Школа-театр "Игра": как дети ищут себя и говорят о важном

2241 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Понедельник, 15 Мая 2023, 17:00

В студии дети учатся проживать эмоции, понимать себя и говорить о том, что их волнует

Школа-театр "Игра" появилась в Алматы 7 лет назад. Все началось с мастер-классов в одном из торговых центров. Актер и режиссер Рауф ХАБИБУЛИН за 10 дней поставил спектакль вместе с детьми. Юным актерам и их родителям так понравилось, что они захотели продолжения.

"Начали мы этим заниматься вместе с бывшей супругой Зариной МАИТДИНОВОЙ. Она является соосновательницей театра. Желающих было все больше, мы решили арендовать помещение. Пригласить коллег, которые бы преподавали актерское мастерство. Сейчас в студии около 500 учеников, выпущено более 100 спектаклей. Мы работаем с детьми от 5 до 17 лет", - рассказывает Рауф Хабибулин.

Недавно коллективу исполнилось 7 лет. Это событие отметили масштабной премьерой спектакля "Чучело" по пьесе Владимира ЖЕЛЕЗНИКОВА.

В 1983 году был снят художественный фильм с Юрием НИКУЛИНЫМ и Кристиной ОРБАКАЙТЕ в главных ролях. Тогда это стало откровением для зрителей СССР. Сейчас тема буллинга приобрела новые краски.

Читайте также
Ирэн Аравина: Я рада, что Казахстан – не жёсткий Восток

После премьеры театр организовал обсуждение с магистром психологических наук Анастасией СТЕБЛЯНКО. Специалист в неформальной обстановке пообщалась с детьми и взрослыми.

Такой формат очень близок "Игре". Корреспондент Ratel.kz побывал на занятиях у ребят. Во время урока дети выполняли упражнение, чтобы установить контакт друг с другом. Они были увлечены, не обращали внимание на посторонние шумы и точно забыли о телефонах.

"Мы объясняем детям, что в игре можно всё, но по правилам. Игра – это очень важно, так дети узнают жизнь. Раньше мы играли во дворе, и это было для нас такой школой, закалкой. Мы узнавали, что есть правила, учились общаться. Детям, подросткам очень нужны эти навыки для взрослой жизни", - поделился Рауф.

Во время спектаклей дети -  настоящие артисты, которые переживают непростые истории. Ощущение их трепета передается в зрительный зал. На них смотрят родители, друзья, и чувствуются особенные моменты единения.

"Наша философия – создать благоприятную среду для развития ребенка. Это как взять любое зернышко. Если его бросить в плохую почву, не в плодородную, там ничего и не вырастет. А если посадить зернышко в благоприятную, удобренную почву, то и корни будут крепкие, и плодов будет много. Поэтому самое важное – среда, в которой ребенок развивается. Мы все для этого работаем, чтобы создать эту среду", - говорит Рауф.

- Что, по вашим наблюдениям, мешает развиваться детям?

- В первую очередь детям мешают нормально развиваться взрослые. Очень жаль, что у нас нет Школы воспитания для родителей. Родители заводят детей, думая что "оно само будет каким-то образом расти". Такая проблема существует, и она передается из поколения в поколение.

В этом году мы запустили семинары вместе с Центром практической психологии и педагогики. У нас уже были совместные встречи, и у родителей есть такой запрос. На уроках мы видим все проблемы детей. Но мы не специалисты и можем только сигнализировать родителям о том, что нужно обратиться к психологу.

- Можете рассказать об интересных примерах, как менялся ребенок, подросток?

- К нам приводили девочку пяти-шести лет. Девочка очень зажатая, она пряталась за няню. Ее приводили не родители, а няня, и это тоже показатель. Иногда детей приводят охранники, водители, но, к сожалению, такие ребята часто перестают заниматься. Поэтому мы всегда стараемся все-таки достучаться до родителей.

Так вот эта девочка на первых уроках она боялась пойти к детям. Мы дали ей время привыкнуть, и на каком-то занятии она просто спрыгнула со стула и побежала вместе cо всеми детьми. Потом у нее были очень хорошие результаты. И таких примеров много, так как у детей есть пространство, время, воздух. Здесь на них никто не давит.

- Приходилось ли иметь дело с трудными подростками?

- Конечно, они есть. С ними проводится работа, и, что интересно, они действительно меняются. Приходят прям такие бунтари, но потом они учатся быть в коллективе. Подросток начинает меняться, становится более адекватным. Он начинает понимать, что у него существуют какие-то проблемы, из-за которых он не может влиться в общество. И он над этим работает. Да, сложно, трудно, но ребенок продолжает пытаться, и у него получается.

Вместе с тем есть ребята, с которыми мы не можем справиться. Мы не психологи, мы все-таки должны выполнять нашу работу.

Если ребенок крайне деструктивный, мешает группе работать, то мы вынуждены, конечно, отказать. И маленькие такие бывают, и средние, и старшие.

Но как-то я заметил, что сейчас меньше таких ребят. К нам приходят больше заинтересованных детей и родителей. И нам так проще, и результаты у них лучше.

- Как на позитивные перемены реагирует родители?

- У нас всегда есть обратная связь с родителями. Каждое восьмое занятие – открытый урок на сцене. Дети выходят на сцену и показывают то, чему научились. И родители видят успехи, динамику развития. Иногда взрослые признаются, что не сразу узнали ребенка на сцене, настолько он был артистичен и эмоционален.

- Как выбираете педагогов? Работает ли сейчас у вас кто-то из России?

- Отбор у нас жёсткий. Не каждый сможет работать с нами, так как у нас своя методика, своя атмосфера, которую мы создаем для детей.

Из России действительно присоединились специалисты – не только педагоги, но и художники по костюмам, мастера по свету, музыкальному оформлению.

- Интересно, много ли случаев, когда дети ссорятся из-за главных ролей?

- Все-таки мы работаем с артистами и, конечно, всем хочется исполнять главные, яркие роли. Как мы решаем этот вопрос? Мы абсолютно нагло и беспардонно переписываем пьесы.

К счастью, у меня есть такая способность – я могу всё переписать. Я сажусь, беру пьесу и переписываю, чтобы равномерное количество слов было у каждого персонажа. И получается так, что в пьесе не два главных героя, а шесть.

- Много ли ребят пошли по актерским стопам?

- Да, поступают в Академию искусств имени Жургенова, зарубежные вузы. Также успешно снимаются в кино. Регулярно приходят кастинг-агентства, потому что очень активно снимаются казахстанские фильмы.

Сейчас наши ребята участвуют в одном большом проекте, где наш преподаватель - кинорежиссер. У нас в школе проводили большой кастинг. Приходили наши ученики и не наши ученики. Но тем ребятам, которые обучаются актерскому мастерству и навыками коммуникации – им, конечно, проще.

- Думаю, им проще не только на кастингах, но и в других жизненных ситуациях.

- Часто так случается, что занятия актерским мастерством, театральным искусством сильно меняют человека. Потому что это внутренняя работа, со своей психикой. Когда ты прорабатываешь что-то, готовишься к ролям, ты сталкиваешься с самим собой. Часто внутренний мир у нас "булькает" сам по себе, работает какая-то "мыслемешалка”. Работа с театральным материалом, разными персонажами помогает разобраться в себе.

- С какими произведениями вы работаете?

- Материал разный, начиная от "Мухи-Цокотухи", с которой маленькие работают, заканчивая "Ревизором" Гоголя. Также поставлены спектакли "Книга отзывов" о цирке и жестоком обращении к животным, "Оскар и розовая дама", "Ганди молчал по субботам" и многие другие.

Материал серьезный, и педагоги берут его не просто, чтобы с детками что-то поставить. Педагог находится в сотворчестве с учениками. Они обсуждают, вскрывают смыслы. Есть воспитательная, духовная часть. Без нее театр существовать не может.

- Привносят ли дети что-то в сценарии и режиссуру?

- Да, конечно. Здесь важно понимать специфику детского театра. Я, например, как режиссер, во взрослом театре занимаюсь реализацией своих амбиций, творческих идей. А когда ты приходишь в детский театр, ты думаешь о том, как через спектакль развить детей. И вся наша режиссура основана на этом.

Если детям не будет интересно, ничего не получится. Дети всегда могут добавить что-то в сценарий или, наоборот, убрать, если им некомфортно.

Одна ученица открыла в себе талант писать – менять сценарии, создавать рассказы, стихи. Теперь она мечтает стать сценаристом или журналистом. Часто дети на курсах понимают, что им близко, что им нравится, и это не обязательно актерское мастерство.

Читайте также
Азиз Бейшеналиев: Искусство непростительно мало поднимает важные темы

- Можете рассказать о дальнейших планах театра?

- Конечно, хотели бы расшириться. На данный момент, к сожалению, места в бизнес-центре недостаточно, потому что много ребят хотят заниматься Также нас просят открыть школу в Астане. Возможно, мы откроемся, но всё это, конечно, финансовая история. И она довольно сложная.

К сожалению, государственной поддержки нет, хотя я много раз обращался в управление культуры города. В Алматы нам необходимо отдельное помещение побольше, в Астане тоже нужен свой театр. Ищем инвесторов, партнеров. Мы открыты для разных предложений.

Также мы недавно открыли первую группу для взрослых. Трехмесячный курс по ораторскому мастерству и технике речи. Родители часто просили, когда видели, как дети выступают, как они раскрываются. Взрослые приходят на спектакли, это объединяет семьи. И родители тоже хотят развиваться. А мы всегда открыты новым идеям – как взрослых, так и детей.

Кроме того, один из важных планов – поставить спектакли на казахском и английском языках.

- Сколько стоит билет на спектакль?

- Билет на спектакль стоит 2.500 тенге. Что касается обучения, стоимость абонементов для детей от 5 до 8 лет – 33.000 тенге. Для детей от 9 до 18 лет – 39.000 тенге. Абонемент рассчитан на 8 занятий. Родители могут брать абонемент в начале года на 9 месяцев с 20% скидкой.

- Как ребенок может попасть к вам в театр?

- В нашу школу принимаются все дети. Наша задача – сделать так, чтобы посредствам актерских навыков дети социализировались, им было проще и комфортнее жить.

Читайте также
“Тиндер-сюрприз”: спектакль о месте любви в современном мире поставили в Алматы

Театр и актерское мастерство – это про то, как привести в порядок свои мысли, свою речь, свое тело. И достойно позиционировать себя в этом мире. Мы берем всех, даем знания, каждый из детей развивается в меру своих способностей. И те, кому очень нравится актерское мастерство, кто заинтересован в актерской профессии, попадают на постановочный курс. Там они за три месяца готовят спектакль. Потом мы проводим кастинг и отбираем лучших на спецкурс. Там добавляются часы работы, прибавляются вокал и хореография.

- Наверняка дети расстраиваются, когда не попадают на спецкурс…

- Безусловно, так как профессия актера про здоровый эгоизм, и, конечно же, некоторые ребята могут расстраиваться. Но мы общаемся с детьми и объясняем им, что это мотивация. Это помогает развиваться дальше. Ребята остаются на постановочном курсе и нарабатывают то, чего им не хватило для того, чтобы пройти на специализированный курс.

- Родители как-то пытаются повлиять на педагогов, отборочную комиссию?

- Родители не могут влиять на результаты, так как у нас беспристрастная отборочная комиссия. Мы выносим решение, и на это уже ничто не может влиять. В театре, игре, жизни есть правила, и мы учим этому детей. Поддерживаем их, объясняем, как проживать эмоции и говорить о них. Ведь мы все хотим, чтобы нас понимали. И неважно, ребенок ты, или взрослый.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером