Степные волки нового поколения

4528 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 04 Ноя 2016, 17:40

В четверг, 3 ноября, в алматинской Esentai gallery открылась персональная выставка художника Саида Атабекова

На снимке: Саид Атабеков и его «Степные волки», которых можно будет увидеть в галерее до 14 декабря.

* Когда «Я не мы»

* От туринского до индийского магната

* Кокпар сегодняшнего дня

И можно начать с беспроигрышной фразы – «выставка самого покупаемого художника в Казахстане». А можно в первой же строчке честно признаться: я не знаю, как он это делает. Но едва ли не каждой своей работой, перфомансом, видео, и, уж точно – каждой выставкой он отвечает как минимум на один вопрос, которым именно в тот момент задаются сотни, если не тысячи жителей Казахстана. 

Читайте также
Абстрактное бывает национальным

Я – одна из этих жителей.

Когда «Я не мы»

Так было в 1993 году, когда он назвал свою первую персональную выставку «Я не мы», и это была невозможная по своей силе правда. Большинство восприняли ее как признание наконец «дозволенной» индивидуальности - в противовес советскому коллективизму. Кто-то, зажмурившись от собственной храбрости, осознал, что он сам – это не обязательно его семья, род, племя, трайб.

А кто-то справедливо увидел в этой выставке мощную индивидуальность самого Саида АТАБЕКОВА: искусствоведы говорят, что он сам – объект современного искусства.

Причем для того чтобы быть этим самым объектом, ему не обязательно надевать его знаменитый шаманский костюм и начинать «камлание» - первое, чем запомнилась легендарная шымкентская группа «Кызыл Трактор», в которую уже много лет входит Саид.

Искусствовед Валерия ИБРАЕВА (на снимке) тогда назвала его «сырдарьинским тигром».

От туринского до индийского магната

На сегодняшней выставке она же называет его «интернациональным художником», приводя в качестве доказательства длинный список международный достижений Атабекова: участник трех биеннале в Венеции, биеннале в Стамбуле, лауреат голландской премии Фонда Принца Клауса, «экспонент дикого количества престижных международных выставок, форумов и международных ярмарок».

Читайте также
Другая степная история

Необходимое уточнение: «самым покупаемым художником Казахстана» он стал именно благодаря своим зарубежным клиентам. Достаточно сказать, что в каждой из двух крупнейших коллекций искусства Казахстана и Средней Азии, которые, по «странному» совпадению, обе находятся за рубежом и принадлежат, одна, туринскому магнату, другая – богатому ценителю искусства из Дели – есть работы Саида Атабекова.

Кокпар сегодняшнего дня

Так вот, я не знаю, ответы на какие свои вопросы ищут и находят в его работах зарубежные коллекционеры – но я знаю, на какой мой актуальный вопрос он отвечает своей новой выставкой «Степные волки».

Два больших цикла, «Битва за квадрат» и сами «Степные волки».

Кокпар, «козлодрание», наша национальная игра – и там, и здесь.

Но если в первом цикле – это толпа, скопление людей и энергий, хаос с четким центром, заглядывать в который страшно – засосет, как в воронку, то во втором – это совершенно четкие и отдельные спины.

На каждой – дурацкий логотип или не менее дурацкая надпись. Gate – сообщает одна спина. D&G – хвастается другая. О2 – предупреждает третья.

Люди, что мы делаем?

Мы боремся – но не выигрываем, - отвечает Саид АТАБЕКОВ. Мы вроде бы все вместе – но тянем этого несчастного козла, каждый, в свою сторону. Нет победителей, нет проигравших, нет индивидуальностей – но нет и общности. Алға, Қазақстан...

И даже не возникает вопрос, почему «Степные волки». Потому что вот они мы – степные волки нового поколения.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером