Госорган заставляет АЗС приобретать контрольные устройства конкретных марок, при этом в Казахстане на данный момент нет фирм, которые бы их выпускали
На расширенном заседании комитета услуг и торговли при региональном совете Палаты предпринимателей Восточного Казахстана с участием представителей отраслевых бизнес-ассоциаций, руководители областных и территориальных департаментов, начальников департаментов НПП "Атамекен", представитей местных исполнительных органов, директоров районных филиалов Палаты предпринимателей ВКО и заинтересованных субъектов бизнеса обсуждали самые злободневные для МСБ вопросы.
Среди озвученных и весьма неоднозначная ситуация с контрольными приборами учета, внедрение которых на нефтебазах и автозаправочных станциях законодательно закреплено министерством энергетики с 2024 года. Как поведал директор ТОО "Штиф" Сергей ФЁДОРОВ, для полного оснащения КПУ одной средней нефтебазы требуется около 270 млн тенге, с учетом приобретения оборудования и расходных материалов, подготовительных и строительно-монтажных работ. Эти финансовые затраты, естественно, затем будут включены в стоимость нефтепродуктов для населения. Вообще, законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности", куда внесено требование об установке КПУ, не был подвергнут анализу регуляторного воздействия и не был согласован с НПП "Атамекен" и бизнес-сообществом.
- Интересно, что всё это законотворчество происходит в условиях уже отлаженной системы учета нефтепродуктов, и почему-то министерством энергетики не принят во внимание тот факт, что нефтебазы не производят нефтепродукты, а лишь осуществляют их сбыт, поэтому цель внедрения КПУ – недопущение дефицита нефтепродуктов в стране – никак не может быть достигнута путем внедрения дополнительных требований к бизнесу из сферы торговли, - заметил директор ПП ВКО Кайрат МАМЫРБАЕВ.
К слову, установка контрольных приборов учета никак не решает проблему дефицита дизельного топлива, который создался в текущем году. По словам директора ТОО "Штиф", с помощью устройств невозможно наладить достоверный учет расхода ГСМ. Дело в разности годовых температур, при которых меняется плотность нефтепродуктов, и показания датчиков выходят некорректными. Еще один момент: при отгрузке ГСМ в документах указывается весь закупаемый объем, тогда как по факту продукт выбирается частями, по мере возможностей потребителей. Эта разница между фактическими отгрузками и показаниями КПУ порождает массу проблем с органами государственных доходов.
- Количество автотранспорта в стране постоянно растет, а у нас по-прежнему три завода выпускают ГСМ. Но вместо того, чтобы наращивать производство топлива в Казахстане, который является нефтедобывающей страной, мы начинаем делить "тришкин кафтан". Ну, разве это государственный подход к проблеме? Все начинается с законов, которые продвигают и лоббируют, как я считаю, только установщики этих приборов КПУ, – говорит Сергей Федоров.
Вообще, на многих нефтебазах и АЗС уже установлены дорогостоящие приборы учёта, но минэнерго требует к 2024 году заменить их на другие, конкретно прописанных марок. При этом пока что в стране нет предприятий, которые бы их изготавливали. Но не исключено, что скоро появятся, раз чиновники организовали такой спрос. Вопрос только, кому они будут принадлежать? В истории страны уже бывали случаи, когда госслужащие подгоняли требования под конкретных поставщиков, откровенно лоббируя их интересы.
Директор ТОО "ГазТехОборудование" Сергей АКЕНТЬЕВ отметил, что деньги в установку обязали вкладывать субъекты бизнеса, а выгоду от этого мероприятия получит государство, ведь только одно его предприятие платит 500 тысяч тенге за передачу данных.
- Мы на каждой заправке поставили по 4-5 приборов, которые приобретали в Москве, нигде ближе их не было, это самые дешевые. Вложили туда 50 миллионов тенге. Результат от приборов в общем никакой, все меряется фактически: каждое утро операторы механически меряют шестами, поправки все делаются с учетом погрешности. Суть в том, что эти приборы просто забрали у нас деньги! Мы и так даем в налоговую все фактические остатки, проверки они все равно всегда приезжают и проводят механически, и получается, что мы просто выложили деньги, поставили эти приборы, но ими не пользуемся, – резюмировал он.
Представитель Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык ЖАНКАЛОВ рассказал, что АО "Национальные информационные технологии", которое отвечает за учет реализации дизельного топлива на АЗС, является государственной компанией, но взимает такие баснословные тарифы, что легче работать оператором, чем реализовывать нефтепродукты.
- Мы начали разбираться, и эти же цифры, которые мы в АО "НИТ" передаем, нам не показывают, мотивируя тем, что мы не заключили с ними договоры и не оплачиваем за информацию, которую мы же им и передаем. Мы предлагаем передать эти функции соответствующему государственному органу, который будет самостоятельно обслуживать, не взимая плату с предпринимателей. Ежегодная сумма, которую планирует взимать АО "НИТ", составляет примерно один миллиард тенге. Некоторые еще и платят, наверное, но наша Ассоциация категорически рекомендовала своим членам не платить эти суммы. Сейчас они пробуют передать информационную систему в министерство энергетики и при этом просят на обслуживание ежегодно 300 миллионов тенге выделять. Сейчас они занимаются расчетами, – сказал он.
В итоге участники мероприятия пришли к выводу, что без стопроцентного доступа к Интернету во всех отдаленных уголках Казахстана о введении подобных требований не может быть и речи.
- Вчера слышал по радио, что мы лидеры по цифровизации. Лидером только богатая страна быть позволяет, а мы уже на уровень Африки опустили себя. Надо менять подходы – есть заводы, которые отчитываются о количестве ГСМ на выходе, вот и всё. Надо заводы строить, отрасль развивать, а эту тему вообще надо забыть. Им зачем знать наше количество ГСМ, баранов, молока – это для меня нужно, для учета, для бухгалтерии своей, а им зачем это знать? Отменить надо это, потому что у нас цифровизация не работает – никому не нужные программы, – резюмировал глава корпорации "Восток-Молоко" Сейлжан САЙЛАУБАЕВ.
Наболевший вопрос планируют поднять на перед министром энергетики страны Болатом АКЧУЛАКОВЫМ на встрече в "Атамекене".
Фото ПП ВКО.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!