С Аби Саркыншаковым считали за честь дружить союзные министры, железной дороге он отдал почти 70 лет, 10 из которых практически жил в царском вагоне
Придя семь десятков лет назад на маленькую тупиковую станцию, Аби САРКЫНШАКОВ за короткий срок превратил Павлодарское отделение в самое крупное в мире – в год здесь перевозилось более 100 миллионов тонн грузов. Участвовал в строительстве важнейшего для СССР Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Пустил сверхтяжелые поезда-гиганты, состоящие из сотен вагонов весом до 40 тысяч тонн, аналогов которым не было за всю историю железных дорог в мире. Накануне развала СССР в день по железным дорогам СССР перевозилось 30 тысяч тонн угля, из которых 10 тысяч тонн давал Донбасс, потом – Кузбасс, потом – Экибастуз.
Это он добился пуска электрички Павлодар-Астана и электрификации участка железной дороги Павлодар-Экибастуз после 25-летней переписки сначала с правительством СССР, а потом и независимого Казахстана.
Бывший начальник Павлодарского отделения Целинной железной дороги, Почетный железнодорожник СССР Аби Саркыншаков до последних дней жизни продолжал влиять на работу железной дороги, будучи советником, консультантом и помощником президента КТЖ. Все эти годы он вел собственную статистику, можно было назвать любой год и любой месяц, и Аби Саркыншакович рассказывал - сколько чего в это время отгрузили.
- Возьмем, к примеру, 6 августа 2016 года, - демонстрировал он мне свою толстую тетрадку. - В этот день перевезена трехмиллиардная тонна угля из Экибастуза. Считал с первого дня, когда ковшом экскаватора погрузили этот уголь в вагоны. Вообще, павлодарскому отделению нет равных в СНГ и Балтии, я всем твержу: здесь ничего не надо строить и развивать в XXI веке, потому что все построено в двадцатом. Нам надо все содержать, производить ремонт путевого хозяйства. Но, к сожалению, этого нет.
Но самым любопытным в биографии Саркыншакова был исторический вагон, построенный в 1913 году для царя Николая II на Петровском вагоностроительном заводе. В рабочем кабинете за массивным столом, сделанным, как и вся мебель, из карельской березы, могли бы уместиться человек восемь. В случае расширенного заседания предусмотрены откидные сиденья и столики. Рядом с кабинетом - спальное помещение, ванная. За ними - купе секретаря или адъютанта, пищеблок.
Вагон хоть и не совсем обычный, но какой-либо особой роскоши не имеет. Зато его система безопасности не знала равных. Бронированные двери, отделяющие жилую и рабочую части, весят по 250 килограммов. Открывались они лишь по сигналу изнутри и автоматически закрывались за входившим. Окна вагона были перекрыты 10-миллиметровыми стальными листами. Весил он 98 тонн - вдвое больше обычного пассажирского. Днище вагона усиливали свинцовые пластины общим весом 32 тонны, чтобы при любых обстоятельствах устоял “на ногах”. Даже после схода с рельсов. Именно в одном из таких вагонов последний император России Николай Александрович РОМАНОВ подписал отречение от престола. Не исключено, что дальнейшая судьба страны решалась именно, в том вагоне, который стоит сейчас в Павлодаре. Вполне возможно, что в нем везли в Екатеринбург на расстрел царскую семью.
После императора этот вагон служил СТАЛИНУ, в нем глава СССР отправлялся отдыхать на юг, а после Второй мировой войны - на Потсдамскую конференцию победителей. Спустя время раритетом пользовался министр путей сообщения СССР, позже - руководство Целинной железной дороги, а с 1977 года - начальник Павлодарского отделения целинной магистрали. Угольные разрезы Богатырь, Восточный, экибастузские ГРЭС-1, ГРЭС-2... Бураны, метели... 10 лет вагон был вторым домом Саркыншакова.
В 1987 году Аби Саркыншакович получил несколько предписаний от союзного начальства - вернуть в Москву "шестиосный салон - вагон № 4, являющийся уникальным образцом отечественной техники". Дисциплинированнейший человек, потомственный железнодорожник Саркыншаков впервые ослушался начальства. Ему: "Что за царские замашки!" А он: "Не отдам, и все тут!". Позже поступали заманчивые предложения продать или обменять антиквариат. Опять ни в какую!
- От вокзала тащил его три дня, подложив под колеса листовое железо, - рассказывал мне аксакал. - Асфальт немного повредил, но заплатил за ремонт. Зато теперь он стоит на полигоне как музейный экспонат истории нашего отделения. Ему здесь самое место!
Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!