доначисления. Первый – это протест генерального прокурора, второй – это представление лично председателя Верховного Суда по пересмотру данного дела. На сегодняшний день палата предпринимателей направила и туда и туда свои ходатайства, национальная палата также обратилась в Верховный Суд, этот вопрос находится на контроле у уполномоченного по правам предпринимателей. Пока не будет пересмотра, вряд ли можно будет модернизировать парк. Если мы говорим о том, что с автобусными парками ситуация со стороны налоговых органов неправильная, то и трамвайный парк нужно рассматривать в том же контексте. Ведь именно сложности с налоговыми органами и арестованные 6 лет счета довели предприятие до угрозы остановки.
В АО «Национальная компания «социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» похоже, уверены, что городскому трамвайному парку в том состоянии, что он есть сейчас – недолго осталось. Откуда такая уверенность – непонятно, но «Ертiс» уже закупил в Алматы оставшиеся после ликвидации рельсового перевозчика вагоны на 118 миллионов 508 тысяч тенге и объявил тендер на их доставку из южной столицы в Усть-Каменогорск.
Аналитическая служба Ratel.kz выяснила, что на услугу доставки запланировано 87 758 928 тенге.
Председатель правления АО «Национальная компания «социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» Антон КРАМАРЕНКО (на снимке) утверждает, что закупленные в Алматы трамваи – неплохое вложение бюджетных средств и ценный актив.
- Так скажем – эта процедура идёт на опережение. Трамваи городу так или иначе нужны, у руководства города и области появилась возможность принять решение, что это нужно сделать. Мы эти трамваи купили. Нас радует то, что их состояние гораздо лучше того, что сейчас ездит по улицам города, более того, они уже модернизированы, - говорит он.
- Вопрос того, что трамвайный парк нам не принадлежит, так 13 дополнительных трамваев, это актив, который всегда можно будет использовать и которые значительно улучшат ситуацию. Если трамвайный парк наш решит свои финансовые проблемы, то мы готовы в дальнейшем работать с тем или иным хозяином, но только при условии, что у него будут решены все финансовые трудности. Нынешнее руководство выходило с предложениями о сотрудничестве, но мы не можем участвовать в проектах, где есть обременение на то или иное имущество.
По мнению Крамаренко, тот парк трамваев, который есть в Усть-Каменогорске, не очень большой, и это вызывает нарекания горожан.
Когда от компании «АлматыЭлектроТранс» поступило предложение в Усть-Каменогорск и Павлодар, которое, кстати, северяне отвергли, из областного центра ВКО в южную столицу отправилась комиссия для изучения.
В итоге все нюансы были изучены, и покупку 13 вагонов через аукцион одобрили.
Что касается судьбы самого ТОО «Усть-Каменогорский городской трамвайный парк», то в АО «НК «СПК «Ертiс» наблюдают за ситуацией.
- На самом деле, если мы будем выкупать имущество, то будем это делать не у банка, а через судебного исполнителя. Процедура реализация ещё не начата, идут судебные процедуры. Мы будем приобретать его через государственный реестр и через аукцион. Средства на это уже выделены и мы ждём, когда всё придёт к своему логическому завершению и тогда мы готовы поучаствовать. Процесс медленно, но продвигается и так или иначе завершится, - говорит он.
Что касается дороговизны доставки: шутка ли, на транспортировку 13 вагонов в пределах страны готовы потратить немногим меньше, чем заплатили за сами трамваи. Ему тоже здесь нашлось объяснение.
- Мы достаточно недорого взяли сами вагоны. К тому же они в полтора раза больше, чем сейчас ездят по дорогам Усть-Каменогорска. Гораздо дешевле было перевезти железной дорогой, но тогда трамваи пришлось бы разбирать. Это дополнительные расходы. Погрузка и разгрузка также дополнительные затраты и поиски технических решений. Поэтому мы приняли решение перевозить на грузовом автотранспорте - автомобильными тралами. Мы выдвинули очень серьёзные требования к компаниям, которые приняли участие в тендере, которые готовы были поработать, но и у них, тех, кто может гарантировать качественную доставку и погрузку с разгрузкой, свои финансовые запросы. Мы сравнили цену на похожую сделку в Румынии, и они у нас идентичны практически. Учитывая закупочную цену вагонов – это адекватный ценник.
Учитывая происходящие события, складывается ощущение, что борьба за трамвайный парк в Усть-Каменогорске подходит к своему логическому завершению.
Если, конечно, в дело не вмешаются более влиятельные структуры.