В студии дети учатся проживать эмоции, понимать себя и говорить о том, что их волнует
Школа-театр "Игра" появилась в Алматы 7 лет назад. Все началось с мастер-классов в одном из торговых центров. Актер и режиссер Рауф ХАБИБУЛИН за 10 дней поставил спектакль вместе с детьми. Юным актерам и их родителям так понравилось, что они захотели продолжения.
"Начали мы этим заниматься вместе с бывшей супругой Зариной МАИТДИНОВОЙ. Она является соосновательницей театра. Желающих было все больше, мы решили арендовать помещение. Пригласить коллег, которые бы преподавали актерское мастерство. Сейчас в студии около 500 учеников, выпущено более 100 спектаклей. Мы работаем с детьми от 5 до 17 лет", - рассказывает Рауф Хабибулин.
Недавно коллективу исполнилось 7 лет. Это событие отметили масштабной премьерой спектакля "Чучело" по пьесе Владимира ЖЕЛЕЗНИКОВА.
В 1983 году был снят художественный фильм с Юрием НИКУЛИНЫМ и Кристиной ОРБАКАЙТЕ в главных ролях. Тогда это стало откровением для зрителей СССР. Сейчас тема буллинга приобрела новые краски.
После премьеры театр организовал обсуждение с магистром психологических наук Анастасией СТЕБЛЯНКО. Специалист в неформальной обстановке пообщалась с детьми и взрослыми.
Такой формат очень близок "Игре". Корреспондент Ratel.kz побывал на занятиях у ребят. Во время урока дети выполняли упражнение, чтобы установить контакт друг с другом. Они были увлечены, не обращали внимание на посторонние шумы и точно забыли о телефонах.
"Мы объясняем детям, что в игре можно всё, но по правилам. Игра – это очень важно, так дети узнают жизнь. Раньше мы играли во дворе, и это было для нас такой школой, закалкой. Мы узнавали, что есть правила, учились общаться. Детям, подросткам очень нужны эти навыки для взрослой жизни", - поделился Рауф.
Во время спектаклей дети - настоящие артисты, которые переживают непростые истории. Ощущение их трепета передается в зрительный зал. На них смотрят родители, друзья, и чувствуются особенные моменты единения.
"Наша философия – создать благоприятную среду для развития ребенка. Это как взять любое зернышко. Если его бросить в плохую почву, не в плодородную, там ничего и не вырастет. А если посадить зернышко в благоприятную, удобренную почву, то и корни будут крепкие, и плодов будет много. Поэтому самое важное – среда, в которой ребенок развивается. Мы все для этого работаем, чтобы создать эту среду", - говорит Рауф.
- Что, по вашим наблюдениям, мешает развиваться детям?
- В первую очередь детям мешают нормально развиваться взрослые. Очень жаль, что у нас нет Школы воспитания для родителей. Родители заводят детей, думая что "оно само будет каким-то образом расти". Такая проблема существует, и она передается из поколения в поколение.
В этом году мы запустили семинары вместе с Центром практической психологии и педагогики. У нас уже были совместные встречи, и у родителей есть такой запрос. На уроках мы видим все проблемы детей. Но мы не специалисты и можем только сигнализировать родителям о том, что нужно обратиться к психологу.
- Можете рассказать об интересных примерах, как менялся ребенок, подросток?
- К нам приводили девочку пяти-шести лет. Девочка очень зажатая, она пряталась за няню. Ее приводили не родители, а няня, и это тоже показатель. Иногда детей приводят охранники, водители, но, к сожалению, такие ребята часто перестают заниматься. Поэтому мы всегда стараемся все-таки достучаться до родителей.
Так вот эта девочка на первых уроках она боялась пойти к детям. Мы дали ей время привыкнуть, и на каком-то занятии она просто спрыгнула со стула и побежала вместе cо всеми детьми. Потом у нее были очень хорошие результаты. И таких примеров много, так как у детей есть пространство, время, воздух. Здесь на них никто не давит.
- Приходилось ли иметь дело с трудными подростками?
- Конечно, они есть. С ними проводится работа, и, что интересно, они действительно меняются. Приходят прям такие бунтари, но потом они учатся быть в коллективе. Подросток начинает меняться, становится более адекватным. Он начинает понимать, что у него существуют какие-то проблемы, из-за которых он не может влиться в общество. И он над этим работает. Да, сложно, трудно, но ребенок продолжает пытаться, и у него получается.
Вместе с тем есть ребята, с которыми мы не можем справиться. Мы не психологи, мы все-таки должны выполнять нашу работу.
Если ребенок крайне деструктивный, мешает группе работать, то мы вынуждены, конечно, отказать. И маленькие такие бывают, и средние, и старшие.
Но как-то я заметил, что сейчас меньше таких ребят. К нам приходят больше заинтересованных детей и родителей. И нам так проще, и результаты у них лучше.
- Как на позитивные перемены реагирует родители?
- У нас всегда есть обратная связь с родителями. Каждое восьмое занятие – открытый урок на сцене. Дети выходят на сцену и показывают то, чему научились. И родители видят успехи, динамику развития. Иногда взрослые признаются, что не сразу узнали ребенка на сцене, настолько он был артистичен и эмоционален.
- Как выбираете педагогов? Работает ли сейчас у вас кто-то из России?
- Отбор у нас жёсткий. Не каждый сможет работать с нами, так как у нас своя методика, своя атмосфера, которую мы создаем для детей.
Из России действительно присоединились специалисты – не только педагоги, но и художники по костюмам, мастера по свету, музыкальному оформлению.
- Интересно, много ли случаев, когда дети ссорятся из-за главных ролей?
- Все-таки мы работаем с артистами и, конечно, всем хочется исполнять главные, яркие роли. Как мы решаем этот вопрос? Мы абсолютно нагло и беспардонно переписываем пьесы.
К счастью, у меня есть такая способность – я могу всё переписать. Я сажусь, беру пьесу и переписываю, чтобы равномерное количество слов было у каждого персонажа. И получается так, что в пьесе не два главных героя, а шесть.
- Много ли ребят пошли по актерским стопам?
- Да, поступают в Академию искусств имени Жургенова, зарубежные вузы. Также успешно снимаются в кино. Регулярно приходят кастинг-агентства, потому что очень активно снимаются казахстанские фильмы.
Сейчас наши ребята участвуют в одном большом проекте, где наш преподаватель - кинорежиссер. У нас в школе проводили большой кастинг. Приходили наши ученики и не наши ученики. Но тем ребятам, которые обучаются актерскому мастерству и навыками коммуникации – им, конечно, проще.
- Думаю, им проще не только на кастингах, но и в других жизненных ситуациях.
- Часто так случается, что занятия актерским мастерством, театральным искусством сильно меняют человека. Потому что это внутренняя работа, со своей психикой. Когда ты прорабатываешь что-то, готовишься к ролям, ты сталкиваешься с самим собой. Часто внутренний мир у нас "булькает" сам по себе, работает какая-то "мыслемешалка”. Работа с театральным материалом, разными персонажами помогает разобраться в себе.
- С какими произведениями вы работаете?
- Материал разный, начиная от "Мухи-Цокотухи", с которой маленькие работают, заканчивая "Ревизором" Гоголя. Также поставлены спектакли "Книга отзывов" о цирке и жестоком обращении к животным, "Оскар и розовая дама", "Ганди молчал по субботам" и многие другие.
Материал серьезный, и педагоги берут его не просто, чтобы с детками что-то поставить. Педагог находится в сотворчестве с учениками. Они обсуждают, вскрывают смыслы. Есть воспитательная, духовная часть. Без нее театр существовать не может.
- Привносят ли дети что-то в сценарии и режиссуру?
- Да, конечно. Здесь важно понимать специфику детского театра. Я, например, как режиссер, во взрослом театре занимаюсь реализацией своих амбиций, творческих идей. А когда ты приходишь в детский театр, ты думаешь о том, как через спектакль развить детей. И вся наша режиссура основана на этом.
Если детям не будет интересно, ничего не получится. Дети всегда могут добавить что-то в сценарий или, наоборот, убрать, если им некомфортно.
Одна ученица открыла в себе талант писать – менять сценарии, создавать рассказы, стихи. Теперь она мечтает стать сценаристом или журналистом. Часто дети на курсах понимают, что им близко, что им нравится, и это не обязательно актерское мастерство.
- Можете рассказать о дальнейших планах театра?
- Конечно, хотели бы расшириться. На данный момент, к сожалению, места в бизнес-центре недостаточно, потому что много ребят хотят заниматься Также нас просят открыть школу в Астане. Возможно, мы откроемся, но всё это, конечно, финансовая история. И она довольно сложная.
К сожалению, государственной поддержки нет, хотя я много раз обращался в управление культуры города. В Алматы нам необходимо отдельное помещение побольше, в Астане тоже нужен свой театр. Ищем инвесторов, партнеров. Мы открыты для разных предложений.
Также мы недавно открыли первую группу для взрослых. Трехмесячный курс по ораторскому мастерству и технике речи. Родители часто просили, когда видели, как дети выступают, как они раскрываются. Взрослые приходят на спектакли, это объединяет семьи. И родители тоже хотят развиваться. А мы всегда открыты новым идеям – как взрослых, так и детей.
Кроме того, один из важных планов – поставить спектакли на казахском и английском языках.
- Сколько стоит билет на спектакль?
- Билет на спектакль стоит 2.500 тенге. Что касается обучения, стоимость абонементов для детей от 5 до 8 лет – 33.000 тенге. Для детей от 9 до 18 лет – 39.000 тенге. Абонемент рассчитан на 8 занятий. Родители могут брать абонемент в начале года на 9 месяцев с 20% скидкой.
- Как ребенок может попасть к вам в театр?
- В нашу школу принимаются все дети. Наша задача – сделать так, чтобы посредствам актерских навыков дети социализировались, им было проще и комфортнее жить.
Театр и актерское мастерство – это про то, как привести в порядок свои мысли, свою речь, свое тело. И достойно позиционировать себя в этом мире. Мы берем всех, даем знания, каждый из детей развивается в меру своих способностей. И те, кому очень нравится актерское мастерство, кто заинтересован в актерской профессии, попадают на постановочный курс. Там они за три месяца готовят спектакль. Потом мы проводим кастинг и отбираем лучших на спецкурс. Там добавляются часы работы, прибавляются вокал и хореография.
- Наверняка дети расстраиваются, когда не попадают на спецкурс…
- Безусловно, так как профессия актера про здоровый эгоизм, и, конечно же, некоторые ребята могут расстраиваться. Но мы общаемся с детьми и объясняем им, что это мотивация. Это помогает развиваться дальше. Ребята остаются на постановочном курсе и нарабатывают то, чего им не хватило для того, чтобы пройти на специализированный курс.
- Родители как-то пытаются повлиять на педагогов, отборочную комиссию?
- Родители не могут влиять на результаты, так как у нас беспристрастная отборочная комиссия. Мы выносим решение, и на это уже ничто не может влиять. В театре, игре, жизни есть правила, и мы учим этому детей. Поддерживаем их, объясняем, как проживать эмоции и говорить о них. Ведь мы все хотим, чтобы нас понимали. И неважно, ребенок ты, или взрослый.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!