Шедевры на заказ не делаются

3400 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Воскресенье, 06 Ноя 2016, 15:00

Почему культурные проекты, созданные на государственные деньги, всегда выглядят постно

На снимке: единственным приличным юбилейным спектаклем стал пластический «Рух» Немецкого театра.

* Деньги только юбилярам

* Страна невыученных уроков

* Двое против «Евразии»

* Всю систему менять надо

Говорят, есть лайфхак: если донерщику заглянуть в глаза и попросить: «Брат, сделай как себе», - получишь пухлый донер с двойным мясом. Так и в отечественной культуре – хорошо и «как себе» получаются, как правило, проекты, созданные на частные инвестиции. На государственные деньги выходит постно.

Читайте также
Тунгышбай Жаманкулов - об искусстве кино и национальных комплексах

Отчего-то всегда, когда дело касается зрелищ, мне хочется говорить об этом «хлебными» метафорами. У моей бабушки «государственными» назывались магазинные продукты сомнительного качества: колбаса из «мышиных хвостов», серый несдобный хлеб или кабачковая икра без вкуса и цвета. Все, что домашнее, было в противовес: свежее, вкусное, душистое.

Деньги только юбилярам

Я не помню в последние годы мощных спектаклей в государственных драмтеатрах, которые бы были созданы штатными режиссерами на государственные деньги. Минкульт даже учредил худсоветы, которые призваны следить за качеством продукта, а качества глобально как не было, так и нет. И тут еще бесконечные грандиозные даты, перед которыми в отечественной казенной культуре устоялось трепетное благоговение. Есть где разгуляться: 1000-летие Алматы, 550-летие Казахского ханства, 25-летие независимого Казахстана.

Единственным юбилейным спектаклем, который получился приличным, был пластический «Рух» Немецкого театра.

Да и в принципе DTK – государственный театр, который не походит на все остальные. Вероятно, факт, что то самое государство уже десять лет никак не решает вопрос с помещением для театра, делая из труппы вынужденных номадов, дистанцировало команду от принятых в гостеатрах порядков. Впрочем, Немецкий всегда был особенным.
Читайте также
Звезда для Булата

Менеджмент первого в стране независимого театра ARTиШОК регулярно озвучивает, что не хочет государственного финансирования из страха, что оно, государство, вознамерится вмешаться в репертуар. Однако, театру приходилось сотрудничать с управлениями культуры в Алматы и Астане, но надо отметить, что инициатором, как правило, была официальная сторона.

Но когда ARTиШОК оказался на гастролях в Милане во время EXPO, в казахстанский павильон труппу не пригласили, как артишоки ни пытались наладить связь. Стать частью международной выставки театр все-таки стремится: весь прошлый и текущий сезон ARTиШОК ведет переговоры, чтобы попасть в культурную программу уже астанинского EXPO.

В наступившем же сезоне свои самые громкие театральные проекты (Немецкий – «Я Гамлет», ARTиШОК – «Историю уродства» и «Уят») оба театра реализовали финансово за счет международных программ.

Страна невыученных уроков

Ощущение, что государственное финансирование снимает с художника персональную ответственность, подкрепляет и ситуация в кинематографе. Государственное кино – значит, кондовое, там, где виден прогресс – наверняка привлечены частные деньги.

Причем это одинаково верно как с авторским кино, так и с коммерческим. И хотя «Казахфильм» имел отношение, например, к «Урокам гармонии» Эмира БАЙГАЗИНА, история сотрудничества режиссера и киностудии вышла, мягко говоря, сложной.

А впоследствии министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ вовсе назвал «Уроки гармонии» (кадр из кинокартины - на снимке) в числе фильмов, позорящих страну.

У другого молодого режиссера, чье имя тоже становится культовым, Адильхана ЕРЖАНОВА, крупный совместный с государством проект только впереди. Но еще не начав съемок, постановщик пожаловался: обещанный Минкультом бюджет собрались попилить.

Сейчас, конечно, ложки уже нашлись, но про осадок всем понятно.

Двое против «Евразии»

С фестивальным движением ситуация примерно та же. «Евразия», которая в минувшем сентябре прошла уже в двенадцатый раз и за годы существования сменила не одного куратора, все никак не может выйти на упорядоченный уровень. Теперешний руководитель фестиваля Рашид НУГМАНОВ жалуется, что выделенных на мероприятие государственных денег мало. Еле хватает на офис в отеле «Ритц-Карлтон», на фестивальный центр в «Есентай Молле», а на то, чтобы пригласить голливудских звезд, уже не хватает. Без звезд, говорят, публика не идет.

Читайте также
Скандал без продолжения

А есть камерный независимый кинофестиваль Clique, который делают всего два человека и который в ноябре пройдет только в третий раз. И количество приглашенных звезд на нем стремится к нулю. Зато придумавшие Clique Наргиз ШУКЕНОВА и Борис БАЙКОВ целый год собирают интересное кино по всем миру, чтобы показать его за несколько дней алматинцам. И билеты на эти фильмы разлетаются на старте продаж.

Или о театральных фестивалях. Министерство культуры и спорта театральных фестивалей проводит больше десятка в год – в разных регионах страны. Но напрягитесь и назовите хотя бы один (я – не могу, как ни напрягаюсь).

Удивительно, что и в новостях о таких фестивалях постоянно молчат. А независимый опять же театральный фестиваль «Откровение», который на наступающий февраль запланирован уже четвертый, у всех театралов на слуху, в программу рвутся и государственные театры, причем не только алматинские. В этом году, кстати, «Откровение» устроил образовательную программу, свозив актеров, режиссеров и менеджеров на шоу-кейсы в Москву, Санкт-Петербург, Минск и Ереван.

Читайте также
Про уродов и людей

Всю систему менять надо

Главная причина такой разницы видится в нарушении схемы. В случае с государственным финансированием проект начинается с денег – на них «покупается» художник или менеджер (соответствующий указанной сумме квалификации). Частный проект же начинается с человека, с автора, художника или менеджера, который, согласно своим потребностям и возможностям, ищет необходимое финансирование. И, конечно, дело в личной ответственности тоже, но когда инициатива исходит не изнутри, а сверху, есть назойливый соблазн сделать проект «государственный» - из мышиных хвостов.

И так хочется временами подойти к отдельным деятелям, уже запустившим руку в очередной привлекательный кусок государственных средств, заглянуть в глаза и попросить: «Брат, сделай как себе». Вдруг поможет.

Фото Марины Константиновой и из архива театров.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером