По их словам, на эту условную процедуру уходит много времени и денег
- Для чего вообще нужна эта сертификация, можете пояснить? - сказал директор ТОО "КАМЕТЕХ" Руслан ХАСЕНОВ на встрече с представителями госорганов в Палате предпринимателей СКО. - Она занимает очень много времени, стоит денег. Но такая… условная. По факту никакой сертификации не делается. Мы платим за листы бумаги, которые нам присылают через 10 дней, а мы уже отдаем их в таможенный орган, получая при этом возможность очистить товар.
Бизнесмены считают, что обязательная сертификация импортируемых товаров в Казахстане только затягивает процесс растаможки, а польза ее неочевидна. С ними не согласились представители департамента госдоходов. Главный аргумент в пользу сертификации: это нужно для обеспечения безопасности граждан. К тому же РК не может признавать сертификаты иностранных государств без собственного подтверждения.
- Процедура обязательной сертификации товара проводится не просто так, а для обеспечения жизни, здоровья и безопасности граждан, - парировал и.о. руководителя таможенного контроля ДГД СКО Сергей ЧЕСЕНКО. - Обязательная сертификация транспортных средств предусмотрена таможенным законодательством. Другой вопрос, каким образом этот регламент реализуется органами сертификации? Это уже вопрос к ним, а мы отвечаем в первую очередь за безопасность поступающих на территорию РК товаров.
Однако данная логика не всегда понятна, особенно при растаможке товаров, импортируемых по ставкам ВТО, возразили предприниматели.
- Если мы растаможиваем товары по ставкам ВТО, предназначенные только для реализации на территории Казахстана, зачем нам нужен дополнительный сертификат? – снова задал вопрос Хасенов. - Ведь у нас есть европейский сертификат, который уже признан во всем мире. Зачем мы дублируем процедуру, тратя на нее и время, и деньги?
Представитель таможенного контроля ДГД СКО объяснил, что требования по техническому регламенту в Казахстане отличаются от требований Европейского союза, поэтому необходима казахстанская сертификация, которая подтверждает соответствие товаров отечественным стандартам. Но предприниматели выразили большие сомнения в необходимости такой двойной сертификации, учитывая тот факт, что Казахстан является членом ВТО и подписал соответствующие соглашения.
Другой острой проблемой, которая из года в год так или иначе поднимается на различных площадках, остается таможенная очистка бывшей в употреблении сельхозтехники "John Deere", завозимой из США. Казахстанские таможенные органы требуют разрешения от правообладателя интеллектуальной собственности. Доверенное лицо правообладателя - это казахстанское ТОО, которое находится в Алматы. Оно может "дать добро", а может и отказать в ввозе иностранной техники.
Предприниматели СКО считают, что решения этого ТОО не всегда обоснованы. По их словам, б/у техника является оригиналом и не представляет никакой угрозы для производителя. А вот ограничение импорта снижает конкуренцию на рынке, лишая отечественных сельхозтоваропроизводителей возможности приобрести качественную технику по более низкой цене.
В ходе долгих дискуссий участники встречи сошлись во мнении, что сам производитель сельхозтехники вполне может и не знать о таких избирательных действиях казахстанского ТОО. Госорганам и прокуратуре предложили провести аналитику по количеству отказов на ввоз б/у техники "John Deere". Главный транспортный прокурор Тимур ШУЛЕНБАЕВ поддержал предложение о необходимости пересмотра действующих регламентов сертификации.
Напомним, вопросы сертификации завозимой продукции за последнее время в СКО поднимают не первый раз. Несколько дней назад его обсуждали на заседании Общественного совета Северо-Казахстанской области.
Фото: ПП СКО.