Выбивая 50 миллионов тенге, государство потеряло больше 140 миллионов
В среду, 8 ноября, энергетики Восточно-Казахстанской области рассказали о том, что усть-каменогорский трамвайный парк, находящийся в частной собственности, задолжал им кругленькую сумму. Из-за этого 22 ноября трамваи могут обесточить.
Акимат Усть-Каменогорска сразу же развил бурную деятельность, и если судить по словам заместителя акима города Ержана КОНЫРБАЕВА (на снимке), то к такому варианту развития событий власти подготовлены.
- Это частное предприятие, и мы как исполнительная власть не имеем права вмешиваться в дела хозяйствующего субъекта. Взять на себя 62 миллиона их долга мы не можем. Но мы прорабатываем увеличение сопутствующих маршрутов, введение новых маршрутов, если трамваи встанут. Для этого все возможности как бы у нас есть. Мы ведём предварительные переговоры с автопарками Усть-Каменогорска, - рассказал замакима.
Госслужащий не обозначил, изменится ли график автобусов, ведь трамваи в Усть-Каменогорске курсируют с 5 утра и почти до 12 ночи, а автобусы с 6 до 21 часа. Кстати, в начале нынешнего года в Усть-Каменогорске активно муссировалась тема о создании на базе трамвайного парка коммунального предприятия.
Заявление энергетиков прозвучало аккурат после одного из заседаний в областном акимате. Аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ сильно удивлялся тому, что подвижной состав парка много лет не обновлялся.
«Трамваи скоро на ходу развалятся, а трамвайные пути в каком состоянии? Куда вообще смотрят транспортные организации, отвечающие за безопасность?» — возмущался аким ВКО.
Он дал задание акиму Усть-Каменогорска Куату ТУМАБАЕВУ и руководителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Марату МУСАТАЕВУ принять меры. И вот, по странному стечению обстоятельств ТОО «Шыгысэнерготрейд» заявляет о возможном обесточивании трамвайного парка.
Официальная версия, опубликована на сайте компании: «Ограничение подачи электроэнергии - одна из мер, предусмотренных законодательством РК в отношении потребителей в случае отсутствия оплаты, а также неполной оплаты за электрическую энергию в установленные договором сроки».
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к руководителю ТОО "Усть-Каменогорский городской трамвайный парк" Анатолию УСПЕНСКОМУ (на снимке).
Он показывал документы и чертил схемы выхода из многолетнего кризиса.
- Наш долг образовался не на пустом месте. Всё началось в 2012 году из-за непонятной активности налоговых органов. Все автопарки страны и подобные предприятия работают по простой схеме: чтобы не разориться, сдают свою технику ИП. Потому что если работать через ТОО самим, то только налогов придётся отчислять в два раза больше, чем будет чистой прибыли. Но наши налоговики решили пойти своим путём. Они через суд добились признания договоров между нашим ТОО и несколькими ИП незаконными. Доначислили нам налогов, пени и штрафов. Арестовали наше имущество и счета. А как мы должны были платить, никто не подумал. У нас кредиты, электроэнергия, коммуналка. Пять лет шли суды. В результате в апреле суд постановил отменить акт налоговой проверки и разблокировать наши счета. Но главный счёт предприятия до сих пор заморожен, - поделился своим видением событий Успенский.
По словам руководителя парка, убыточное предприятие к 2012 году было выведено в плюс. И если в 2009 году налоговые отчисления составляли 9 миллионов тенге, то в 2012 уже 28 миллионов. Но с тех пор, как счета арестовали, поступления в бюджет резко снизились.
- После ареста счетов все платежи по коммуналке остановились. Мы нашли возможности, как оплачивать, и долг рос лишь постепенно. Был разработан и утверждён план погашения задолженности. 350 тысяч тенге в день мы платим. Текущие платежи также оплачиваются. За пять лет, что наше предприятие ранили, государство потеряло 140 миллионов, пытаясь выбить 50. При этом создали тяжёлую общественную обстановку, пришлось сокращать персонал, иногда задерживать заработную плату нашим 213 работникам. Что касается обновления подвижного состава, мы ведём переговоры с инвестором и заключили договор на поставку 15 вагонов из Германии и 5 вагонов из Беларуси. Раз с налоговой всё утряслось, теперь мы можем начинать работать нормально, как положено. Пусть нам только дадут это сделать, - сказал Успенский.
Правда в этом случае цену за проезд придётся поднять. Сейчас она составляет 65 тенге.
К слову, не так давно в Усть-Каменогорске рассматривали и вариант ликвидации трамвайных путей. Заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Асет СУЛТАНОВ тогда заявлял следующее:
«Мы этот вопрос прорабатывали с ведомством Алматы. Они ликвидируют все трамвайные пути, хотя состояние их состава в целом на порядок лучше нашего».
Однако, как показали исследования, чтобы перевезти 50 тысяч пассажиров в час на личном автотранспорте, ширина дороги должна составлять 36 метров. Чтобы перевезти их автобусом – ширина дороги должна быть 17 метров. Если использовать для этих целей трамвай, то ширину можно уменьшить до 9 метров. Возможно, именно этот расклад и останавливает чиновников.