Ушёл из жизни железнодорожный генерал, автор электрички Астана-Павлодар

5958 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 19 Сен 2022, 14:15

С Аби Саркыншаковым считали за честь дружить союзные министры, железной дороге он отдал почти 70 лет, 10 из которых практически жил в царском вагоне

Придя семь десятков лет назад на маленькую тупиковую станцию, Аби САРКЫНШАКОВ за короткий срок превратил Павлодарское отделение в самое крупное в мире – в год здесь перевозилось более 100 миллионов тонн грузов. Участвовал в строительстве важнейшего для СССР Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Пустил сверхтяжелые поезда-гиганты, состоящие из сотен вагонов весом до 40 тысяч тонн, аналогов которым не было за всю историю железных дорог в мире. Накануне развала СССР в день по железным дорогам СССР перевозилось 30 тысяч тонн угля, из которых 10 тысяч тонн давал Донбасс, потом – Кузбасс, потом – Экибастуз.

Это он добился пуска электрички Павлодар-Астана и электрификации участка железной дороги Павлодар-Экибастуз после 25-летней переписки сначала с правительством СССР, а потом и  независимого Казахстана.

Бывший начальник Павлодарского отделения Целинной железной дороги, Почетный железнодорожник СССР Аби Саркыншаков до последних дней жизни продолжал влиять на работу железной дороги, будучи советником, консультантом и помощником президента КТЖ. Все эти годы он вел собственную статистику, можно было назвать любой год и любой месяц, и Аби Саркыншакович рассказывал - сколько чего в это время отгрузили.

Читайте также
Почему Павлодару так важно было помочь умирающей Анастасии Ставковой

- Возьмем, к примеру, 6 августа 2016 года, - демонстрировал он мне свою толстую тетрадку. - В этот день перевезена трехмиллиардная тонна угля из Экибастуза. Считал с первого дня, когда ковшом экскаватора погрузили этот уголь в вагоны. Вообще, павлодарскому отделению нет равных в СНГ и Балтии, я всем твержу: здесь ничего не надо строить и развивать в XXI веке, потому что все построено в двадцатом. Нам надо все содержать, производить ремонт путевого хозяйства. Но, к сожалению, этого нет. 

Но самым любопытным в биографии Саркыншакова был исторический вагон, построенный в 1913 году для царя Николая II на Петровском вагоностроительном заводе. В рабочем кабинете за массивным столом, сделанным, как и вся мебель, из карельской березы, могли бы уместиться человек восемь. В случае расширенного заседания предусмотрены откидные сиденья и столики. Рядом с кабинетом - спальное помещение, ванная. За ними - купе секретаря или адъютанта, пищеблок.

Вагон хоть и не совсем обычный, но какой-либо особой роскоши не имеет. Зато его система безопасности не знала равных. Бронированные двери, отделяющие жилую и рабочую части, весят по 250 килограммов. Открывались они лишь по сигналу изнутри и автоматически закрывались за входившим. Окна вагона были перекрыты 10-миллиметровыми стальными листами. Весил он 98 тонн - вдвое больше обычного пассажирского. Днище вагона усиливали свинцовые пластины общим весом 32 тонны, чтобы при любых обстоятельствах устоял “на ногах”. Даже после схода с рельсов. Именно в одном из таких вагонов последний император России Николай Александрович РОМАНОВ подписал отречение от престола. Не исключено, что дальнейшая судьба страны решалась именно, в том вагоне, который стоит сейчас в Павлодаре. Вполне возможно, что в нем везли в Екатеринбург на расстрел царскую семью.

После императора этот вагон служил СТАЛИНУ, в нем глава СССР отправлялся отдыхать на юг, а после Второй мировой войны - на Потсдамскую конференцию победителей. Спустя время раритетом пользовался министр путей сообщения СССР, позже - руководство Целинной железной дороги, а с 1977 года - начальник Павлодарского отделения целинной магистрали. Угольные разрезы Богатырь, Восточный, экибастузские ГРЭС-1, ГРЭС-2... Бураны, метели... 10 лет вагон был вторым домом Саркыншакова.

В 1987 году Аби Саркыншакович получил несколько предписаний от союзного начальства - вернуть в Москву "шестиосный салон - вагон № 4, являющийся уникальным образцом отечественной техники". Дисциплинированнейший человек, потомственный железнодорожник Саркыншаков впервые ослушался начальства. Ему: "Что за царские замашки!" А он: "Не отдам, и все тут!". Позже поступали заманчивые предложения продать или обменять антиквариат. Опять ни в какую!

- От вокзала тащил его три дня, подложив под колеса листовое железо, - рассказывал мне аксакал. - Асфальт немного повредил, но заплатил за ремонт. Зато теперь он стоит на полигоне как музейный экспонат истории нашего отделения. Ему здесь самое место!

Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
Высшая аудиторская палата проверит зарплаты и премии в “дочках” “Самрук-Казыны”
Будут ли результаты проверки засекречены, как ранее с “КазМунайГазом”?
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Как Белый дом пытается помочь Кремлю исправить смертельную ошибку
Президент США убеждает российского лидера, что Пекин рассматривает Россию не как партнёра, а как временного вассала, который со временем должен либо покориться, либо быть разорванным
Чары Чарына: главная тайна Долины замков, о которой вам не расскажут гиды
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Впечатления о Машкевиче, прожившем, без сомнения, яркую жизнь
В Казахстане Александр Антонович из расфуфыренного коммерсанта превратился в промышленного магната мирового масштаба и серого кардинала
Почему США не говорят по-французски
Как страна может быстро многого добиться, а потом все потерять
Мошенница, помогавшая пенсионерам с "обменом денег", получила 5 лет
Она убеждала пожилых людей, что в стране начался обмен денег, и обещала свою помощь
Акимат в ВКО не подписывал акт выполненных работ из-за того, что не получил желаемую скидку
Бизнесмену пришлось отстаивать свои права в суде
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Житель Петропавловска едва не утонул, выйдя на тонкий лёд Есиля
На помощь оперативно пришли спасатели с арканом
В Жетысу жители одного из районов жалуются на низкое качество сотовой связи
К слову, о плохой мобильной связи они говорят с завидным постоянством
850 млн тенге потратят власти Алматы на разъезды по зарубежным выставкам
И ещё 80 млн на кутёж с иностранными турагентами
Налоговики заплатят государству миллионные штрафы по приговору суда
Они за взятки крышевали рестораторов по сокрытию налогов
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.