Россия на треть урезает госинвестиции на 2016 и 2017 гг.

2315 просмотров
0
kommersant.ru
Вторник, 02 Июн 2015, 11:46

Во имя чего режут расходы на будущий экономический рост?

Правительство предварительно определилось с суммой, которую оно может себе позволить потратить на госинвестиции в 2016-2018 годах, сообщает газета «Коммерсантъ» («Ъ»). Работавшая всю весну межведомственная комиссия по бюджетным расходам инвестиционного характера в итоге урезала запрошенные министерствами ассигнования на 2016 и 2017 годы на треть (до 1,78-1,79 трлн руб. в год), на 2018-й — на 40% (до 1,6 трлн руб.). Необходимость с невероятными усилиями втискивать госпрограммы в бюджетные рамки власти объясняют жестким бюджетом. Но на деле продолжается тренд всех последних лет: с 2009 по 2015 год уровень инвестиционных расходов бюджета к ВВП плавно сокращался с 3,1% до 2,1%.

Объем расходов инвестиционного характера — один из параметров федерального бюджета на 2016-2018 годы, над версткой которого сейчас трудится Белый дом. В отличие от социальных и оборонных расходов, которые по решению Владимира Путина защищены от секвестра, траты на разнообразные стройки под рассуждения о повышении эффективности, как показывает практика, с легкостью сжимаются.

Минэкономики ищет второе дно

В январе—апреле 2015 года экономика России в годовом выражении сократилась на 2,4% из 2,8%, ожидаемых правительством по итогам года, оценили в Минэкономики. В ведомстве Алексея Улюкаева признали: падение ВВП становится все более глубоким, что подтверждают опережающие индикаторы состояния промышленности в мае 2015 года. Впрочем, растущая цена нефти и уверенно замедляющаяся инфляция краткосрочные макроэкономические прогнозы пока улучшают.

Именно этой возможностью воспользовалась межведомственная комиссия по подготовке предложений по формированию инвестиционных расходов бюджета — ее заседание министр экономики Алексей Улюкаев провел вчера. С подачи трех рабочих групп комиссии (участники — Минэкономики, Минфин, коллегия ВПК, Минобрнауки) заявленные главными распорядителями бюджетных средств суммы инвестиций были уменьшены для 2016 года на 33% (с 2,673 трлн руб. до 1,788 трлн руб.), для 2017-го — на 35% (с 2,78 трлн руб. до 1,793 трлн руб.), для 2018-го — на 42% (с 2,767 трлн руб. до 1,608 трлн руб.). Поясним, эти суммы отражают общий размер инвестиций федерального центра — как госпрограммы (прежде всего ФЦП), так и непрограммные направления деятельности, но не отражают "квазигосударственные" инвестиции госкомпаний и госкорпораций, а также региональные инвестиции. Впрочем, если в корпоративном сегменте госсектора инвестиции относительно стабильны, поскольку поддерживаются тарифной политикой государства и прибылями прошлых лет, то региональные инвестиции в 2016-2018 годах ждет сокращение, схожее с тем, что готовится в рамках бюджетного процесса на предстоящие три бюджетных года.

Согласно презентации Минэкономики, приоритеты, которыми пользовалась комиссия при проведении секвестра,— исполнение майских указов, поручений президента и правительства; завершение объектов, которые могут быть введены в эксплуатацию в 2016 году; межотраслевые или импортозамещающие проекты. Отсеченные комиссией заявки ведомств совсем не пропадут: частично их включат в так называемые листы ожидания — на случай улучшения ситуации. К примеру, из "урезанных" комиссией на 2016 год 885 млрд руб. запросы на 429 млрд руб. Комиссия включила в такой лист, на 445 млрд руб.— отклонила и всего на 11 млрд руб. перераспределила на другие объекты.

Цель оправдывает средства ФНБ

В Минэкономики по поручению президента Владимира Путина посчитали "целевой сценарий", в рамках которого экономика России должна расти быстрее 4% к 2018 году, а инвестиции — на 9-10% в год. Лишь часть условий для этого, вложенных ведомством Алексея Улюкаева в прогноз,— рост лимитов инвестирования денег ФНБ до 80% объема фонда, ограничение роста тарифов госмонополий ожидаемой инфляцией, увеличение пенсионного возраста. Рассматривать всерьез такой целевой сценарий в Белом доме пока не решаются.

Сообщивший о результатах деятельности рабочих групп замглавы Минэкономики Евгений Елин отметил, что, поскольку в условиях жестких лимитов приоритет будет отдан текущим расходам, а не инвестициям, его ведомство не станет поддерживать дополнительные предложения, если в качестве разногласий они будут выноситься на межведомственный уровень. По планам Белого дома вслед за заседаниями комиссии и рабочих групп (судя по всему, вчерашнее совещание было финальным на этом этапе — по графику комиссия под руководством Минэкономики должна была работать в апреле--мае 2015 года) в первой декаде июня (то есть в ближайшие дни) новые объемы госинвестиций ведомства будут оспаривать или защищать на совещаниях у профильных вице-премьеров. Затем последует утверждение состоявшегося разделения госинвестпроектов 2016-2018 годов на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова — ближе к середине июня. Во второй половине июня цифры будут вынесены сначала на совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, а затем на заседание правительства.

Наконец, предельные объемы расходов будут доведены Минфином до ответственных исполнителей госпрограмм (профильных ведомств). Финальное согласование распределения инвестрасходов между ГРБС и Минэкономики должно завершиться не позднее 4 августа 2015 года.

Даже попасть в "лист ожидания" для инвестиционных проектов 2016-2018 годов будет достаточно сложно. Так, для того чтобы проект был включен в список, госзаказчику нужно будет подтвердить расчетами, что отказ от реализации проекта серьезно повлияет на решения задач, поставленных правительством, и не вызовет в перспективе рост незавершенного строительства. Барьер, который поставлен между "листом ожидания" и бюджетными ассигнованиями на 2016-2018 годы, еще выше: фактически, после того как межведомственная комиссия согласилась занести проект в лист, получить финансирование из бюджета позволит только решение бюджетной комиссии и правительства РФ в июне 2015 года. Также исключительно правительство на своем заседании может менять параметры плановых документов, в рамках которых потребность ведомства в строительстве какого-либо объекта может появиться или получить обоснование.

Инвестиционный наобум

Последняя версия макроэкономического прогноза Минэкономики до 2018 года предполагает, что уже в следующем году экономика России восстановит объемы инвестиционного импорта — закупка производственных линий, станков и машин на частные деньги, как и рост зарплат, с 2017 года обеспечат устойчивое увеличение ВВП. Впрочем, в прогнозе не обсуждается самый важный

вопрос: что именно заставит российских частных инвесторов поверить в перспективы отечественной экономики и вкладываться только в Россию.

К заседанию комиссии Минэкономики констатировало и ряд проблем с уже зарезервированными в текущем бюджете средствами на реализацию ФЦП, которые формально не объявлены расходами инвестхарактера, но должны проходить тот же отсев, что и другие инвестиционные расходы. Крупнейшие из них на 2016-2017 годы — расходы по ФЦП "Жилище" на 118 млрд руб. и две еще не написанные "космические" ФЦП до 2025 года — на 208 млрд руб. В том числе отвергнуты и разработки ФЦП по строительству российских космодромов, о которой неоднократно писал "Ъ": очередной проект документа из Роскосмоса от 8 мая, сообщают в Минэкономики, "готовится к возврату на доработку". ФЦП по развитию Дальнего Востока на 2018 год пока не продлена, поэтому предложения "отдельных госзаказчиков" на этот год на 78 млрд руб. рекомендуется не рассматривать, как и одну из неутвержденных ФЦП Минпромторга. Наконец, по шести действующим ФЦП, крупнейшей из которых является программа Минобороны по увеличению контрактной составляющей в вооруженных силах (судя по всему, речь идет о строительстве служебного жилья и казарм), на 2016-2017 годы требуется дополнительно 79 млрд руб.— источники средств неизвестны, скорее всего, эти расходы подпадут под сокращение или в лучшем случае встанут в "лист ожидания".

Данные Минэкономики говорят, что нынешнее сокращение инвестиций вовсе не временная антикризисная мера. Уровень бюджетного финансирования расходов инвестиционного характера за период с 2009-го кризисного года по 2018 год в отношении к ВВП сократится в 2,1 раза, по расходам на реализацию ФАИП — в три раза. Так, в 2009 году инвестрасходы бюджета составили 3,1% ВВП, в благополучном 2011-м — 2,8%, в не менее стабильном 2013-м — 2,4%, в 2015 году они, предположительно, будут равны 2,1% ВВП, в 2017-м — снизятся до 1,6%, а в 2018-м, когда Россия, по прогнозам Минэкономики, уже будет находиться на траектории устойчивого роста,— и вовсе до 1,5% ВВП. Если этот рост и случится, то объявлять его причиной государственную инвестиционную активность будет просто смешно.

Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
На какие уступки может пойти Киев: интервью с экспертом Максимом Крамаренко
Аналитик о скандале вокруг нового мирного плана, реакции Киева и вероятных сценариях для Украины
ЕАЭС в поисках новой динамики
Десять лет ЕАЭС: работающие механизмы и нерешенные вопросы
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента