Почему культурные проекты, созданные на государственные деньги, всегда выглядят постно
На снимке: единственным приличным юбилейным спектаклем стал пластический «Рух» Немецкого театра.
* Деньги только юбилярам
* Страна невыученных уроков
* Двое против «Евразии»
* Всю систему менять надо
Говорят, есть лайфхак: если донерщику заглянуть в глаза и попросить: «Брат, сделай как себе», - получишь пухлый донер с двойным мясом. Так и в отечественной культуре – хорошо и «как себе» получаются, как правило, проекты, созданные на частные инвестиции. На государственные деньги выходит постно.
Отчего-то всегда, когда дело касается зрелищ, мне хочется говорить об этом «хлебными» метафорами. У моей бабушки «государственными» назывались магазинные продукты сомнительного качества: колбаса из «мышиных хвостов», серый несдобный хлеб или кабачковая икра без вкуса и цвета. Все, что домашнее, было в противовес: свежее, вкусное, душистое.
Деньги только юбилярам
Я не помню в последние годы мощных спектаклей в государственных драмтеатрах, которые бы были созданы штатными режиссерами на государственные деньги. Минкульт даже учредил худсоветы, которые призваны следить за качеством продукта, а качества глобально как не было, так и нет. И тут еще бесконечные грандиозные даты, перед которыми в отечественной казенной культуре устоялось трепетное благоговение. Есть где разгуляться: 1000-летие Алматы, 550-летие Казахского ханства, 25-летие независимого Казахстана.
Единственным юбилейным спектаклем, который получился приличным, был пластический «Рух» Немецкого театра.
Менеджмент первого в стране независимого театра ARTиШОК регулярно озвучивает, что не хочет государственного финансирования из страха, что оно, государство, вознамерится вмешаться в репертуар. Однако, театру приходилось сотрудничать с управлениями культуры в Алматы и Астане, но надо отметить, что инициатором, как правило, была официальная сторона.
Но когда ARTиШОК оказался на гастролях в Милане во время EXPO, в казахстанский павильон труппу не пригласили, как артишоки ни пытались наладить связь. Стать частью международной выставки театр все-таки стремится: весь прошлый и текущий сезон ARTиШОК ведет переговоры, чтобы попасть в культурную программу уже астанинского EXPO.
В наступившем же сезоне свои самые громкие театральные проекты (Немецкий – «Я Гамлет», ARTиШОК – «Историю уродства» и «Уят») оба театра реализовали финансово за счет международных программ.
Страна невыученных уроков
Ощущение, что государственное финансирование снимает с художника персональную ответственность, подкрепляет и ситуация в кинематографе. Государственное кино – значит, кондовое, там, где виден прогресс – наверняка привлечены частные деньги.
Причем это одинаково верно как с авторским кино, так и с коммерческим. И хотя «Казахфильм» имел отношение, например, к «Урокам гармонии» Эмира БАЙГАЗИНА, история сотрудничества режиссера и киностудии вышла, мягко говоря, сложной.
А впоследствии министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ вовсе назвал «Уроки гармонии» (кадр из кинокартины - на снимке) в числе фильмов, позорящих страну.
У другого молодого режиссера, чье имя тоже становится культовым, Адильхана ЕРЖАНОВА, крупный совместный с государством проект только впереди. Но еще не начав съемок, постановщик пожаловался: обещанный Минкультом бюджет собрались попилить.
Сейчас, конечно, ложки уже нашлись, но про осадок всем понятно.
Двое против «Евразии»
С фестивальным движением ситуация примерно та же. «Евразия», которая в минувшем сентябре прошла уже в двенадцатый раз и за годы существования сменила не одного куратора, все никак не может выйти на упорядоченный уровень. Теперешний руководитель фестиваля Рашид НУГМАНОВ жалуется, что выделенных на мероприятие государственных денег мало. Еле хватает на офис в отеле «Ритц-Карлтон», на фестивальный центр в «Есентай Молле», а на то, чтобы пригласить голливудских звезд, уже не хватает. Без звезд, говорят, публика не идет.
А есть камерный независимый кинофестиваль Clique, который делают всего два человека и который в ноябре пройдет только в третий раз. И количество приглашенных звезд на нем стремится к нулю. Зато придумавшие Clique Наргиз ШУКЕНОВА и Борис БАЙКОВ целый год собирают интересное кино по всем миру, чтобы показать его за несколько дней алматинцам. И билеты на эти фильмы разлетаются на старте продаж.
Или о театральных фестивалях. Министерство культуры и спорта театральных фестивалей проводит больше десятка в год – в разных регионах страны. Но напрягитесь и назовите хотя бы один (я – не могу, как ни напрягаюсь).
Удивительно, что и в новостях о таких фестивалях постоянно молчат. А независимый опять же театральный фестиваль «Откровение», который на наступающий февраль запланирован уже четвертый, у всех театралов на слуху, в программу рвутся и государственные театры, причем не только алматинские. В этом году, кстати, «Откровение» устроил образовательную программу, свозив актеров, режиссеров и менеджеров на шоу-кейсы в Москву, Санкт-Петербург, Минск и Ереван.
Всю систему менять надо
Главная причина такой разницы видится в нарушении схемы. В случае с государственным финансированием проект начинается с денег – на них «покупается» художник или менеджер (соответствующий указанной сумме квалификации). Частный проект же начинается с человека, с автора, художника или менеджера, который, согласно своим потребностям и возможностям, ищет необходимое финансирование. И, конечно, дело в личной ответственности тоже, но когда инициатива исходит не изнутри, а сверху, есть назойливый соблазн сделать проект «государственный» - из мышиных хвостов.
И так хочется временами подойти к отдельным деятелям, уже запустившим руку в очередной привлекательный кусок государственных средств, заглянуть в глаза и попросить: «Брат, сделай как себе». Вдруг поможет.
Фото Марины Константиновой и из архива театров.