По словам предпринимателей, рвутся логистические цепочки и маршруты поставок, начался рост цен
На площадке Палаты предпринимателей СКО прошло заседание антикризисного оперативного штаба с участием акима области Кумара АКСАКАЛОВА. Санкции, активно вводимые в отношении Российской Федерации, негативно отражаются и на североказахстанском бизнесе, отметили участники мероприятия.
- Основными проблемами бизнеса на текущий момент во всех регионах страны являются разрыв логистических цепочек и маршрутов поставок, ослабление валюты, что приводит к увеличению стоимости конечной цены продукции, сокращению объемов поставок продукции, сырья, комплектующих, проблемам оплаты за товары и услуги и высоким рискам неисполнения обязательств по договорам перед контрагентам, - сказал директор ПП СКО Алибек АШМЕТОВ. - Есть риски задержки поставок сельхозтехники до начала весенне-полевых работ.
О возможных проблемах в поставке сельхозтехники и комплектующих из-за отказа иностранных грузоперевозчиков заходить в российские порты говорили представители промышленных предприятий региона. Как отметил директор ТОО "Kametex" Руслан ХАСЕНОВ, чье предприятие занимается поставкой посевных комплексов канадского и американского производства и запчастей к ней, пока проблем с логистикой у товарищества нет, но они могут возникнуть, поэтому есть необходимость проработать альтернативный путь перевозки грузов.
- Основной склад у нас находится в Клайпеде, Литве, отгрузки оттуда идут, то есть транзит пока открыт, - сообщил спикер. - По срокам с поставкой сельхозтехники успеваем, но по запчастям, возможно, возникнут проблемы, так как они поставляются отдельно, и у нас еще остаются неотгруженные контейнеры с Канады. Мы надеемся, что у нас получится вовремя поставить комплектующие до весенне-полевых работ, но все же считаем необходимым проработать альтернативный путь перевозки запчастей из Европы через порт Актау. То есть это транзит через Турцию, Грузию, Азербайджан и порт Актау, у которого большие мощности по принятию и отгрузке.
Хасенов пояснил, что ранее запчасти шли через Санкт-Петербург, который сейчас закрыт для транзита, поэтому груз с комплектующими пойдет через Республику Беларусь, где возможны задержки из-за длительного таможенного оформления в рамках единой таможенной зоны ЕАЭС. А если ограничения коснутся и этой страны, то другого пути, кроме Турции, у поставщиков сельхозтехники европейского производства просто нет.
С аналогичной просьбой выступили и представители компании-поставщика канадской сельхозтехники "John Deere". О проблемах с поставкой товара из Европы на заседании говорил директор ТОО "Петропавловский электротехнический завод" Максат УСЕНБАЕВ. У предприятия застрял последний груз с трансформаторным оборудованием в Италии, где в рамках Евросоюза транспорт в принципе не ограничивают в проезде, однако при въезде в Российскую Федерацию уже действуют ограничения.
- Литва отказалась выгружать со своей территории товар в Российскую Федерацию, - сказал Усенбаев. - Получается, другого варианта завезти оборудование в Казахстан, кроме как через Каспийское море, через Турцию, у нас нет, так как на белорусской границе сейчас длинная очередь. Но чтобы завезти товар через Турцию, логистической компании требуется получить разрешение на транспортировку через эти страны, так называемый дозвол, рассмотрение которого занимает от 2 до 3 месяцев. То есть для этого министерства транспорта Турции, Армении, Грузии и Казахстана должны заключить соответствующее соглашение. В связи с чем просим поднять на республиканском уровне вопрос получения дозвола для логистических компаний в более короткие сроки.
Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается и на строительной отрасли. Местные компании сообщают, что российские поставщики-производители уже предупредили о повышении цен на 15-20% на многие товары. Есть риск дефицита пластиковых панелей, которые регион закупает у России. Производители панелей приобретают компоненты в Европе и США, что с введением санкций становится практически невозможным.
- Основная проблема в строительной отрасли сейчас это цены, которые выросли на все в среднем на 20%, - отметила директор ТОО "Барс Nord" Ольга ИСАКОВА. - Все производители обещают, что они будут расти и дальше. В основном, это связано как с курсовой разницей, так и с нарушением логистических цепочек у наших производителей.
Ни для кого не секрет, что 85% строительных материалов мы завозим из Российской Федерации. У российских производителей уже есть проблемы с европейским сырьем для производства, соответственно, для нас это обернется дефицитом стройматериалов. Есть товары, которые производятся в Казахстане, к примеру, те же профильные системы. Думаю, государству нужно вводить запрет на их экспорт, чтобы они не уходили в другие страны, а обеспечивали внутренний рынок. Также нужно по возможности обеспечить наших строителей деньгами, чтобы они смогли законтрактовать необходимый объем стройматериалов для завершения объектов, потому что многие строительные компании уже выкупают наперед стройматериалы в той же России, боясь перебоев с поставками. Необходимо разработать региональный индекс цен, который будет пересматриваться исходя из обстоятельств, потому что сметы все сверстаны по старому индексу цен, поэтому многие строители даже не хотят выходить на тендеры, так как знают, что будут работать даже не в ноль, а в минус. В текущей ситуации необходим механизм оперативного принятия решений в вопросе пересмотра цен, которые заложены в сметах, чтобы они соответствовали действительности.
Фото ПП СКО.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!