Эксперты Transparency Kazakhstan опубликовали открытое письмо к министру юстиции Марату Бекетаеву
В открытом письме общественники задали министру 6 вопросов, в том числе - зачем вводить дополнительную антикоррупционную экспертизу, если министерством потрачено более 1 млрд тенге на правовую экспертизу законопроектов и обучение чиновников основам законотворчества.
Причиной послужил отказ канцелярии министерства юстиции принять письмо общественников, оформленное в соответствии с требованиями законодательства.
Как указано в письме, сотрудники Transparency International в Казахстане в среду, 18 декабря, направили в адрес министерства юстиции письмо с результатами исследования "Индекс участия и влияния на законотворчество Казахстана". Эксперты изучили открытые данные, касающиеся процесса законотворчества в Казахстане.
Авторы письма пришли к выводу о том, что основная причина коррупции в законодательстве кроется "в его нестабильности и непрозрачной системе принятия нормативно-правовых актов (НПА) на этапах обсуждения и согласования с гражданами, общественными советами, отраслевыми ассоциациями, государственными органами и депутатами".
- Результаты показали низкую прозрачность деятельности портала "Открытые НПА", сайтов государственных органов и парламента. Отмечены системные грубые ошибки и замечания в деятельности государственных органов-разработчиков проектов НПА, которые они игнорировали в процессе публичного обсуждения и в итоге, нормативные акты были приняты с нарушениями, создав новые коррупциогенные нормы и условия, - отмечается в тексте обращения.
При этом министерство юстиции является администратором четырех бюджетных программ, связанных с проведением экспертиз законопроектов и действующего законодательства, обучением граждан и государственных служащих правовой грамотности.
Эксперты сослались на отчет самого министерства юстиции по освоению бюджета, в котором указано, что в 2018 году ему выделено:
1) по бюджетной программе 006 "Научная правовая экспертиза проектов законодательных актов и международных договоров" - 30 млн 619 тысяч тенге;
2) по бюджетной программе 009 "Правовая пропаганда" - 643 млн 693 тысячи тенге;
3) по бюджетной программе 055 "Обеспечение деятельности Института законодательства Республики Казахстан" (который проводит анализ действующего законодательства) – 339 млн 725 тысяч тенге;
4) по бюджетной программе 138 "Обеспечение повышения квалификации государственных служащих" - 50 млн 898 тысяч 800 тенге.
Учитывая отказ канцелярии ведомства в регистрации письма с результатами исследования, общественники в открытом письме задали министру юстиции Марату Бекетаеву 6 вопросов:
1) Какая именно проделана работа по повышению правовой грамотности, на оплату которой потрачены вышеуказанные 1 млрд 64 млн 935 тысяч 800 тенге?
2) Почему при официальных отчетах о полном освоении бюджета, результаты анализа открытых данных в сфере законотворчества свидетельствуют о низкой степени осведомленности граждан и правовой грамотности государственных служащих, разрабатывавших проекты НПА в 2018 году?
3) Мы не рассчитываем, что Вы опубликуете данные о том, во сколько обходится содержание портала "Открытые НПА", но просим пояснить, насколько целесообразно его содержать на средства налогоплательщиков, если государственные органы публикуют на публичное обсуждение в 2,5-3 раза меньше законопроектов, чем принимают и участие в обсуждении 99% проектов НПА принимает 1 человек;
4) Будет ли рассматриваться ответственность государственных органов, которые не публиковали законопроекты на публичное обсуждение, не исполнили правительственный план законопроектных работ, а также какие меры ответственности будут приняты в отношении территориальных департаментов юстиции, регистрировавших НПА с грубыми ошибками и коррупционными нормами?
5) Недавно вступили в силу поправки, предусматривающие введение антикоррупционной экспертизы по законопроектам, в определении которой указано, что она будет проводиться только по подзаконным актам. Насколько такой подход способен решить проблему коррупции в законотворчестве? Какой государственный орган будет проводить антикоррупционную экспертизу, если Ваше министерство уже является администратором бюджетных статей по проведению научных экспертиз проектов законов и анализов действующего законодательства?
6) Какие меры планирует принимать министерство юстиции, чтобы улучшить систему нормотворчества и ее открытость для граждан и юридических лиц Казахстана?
Письмо направлено посредством портала "Электронное правительство". Эксперты Transparency Kazakhstan сообщили, что будут информировать о ходе рассмотрения их письма министром юстиции.
Напомним, 9 декабря, в международный день борьбы с коррупцией эксперты Transparency Kazakhstan опубликовали результаты исследования "Индекс участия и влияния на законотворчество Казахстана", в котором проанализировали, насколько граждане Казахстана активны в обсуждении законопроектов и как к их мнению прислушиваются государственные органы-разработчики.
В 2018 году госорганы Казахстана приняли 44 880 НПА, из которых 22 048 НПА – приняты впервые, 13 594 – подверглись изменениям и дополнениям, 9 238 – подлежали утрате.
За период 2015-2018 годов государственные органы Казахстана приняли 179 638 нормативных правовых акта. В среднем в Казахстане ежедневно принимается 123 нормативных акта.
Фото: officialndc.com.