ДЭР ведет досудебное расследование по их заявлению
30 апреля члены Западно-Казахстанского филиала ОО “Казахское общество слепых” провели собрание, чтобы выразить свое недовольство услугами инватакси, которое в Уральске и прилегающих к нему поселках предоставляет ТОО “Белый Парус”.
- Филиал нашего общества слепых для защиты прав и интересов инвалидов по зрению неоднократно сообщал в различные ведомства о нарушениях со стороны ТОО “Белый Парус” в ходе оказания услуг инватакси с 2019 по 2024 годы. Итогом этих обращений стала совместная проверка прокуратуры и департамента внутреннего госаудита за период с 2023 года. Было установлено, что отдел занятости и социальных программ города Уральска необоснованно перечислял подрядчику бюджетные средства в размере 53 млн тенге за фактически не оказанные услуги инватакси. Тем не менее мы полагаем, что сумма хищений занижена, поскольку проверка проведена выборочным методом и не проверена деятельность подрядчика с 2019 по 2023 годы. Мы полагаем, что хищения продолжаются и по сей день, - сказал председатель Мурат КАДЫРБЕКОВ.
По словам Мурата Кадырбекова, общество слепых неоднократно обращалось и к руководству отдела занятости и социальных программ, в управление (облсобес), и к акимам Уральска и ЗКО, чтобы они отреагировали на нарушение прав, однако это не привело ни к какому результату.
- Мы видели их акты работ? Например, за день члены нашего общества слепых пользуются такси два раза, “Белый Парус” выставляет эти два заказа как 17 часов. Мы требуем следствие разобраться в этом деле, чтобы проверили их деятельность. Как выходят у них эти 17 часов, есть ли под каждым заказом подпись получателя услуг и подлинная ли она? Неужели мы докатились до того, что деньги начали делать уже и на инвалидах? - сказал Мурат Кадырбеков.
Присутствующие на встрече члены ОО “Казахское общество слепых” выразили свое недовольство услугами инватакси.
- Как ни позвонишь в инватакси, диспетчер постоянно говорит, что такси нет, что все машины разобрали до нас. С детьми в инватакси не пускают. Как я должна поступать в этом случае? Мне ехать на такси, а мои дети пусть пешком идут что ли? Я мать одиночка, куда я должна деть детей? Какой мне смысл тогда вызывать это инватакси? - сказала член общества Назым БАЙНУРИНА.
По словам другой участницы собрания Алтынай ТУКБЕРДИЕВОЙ, она пыталась дозвониться в инватакси с 11 утра и до 5 вечера, однако диспетчер попросту не брал телефон.
- Если не верите, могу заказать распечатку у оператора - вчера 18 раз я пыталась дозвониться туда и три раза писала в WhatsApp. Сегодня только дозвонилась, попросила такси, а мне там говорят: “Вам надо было еще вчера заказать такси, а сегодня вы опоздали”. Пришлось нанимать частное такси за свой счет, чтобы приехать на это собрание. Если они не хотят работать, то должны освободить это место, - говорит Алтынай Тукбердиева.
И таких жалоб у членов казахского общества слепых много, по их словам, заказать и воспользоваться услугами инватакси практически невозможно, диспетчеры находят тысячи отговорок, чтобы не предоставить услугу. Например, после 6 вечера заказы не принимаются под предлогом того, что закончился рабочий день, или говорят, что в автопарке не хватает машин, или попросту игнорируют звонки услугополучателей. Именно поэтому многие предпочитают не тратить зря нервы и ездить на общественном транспорте или сидеть дома. Члены ОО “Казахское общество слепых” попросили помощи у государственных органов и партии Amanat в том, чтобы довести до конца досудебное расследование в отношении компании-подрядчика инватакси и обязать их предоставлять им качественные услуги
Руководитель ТОО “Белый Парус” - подрядчика услуг инватакси - Мирас КАРАБИНОВ прокомментировал ситуацию.
- Мы образовались в 2019 году и с тех пор занимаемся услугами инватакси. У нас 45 машин, часть из которых переоборудована для колясочников. У нас много получателей услуг, и в “Казахском обществе слепых” - только часть из них. Всего у нас три категории получателей услуг: инвалиды по зрению, инвалиды-колясочники и дети. Считаем жалобы “Казахского общества слепых” неуместными, поскольку наше такси работает по закону и обязуется возить людей с инвалидностью только по делам.
Например: в госорганы, в поликлинику, ЦОН. Но некоторые этого не понимают и просят, чтобы их отвезли в гости, на садака, в парикмахерскую. Мы же не можем отказать одному человеку, которому нужно, например, на гемодиализ в больницу, ради того, кому нужно на садака. Что касается обвинений в том, что мы не берем в такси детей, то здесь нужно понимать, что законом это не предусмотрено. Кроме самого получателя услуг мы можем взять в такси только сопровождающего, - говорит Мирас Карабинов.
Прокомментировал учредитель ТОО “Белый Парус” и досудебное расследование, которое ведется департаментом экономических расследований ЗКО по фактам хищения 53 млн тенге.
- В 2023 году мы хотели цифровизировать наши такси, чтобы у получателей услуг были карточки и каждую поездку они бы пробивали через валидатор. Мы обратились к компании SmartQala (в Уральске также является оператором электронного проезда на городских маршрутах - А.Ш.), и они устанавливали нам оборудование для цифровизации. Все это длилось долго, на протяжении 4-5 месяцев устанавливали оборудование, начинали с 5 штук, в то время как у нас было 50 водителей. Соответственно, отчеты о поездках получателей услуг в SmartQala и наши отчеты о реальных поездках были разные, и проверка уцепилась за это. В итоге сейчас ДЭР планирует проверить нашу деятельность с самого начала, с 2019 года, мы готовы к этой проверке, - сказал Мирас Карабинов.
В пресс-службе департамента экономических расследований по Западно-Казахстанской области подтвердили наличие уголовного дела по хищениям в инватакси, однако же отказались предоставлять какие-либо подробности, ссылаясь на тайну следствия.
Фото: © Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!