Официальное открытие назначено на утро 19 марта, но в ночь на 16 марта новоприбывшему памятнику уже устроили бурные овации
Уникальный случай с памятником недавней истории произошел в третьем мегаполисе страны. Благодаря стараниям неравнодушных шымкентцев здесь получил вторую жизнь один из главных памятников прошлого – Красный трактор.
Памятник в виде трактора появился в Шымкенте у фасада областного историко-краеведческого музея в начале 80-х годов. Естественно, как символ трудовых достижений. Это был легендарный "Универсал-1" - первый советский пропашной трактор, который предназначался не только для тяговой работы, но и для обработки междурядий на уже вспаханном поле. Вкупе с дополнительными насадками он мог заниматься и уборкой уже поспевших колосовых. Именно для этих целей его передние шасси максимально сужены, а корпус расположен довольно высоко.
Вообще, эти тракторы начали выпускать на ленинградском заводе "Красный путиловец" в 1933 году под торговой маркой "Фордзон-Путиловец". Прообразом послужил колесный "американец" с французским именем "Farmall" (Фермер).
В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Владимир, получив название Владимирский тракторный завод.
Собственно, шымкентский трактор был выпущен здесь в 1945 году. Продукция завода экспортировалась в 60 стран мира, здесь трудились свыше 20 000 рабочих. В 1988 году на ВТЗ был выпущен миллионный трактор. В 2019 году ВТЗ, ставший тогда уже ООО "Владимирский моторо-тракторный завод" был официально признан банкротом и прекратил свое существование. Сейчас на завод можно пробраться, наняв гида-полусталкера, практикующего экскурсии на заброшенные гиганты индустрии и т.п. постапокалипсис.
А касательно непосредственно шымкентского трактора, то в 1945 году он, в партии других тракторов, был прислан на юг Казахстана и начал свою трудовую деятельность в Сайрамском районе на полях колхоза им. Ленина. В Туркестанской области сохранилось еще три брата этого "Универсала" которые находятся в районных музеях.
В 80-х годах эти тракторы, конечно, уже и морально, и технически устарели, официально были списаны и к работам не привлекались. Самое время им было пойти на перековку или в музей. Так, по официальным данным, шымкентский трактор был подарен Шымкенту и областному музею колхозниками Сайрама. Трактор установили у фасада музея, и тогда он был зеленого цвета. Но потом его неоднократно перекрашивали, и в конечном итоге он стал красным в соответствии с тогдашней идеологией.
А в 90-х годах трактор привлек к себе внимание образовавшейся тогда в Шымкенте арт-группы художников. "Ее члены развивали идеи интернационального трансавангарда, привнося в международный язык искусства казахские особенности и темы", - отмечают искусствоведческие издания. Арт-группа избрала себе наименование "Кызыл трактор", ассоциирующееся с авангардным трудовым энтузиазмом. На название повлиял как раз мемориальный трактор, стоявший у краеведческого музея. Арт-группа прославилась далеко за пределами Казахстана и успешно творит и по сей день.
В Шымкенте между тем продолжались исторические преобразования. Город стал миллионником, получив особый статус и отделившись от области. Соответственно, все областные организации получили приказ переезжать в новый областной центр – в Туркестан. В том числе следовало переехать и областному краеведческому музею. Трактор был отправлен в филиал Сайрамского областного музея. Где ржавел на задворках под открытым небом.
В Шымкенте группа энтузиастов стала будировать вопрос о сохранении памятника. Однако в здании бывшего музея теперь расположилась городская библиотека имени Пушкина. Директору которой Натальи РОМАНОВОЙ энтузиасты и предложили инициировать возвращение памятника.
Сама Наталья Сергеевна признается, что хоть и взялась за эту идею, но потом неоднократно пожалела об этом.
- Столько хлопот оказалось с трактором, - говорит директор библиотеки. - Да, денег мы за него не платили, но сколько сил нам все это стоило!
Оказалось, что у трактора есть-таки персональный хозяин! Это был тракторист, который на этом тракторе проработал практически всю жизнь. И этот хозяин, вернее, уже его внуки, очень беспокоились, чтобы трактор не попал в металлолом.
- Нашлись спонсоры и мастера, которые взялись не просто подлатать-подкрасить трактор, но практически провести реставрацию "дедушки", – говорит Наталья Романова. - Потом еще специально для него сооружали современный подиум на прежнем месте. И все в согласовании с акиматом, специалистами, художниками, строителями. Теперь вот в срочном порядке изготавливаем мемориальную доску для памятника.
Памятник вернулся на место в ночь на 16 марта.
Планировалось завершить технические работы еще засветло, но подъемный кран приехал только ближе к вечеру. Почему и пришлось устанавливать трактор ночью.