На репетиции оперы "Абай"
КазНТОБ имени Абая. Несколько минут до представления. Зрители ожидают начала, негромко переговариваясь и предвкушая зрелище. Наконец свет гаснет, занавес медленно открывается. Начинается спектакль.
За видимой легкостью и магией театрального действа скрывается кропотливая работа, которой не видно. Десятки людей трудятся за кулисами, чтобы выступление прошло идеально. Среди них особую роль играют помощники режиссера. Алия ЖАБАЕВА и Галина БУЛГАРЦЕВА – именно такие люди, которые на протяжении многих лет ведут спектакли в Театре оперы и балета имени Абая в Алматы.
Их имена написаны на программке, которую выдают перед началом представления, но мало кто знает их в лицо. А между тем Алия ведет спектакли КазНТОБ-а уже 28 лет, а Галина и вовсе работает в театре 4 десятилетия.
Мы заглянули за кулисы на одной из репетиций оперы "Абай". В то время, как Галина Булгарцева внимательно следит по нотам за игрой оркестра, Алия подпевает артисту Талгату КУЗЕМБАЕВУ, который исполняет партию Абая.
— Неужели вы знаете все партии наизусть?
— Конечно, нет! — отвечает Алия. — Знаю только некоторые места, самые любимые. Тем более что в опере "Абай" много мелодий самого Абая.
К помощникам режиссера подходит хранительница оперы Диана АКИМБАЕВА:
— Попросите круглую корпешку для актера! По видео он в этой сцене должен сидеть на коврике.
И Алия передает по рации о том, что нужно добавить реквизит. Это — лишь одна из ситуаций, каких на репетициях множество. За всеми подобными нюансами, незаметными для зрителей, и следят помощники режиссера. Их можно назвать связующим звеном между артистами и режиссером-постановщиком. Когда мы просим Галину Булгарцеву и Алию Жабаеву рассказать, в чем состоит их роль в театре, они отвечают:
— Мы следим, в порядке ли декорации, все ли артисты готовы. Даем команды верховым, когда опустить, когда поднять занавес, приглашаем маэстро и солистов. Подсказываем, откуда кто выходит. Режиссер выпустил постановку и отправил ее в море, а мы дальше координируем процесс, чтоб все работало по его задумке, — объясняет Галина.
— Да, мы принимаем спектакль и четко следим за тем, на какую ноту какой давать свет, какой должен выходить солист, когда менять декорации, — дополняет Алия.
— Проще говоря, мы — ведущие спектакля, координируем работу всех служб, — продолжает Галина. — Например, есть спектакли, на которых работают машинисты: на "Аиде", "Спартаке", "Корсаре", "Севильском цирюльнике".
— И мы по рации даем команды: "Верховые, готовимся на перемену. Машинисты, выезжаем, двигаем. Осветители, даём свет, тридцатое положение. Видео, включаемся!". Спектакль идет только по нашей команде, — говорит Алия. — Сейчас практически все постановки технически очень сложные. Раньше из декораций у нас были только задники. Теперь это видео, объемные станки, высотные декорации.
Алия Жабаева и Галина Булгарцева называют себя творческими единицами. Несмотря на то, что им приходится плотно работать с цехами, отвечающими за техническое оснащение, люди их профессии также должны иметь музыкальное образование и соединять все департаменты театра в единое целое.
Они изо дня в день бессменно ведут спектакли и репетиции, но признаются, что работа не надоедает, ведь как может надоесть классика? Она поднимает вечные вопросы о добре и зле, о смысле жизни и назначении человека, о духовности и вере в Бога. И каждый новый просмотр помогает найти в произведении новые смыслы.
— Первый звонок, занавес закрыт, зрителей запустили в зал. Всё: с этого момента никто не командир, кроме нас! И так каждый спектакль, — говорят Галина и Алия.
Фото: АПН.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!