Народная артистка РК, руководитель балетной труппы ГАТОБ имени Абая Гульжан Туткибаева - о балете в столицах и творческой конкуренции
* Как в Астане создали балетного «конкурента»
* Битва театров
* Без крыши и хорошей зарплаты, но до 60 лет
* Обновленные версии необходимы спектаклям, как воздух
Вчера некоторые танцовщики ГАТОБа паковали чемоданы для переезда в Астану, на работу в «Астана Опера».
Сегодня будущие артисты балета задумываются об обучении в Казахской национальной академии хореографии, недавно открывшейся в столице. Есть ли будущее у алматинского балета?
Как в Астане создали балетного «конкурента»
– Гульжан Усамбековна, как сегодня, после отъезда в Астану «энного» количества артистов балета, обстоят дела у балетной труппы ГАТОБ?
– Конечно, у нас есть нехватка кадров. Но это не связано с оттоком наших артистов в Астану. У нас свои солисты, у них свои. Да, единицы уехали, но это не сильно сказалось на общем процессе нашей работы. Мы лишь нуждаемся в обновлении кадров - вот это на самом деле проблемный вопрос.
Наши двери всегда открыты для молодых и перспективных танцовщиков, но выпускники Алматинского хореографического училища, как правило, стремятся уехать работать в Астану.
В театрах «Астана Опера» и «Астана Балет» для артистов создали более благоприятные и привлекательные условия для работы. Это не секрет, это реальность, в которой мы сегодня существуем.
– Более того, в Астане недавно начала работу Казахская национальная академия хореографии. Как думаете, алматинское училище в связи с созданием «конкурента» не потеряет свой прежний статус?
– Сложно что-то прогнозировать. Но не думаю, что наше училище останется без студентов. От нас, преподавателей, балетмейстеров, мало что зависит, но мы всегда будем стремиться к тому, чтобы балетное искусство в стране процветало.
К счастью, ГАТОБ имени Абая востребован, и пока к нам ходят зрители, будет жить.
А зрители к нам действительно ходят. Премьеры вообще всегда проходят при полных аншлагах.
Гульжан Туткибаева уверена, что иностранцы с удовольствием смотрят традиционные спектакли ГАТОБ.
Битва театров
– Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге живут своими независимыми жизнями и не думают вступать в какую-то конкуренцию друг с другом. А у нас почему-то складывается ощущение, что после появления театра «Астана Опера» ГАТОБ имени Абая вынужден постоянно бороться за свое место под солнцем.
– Мариинский и Большой, действительно, самодостаточные театры. В той же Франции в одном только Париже успешно функционируют и Опера Гарнье, и Театр де Пари. А какие прекрасные театры в Марселе! Они и не думают вступать в какую-либо «схватку» друг с другом. Атмосфера дружбы и здоровой конкуренции
складывается во многих театрах мира, она должна присутствовать и у нас. «Астана Опера» – прекраснейшее создание в пространстве классического искусства в нашей стране.
Я, будучи членом жюри международного конкурса в Стамбуле, услышала восхищенные отзывы зарубежных коллег о столичном театре. И, конечно, воспринимала эти слова с гордостью, как похвалу в адрес всей нашей страны, нашего единого национального достояния.
Без крыши и хорошей зарплаты, но до 60-ти лет
– Каково сегодня количественное соотношение между ребятами и девушками балетной труппы ГАТОБ имени Абая?
– Точно сказать не могу, но по моим наблюдениям в нашу труппу попадают в основном ребята. Поэтому сейчас мы испытываем нехватку девочек – я говорю о кордебалете. Но опять же мы просто физически не можем брать к себе всех.
Театр не предоставляет жилья своим артистам. Если потенциальные артисты не являются жителями Алматы, возникают трудности. Раньше театр имел в активе свою жилищную базу. Сегодня он этим похвастаться не может.
В идеале же мы могли бы расселять артистов из других городов, регионов в служебные квартиры, общежитии. У нас нет и хороших зарплат, которые бы позволяли артистам при отсутствии жилого фонда театра арендовать за свой счет в городе жилье. Театр «Астана Опера» в этом плане опять выигрывает...
– Как известно, артисты балета России и многих других стран мира могут оформлять пенсию в 30-40-летнем возрасте. В Казахстане же танцовщикам приходится «активничать» на сценах вплоть до 60 лет! Этот давний острый вопрос когда-нибудь разрешится, как вы думаете?
– Эта тема «живет» уже около 20 лет. И пока ничего не сдвинулось с мертвой точки. Хотя несколько лет назад у артистов появлялась надежда на позитивные изменения - пока все держится на одних обещаниях. Сколько писем, сколько обращений было написано! Уже все устали об этом говорить…
Обновленные версии необходимы спектаклям, как воздух
– В нынешнем сезоне ГАТОБ имени Абая представил еще одну обновленную версию балетов Чайковского - «Лебединое озеро». Свежее «слово» уже было внесено в балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Зачем театру создавать уже созданное? Ведь многие скептики замечают, что такие обновления - лишь облегченные версии старых спектаклей…
– Обновленные версии необходимы многим спектаклям как воздух. Это касается любого театра. Если спектаклю более двадцати лет, то ему требуется новое дыхание, новый взгляд, который бы смог затронуть декорации, костюмы, нюансы, сценографию, световое решение, мизансцены.
Сегодня многоактные спектакли требуют новой динамики, время-то какое у нас на дворе? Зрителей происходящее на сцене должно захватить. Наши преданные зрители, думаю, только будут рады обновлениям - новые «Щелкунчик» и «Спящая красавица» получили достойные отзывы. Ну а критики, скептики, как вы сказали, найдутся всегда. Это естественно и тоже необходимо. С понятием «облегченной версии» я категорически не соглашусь.
«Спящую красавицу» ставила народная артистка СССР Габриэла Трофимовна КОМЛЕВА, легендарная балерина, которая привнесла в спектакль новые краски и некую изюминку. Сегодня в спектаклях мы активно работаем с видеопроектором, создаем оригинальный видеоряд.
Другими словами, не стоим на одном месте. Надеюсь, что в недалеком будущем театр обновит хореографическую поэму «Бахчисарайский фонтан», которая уже давно требует нового взгляда на сценическое решение. В конце этого сезона у нас состоится премьера балета «Коппелия» французского композитора Лео ДЕЛИБА.
Это игровой, гротесковый классический спектакль с незатейливым сюжетом. Я бы не хотела делать его детским, школьным, правильным, как он многими воспринимается. Наша цель - создать его интересным как для взрослых, так и для детей. Думаю, что «Коппелия» разнообразит трагедийные балеты, которых у нас в театре немало.
– Из вышесказанного можно сделать вывод, что алматинский оперный все-таки делает ставку на классический балет.
– Верно. Но мы стремимся делать и какие-то новые постановки. Современную хореографию тоже не исключаем. Нужно просто понимать, что наш театр является визитной карточкой Алматы в области именно классического искусства.
К нам постоянно приходят не только казахстанцы, но и иностранные гости, которые с удовольствием смотрят традиционные спектакли, которые есть в репертуаре каждого уважающего себя мирового театра.
Фото: архив ГАТОБ имени Абая.