В аэропорт были вложены миллиарды, но ещё ни копейки не возвращено
В минувшие выходные в казахстанских СМИ стала появлятся информация о том, что международный аэропорт имени Маншук Маметовой в Уральске сменил своих собственников. Если раньше владельцем воздушной гавани было ТОО "Беркут Аэропорт" (компания, связанная с ныне ликидированной после крушения самолета авиакомпанией Bek Air), то теперь учредителем значится ТОО "Орал Аэропорт холдинг", которая была создана в июле прошлого года.
Компания принадлежит сразу трем учредителям, один из которых Даулетхан КИЛЫБАЕВ - казахстанский долларовый миллиардер, компания ТОО "Уральск менеджмент", а также АО "Ретранс" - компания, зарегистрированная в российском Екатеринбурге, связанная с олигархом Виктором ВЕКСЕЛЬБЕРГОМ. Вексельберг через свои компании занимается управлением российскими аэропортами.
Эта информация вызвала большой шквал недовольства среди жителей Западно-Казахстанской области: люди посчитали, что впускать на территорию стратегического объекта предпринимателей из других стран - противоречит национальной безопасности страны. Кроме того, западноказахстанцев возмутило, что терминал был передан сразу же после ремонта и вложения в него 6,6 млрд тенге нефтяных дивидендов.
Представители правления СПК "Акжайык", а также чиновники управления автомобильного транспорта и пассажирских перевозок по ЗКО провели пресс-конференцию по вопросу передачи аэропорта в доверительное управление.
- В рамках реализации инвестпроекта по реконструкции терминала аэропорта, между СПК "Акжайык"(государственная компания - А.Ш.) и ТОО "Международный аэропорт Орал" (бывший владелец уральского аэропорта) был заключен договор. В рамках его, собственник передал здание аэропорта в собственность СПК. В свою очередь СПК провела реконструкцию и передала терминал в доверительное управление собственнику на три года.
В последние годы ТОО "Международный аэропорт Орал" проводил работу по поиску партнеров, специализирующихся в управлении аэропортами. В результате привлечен инвестор в лице ТОО "Орал аэропорт холдинг", который имеет огромный опыт в развитии аэропортов. Основная доля принадлежит казахстанской стороне. Стратегическая часть аэропорта - под контролем государства. Взлетная полоса на балансе Комитета гражданской авиации, а пассажирский терминал на балансе СПК, - сообщил председатель СПК "Акжайык" Нуржан УТЕПБАЕВ.
По словам Нуржана Утепбаева, от новых управляющих аэропорта государство ждет улучшения его инфраструктуры.
- Учитывая опыт и финансовые возможности новых управляющих, мы ставим перед ними задачу по приобретению и установке оборудования. В частности, системы обнаружения радиоактивных металлов "Янтарь", ленточный транспортер, тележки для перевозки контейнеров, автобусов для доставки пассажиров, установку лифта для маломобильных пассажиров. Также - рост числа авиакомпаний и направлений для удешевления авиабилетов, модернизацию рулежки и перрона для последующего строительства грузового авиакарготерминала, - отметил представитель СПК "Акжайык".
Присуствоваший на конференции журналист Ерденбек ЖЫЛКАЙДАРУЛЫ просил чиновников уточнить - на каких основаниях был передан аэропорт.
- Вы говорите что аэропорт передали в доверительное упрвление, а сам аэропорт разослал релиз, что продал его, что прошла сделка. Где здесь правда? - спросил журналист.
Чиновники, слегка замявшись, ответили, что аэропорт все же в доверительном управлении, а продали именно долю бывшего собственника - 49% аэропорта, оставшимися 51% управляет казахстанская сторона.
- Мы не имеем полномочий вмешиваться в их внутренние договоренности и проверять, что они продали. Доверительное управление на три года, если новый инвестор исполнит свои обязательства, то договор с ним будет продлен. Даем 100% гарантию, что в частные руки аэропорт не уйдет, - ответил руководитель управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта ЗКО Айдар МЕНЕЕВ.
Журналист Тамара ЕСЛЯМОВА спросила - возвратят ли новые управляющие 6,6 млрд тенге, которые были вложены в реконструкцию аэропорта компанией КПО б.в.
- Это конфиденциальная информация, - отмел вопрос представитель СПК "Акжайык", а после еще долго перебранивался с журналистом, ссылаясь то на конфиденциальность, то на внутренние дела аэропорта и юридическую невозможность в них влезать.
- Этот вопрос не может быть конфиденциальным. Все таки это собственность народа, населения области, - возразила журналист.
В ответ на это г-н Утепбаев ответил, что по истечении трех лет новый управляющий только примет решение - возвращать ему эти средства или не возвращать. Если не возвратят - СПК "Акжайык" отзовет право доверительного управления.
Напомним, что ранее сообщалось о том, что турки намерены строить на территории уральского аэропорта грузовой терминал стоимостью в 25 миллионов долларов. Государство предоставит турецким инвесторам землю и необходимые инженерные коммуникации.
Кроме того, этим летом авиакомпания Air Astana заявила о том, что отремонтированный аэропорт вновь нуждается в ремонте.
Фото: © Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!