С эффективностью бюджетных вложений в СЭЗ разбирались участники Общественного совета
На заседании Общественного совета Северо-Казахстанской области утверждали областной бюджет на 2024-2026 годы с приглашением распорядителей бюджетных программ. Руководитель управления финансов акимата СКО Наталья ДЫШКАНТ, в частности, сообщила о предстоящих тратах бюджетных денег на развитие специальной экономической зоны (СЭЗ) "QYZYLJAR", состоящей из четырех субзон.
Например, на разработку ПСД по строительству дорог намерены пустить 37 млн тенге, на строительство внешних инженерных сетей для субзоны № 4 - 93 млн, строительство ливневки для субзон № 3 и 4 - 120 млн, на водовод для субзоны № 4 - 67 млн.
- Мы видим такие расходы из местного бюджета, а из республиканского бюджета на СЭЗ вообще трансферт 2,1 млрд, - сказал член совета Павел АФАНАСЬЕВ. – Какова результативность этих вложений? Эта зона прибыльна для нас или убыточна? Те сети, которые построят, они на чьем балансе будут?
Комментарии с места руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ильдара ИСМАИЛОВА по поводу того, что СЭЗ вносит большой вклад в развитие региона, вызвали со стороны общественника резкую критику.
- Так некоторые студенты отвечают на "троечку" или даже "двоечку", - возмутился Афанасьев. – Я не слышал ни слова. Раз такой неуверенный ответ, значит, нет такой работы? Где цифры?
Исмаилов напомнил, что СЭЗ "QYZYLJAR" создана в Петропавловске для привлечения инвесторов, которым предоставляют выгодные преференции (нулевые ставки корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущества, а также освобождение от таможенных пошлин и плат за земельные участки). Бизнесмены должны, в свою очередь, создавать постоянные рабочие места, что соответственно увеличит налогооблагаемую базу. Главная проблема для предпринимателей, решивших зайти в зону, заключается в отсутствии коммуникаций. Поэтому бюджетные вложения в инфраструктуру зоны просто необходимы.
- В субзоне, где ТЭЦ, нет ни электричества, ни водоснабжения, ни тепла, это создает большие проблемы для предприятий, которые туда вступили, - сказал спикер. – Немецкая компания "Reimann" по производству сельхозтехники уже построила завод, готова начать производство продукции. Но у них источник теплоснабжения локальный, они поставили, канализация – септик обычный, вода – скважина. При выделении этих денег мы сможем обеспечить инфраструктуру зоны, где сейчас имеется 15 участников, следовательно - увеличить объем обрабатывающей промышленности, количество рабочих мест, налогооблагаемую базу.
Недавно вопрос состояния свободной экономической зоны обсуждался на заседании областного акимата. Попытки чиновников представить ситуацию в радужных цветах пресек глава региона Гауез НУРМУХАМБЕТОВ. Было откровенно сказано, что в СЭЗ реально работают пока только три проекта! Это производство и реализация силовых трансформаторов компании "Алагеум Электрик", сборка сельскохозяйственной техники "CLAAS", а также сборка финской сельскохозяйственной техники "Сампо". Создано 309 постоянных рабочих мест. Суммарный объем производства в зоне составил 111 млрд тенге.
Программа по привлечению иностранных и отечественных инвесторов в Петропавловске частично провалена. Инвестиционная компания дала эффект только в двух субзонах. В других двух - № 3 и 4 - серьезные проблемы с коммуникациями, из-за чего инвесторы отказываются либо оттягивают сроки реализации проектов.
— То есть мы предоставляем инвестору все неудобства, которые только можно представить, - возмутился аким. - Проекты в СЭЗ очень важны. Инвесторы осторожничают. Они заходят с учетом преференций, но боятся реализовывать проекты. Не готовы вкладывать деньги, потому что у нас не готова площадка. Мы не делаем инжереные коммуникации! Если нужны железнодорожные пути, их нужно прокладывать. Если территория заболачивается, нужно делать ливневую канализацию. Сегодня инвесторы ждут инженерные коммуникации. Даю неделю для разработки дорожной карты с графиками строительства сетей, чтобы мы могли встречаться с инвесторами и на бумаге все показывать. В круглосуточном режиме должны заниматься этим.
Словом, общественников убедили в необходимости серьезных вложений в развитие СЭЗ. Однако у них осталось немало вопросов по отсутствию в бюджете расходов на решение других важных проблем. Так, в расходной части нет финансирования строительства нового полигона ТБО, хотя старый уже заполнен почти под завязку, отметил член Общественного совета Юрий БЕЛОНОГ.
Он напомнил, в каких ужасных условиях трудятся специалисты Центра скорой медицинской помощи. Это старое здание 1905 года постройки! Для машин скорой не хватает гаражей, в морозы приходится предпринимать титанические усилия, чтобы транспорт не встал. Проблему неоднократно поднимали, но воз и ныне там.
- О строительстве нового кладбища сколько лет говорится, но средств опять не заложено, хотя старое будет в ближайшее время переполнено, - продолжил тему Афанасьев. - У нас что к мусору, что к умершим отношение одинаковое. Другой момент: сколько лет стоит проблема с временным центром по размещению лиц без определенного места жительства. Он сейчас рассчитан всего на 50 коек, это дореволюционная постройка. Сколько лет говорится, что надо строить приют для брошенных животных. Есть правила, принятые областным маслихатом, где говорится, что должны быть такие приюты для животных, но деньги никто не закладывает! Зачем тогда правила принимали? Вы что, не слышали об этих проблемах?
Дышкант парировала, что об этом все знают, эти темы постоянно на слуху. Но за планирование и достижение конечных результатов отвечают администраторы бюджетных программ.
- Без их бюджетных заявок мы просто не можем рассматривать такие потребности, - пояснила Дышкант. - То есть, пока у нас не будет ПСД, пока не будет техдокументации, мы не можем рассматривать эти вопросы на бюджетной комиссии.
А вот почему настолько пассивны распорядители бюджетных программ в решении острых социальных вопросов, осталось непонятным.
Фото: ОС СКО.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!