В четверг, 3 ноября, в алматинской Esentai gallery открылась персональная выставка художника Саида Атабекова
На снимке: Саид Атабеков и его «Степные волки», которых можно будет увидеть в галерее до 14 декабря.
* Когда «Я не мы»
* От туринского до индийского магната
* Кокпар сегодняшнего дня
И можно начать с беспроигрышной фразы – «выставка самого покупаемого художника в Казахстане». А можно в первой же строчке честно признаться: я не знаю, как он это делает. Но едва ли не каждой своей работой, перфомансом, видео, и, уж точно – каждой выставкой он отвечает как минимум на один вопрос, которым именно в тот момент задаются сотни, если не тысячи жителей Казахстана.
Я – одна из этих жителей.
Когда «Я не мы»
Так было в 1993 году, когда он назвал свою первую персональную выставку «Я не мы», и это была невозможная по своей силе правда. Большинство восприняли ее как признание наконец «дозволенной» индивидуальности - в противовес советскому коллективизму. Кто-то, зажмурившись от собственной храбрости, осознал, что он сам – это не обязательно его семья, род, племя, трайб.
А кто-то справедливо увидел в этой выставке мощную индивидуальность самого Саида АТАБЕКОВА: искусствоведы говорят, что он сам – объект современного искусства.
Причем для того чтобы быть этим самым объектом, ему не обязательно надевать его знаменитый шаманский костюм и начинать «камлание» - первое, чем запомнилась легендарная шымкентская группа «Кызыл Трактор», в которую уже много лет входит Саид.
Искусствовед Валерия ИБРАЕВА (на снимке) тогда назвала его «сырдарьинским тигром».
От туринского до индийского магната
На сегодняшней выставке она же называет его «интернациональным художником», приводя в качестве доказательства длинный список международный достижений Атабекова: участник трех биеннале в Венеции, биеннале в Стамбуле, лауреат голландской премии Фонда Принца Клауса, «экспонент дикого количества престижных международных выставок, форумов и международных ярмарок».
Необходимое уточнение: «самым покупаемым художником Казахстана» он стал именно благодаря своим зарубежным клиентам. Достаточно сказать, что в каждой из двух крупнейших коллекций искусства Казахстана и Средней Азии, которые, по «странному» совпадению, обе находятся за рубежом и принадлежат, одна, туринскому магнату, другая – богатому ценителю искусства из Дели – есть работы Саида Атабекова.
Кокпар сегодняшнего дня
Так вот, я не знаю, ответы на какие свои вопросы ищут и находят в его работах зарубежные коллекционеры – но я знаю, на какой мой актуальный вопрос он отвечает своей новой выставкой «Степные волки».
Два больших цикла, «Битва за квадрат» и сами «Степные волки».
Кокпар, «козлодрание», наша национальная игра – и там, и здесь.
Но если в первом цикле – это толпа, скопление людей и энергий, хаос с четким центром, заглядывать в который страшно – засосет, как в воронку, то во втором – это совершенно четкие и отдельные спины.
На каждой – дурацкий логотип или не менее дурацкая надпись. Gate – сообщает одна спина. D&G – хвастается другая. О2 – предупреждает третья.
Люди, что мы делаем?
Мы боремся – но не выигрываем, - отвечает Саид АТАБЕКОВ. Мы вроде бы все вместе – но тянем этого несчастного козла, каждый, в свою сторону. Нет победителей, нет проигравших, нет индивидуальностей – но нет и общности. Алға, Қазақстан...
И даже не возникает вопрос, почему «Степные волки». Потому что вот они мы – степные волки нового поколения.
Фото автора.